Просмотр содержимого документа
«Статья "Обучение учащихся заучиванию наизусть стихотворных произведений"»
Обучение учащихся заучиванию наизусть стихотворных произведений
Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение – это главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки, без чего немыслимы ни плодородная деятельность, ни успешное учение.
Существует прямая связь между развитием памяти у обучающихся и уровнем их обучаемости. Высокая умственная одаренность включает в себя достаточно хорошую память и наоборот, плохо обучаемые в школе дети имеют плохую память.
Но связывать успехи и неуспехи в учении только с хорошей или плохой памятью нельзя. Память может лишь помочь, если она хорошая, и затруднить процесс учения, если человек не умеет управлять своей памятью.
Память у младших школьников – одна из основных психических функций. Мышление ребенка 7-9 лет во многом определяется его памятью.
Чаще всего в начальных классах дети вынуждены заучивать стихотворные произведения. И перед обучающимися необходимо ставить конкретную задачу на запоминание: стихотворение нужно выучивать дословно, точно.
Перед заучиванием стихотворения надо разобраться, о чем в нем говорится, выделить и объяснить ребенку незнакомые слова и выражения, для более глубокого проникновения в сущность произведения нужно попросить учащихся рассказать стихотворение своими словами, можно составить план стихотворения. Лучшему пониманию стихотворения, созданию нужных образов и развитию образного запоминания способствует использование наглядности. Необходимо помнить, что перед заучиванием стихотворения наизусть надо добиться от детей выразительного чтения этого произведения. При разборе с детьми стихотворения для выразительного чтения заучивание наизусть проходит легко и незаметно в процессе этой подготовительной работы. При механическом заучивании стихотворения учащийся затрачивает гораздо больше времени и усилий.
Многих интересует вопрос: как заучивать наизусть стихотворение – целиком или по частям? Очень соблазнительно учить по маленьким отрывкам. Но конечный результат может быть и не совсем эффективным: при воспроизведении всего стихотворения в целом появляются «спотыкания» при переходе от одного кусочка к другому. Поэтому небольшие по объему стихотворения следует заучивать целиком. При запоминании большого текста следует применять комбинированный способ: учить его по четверостишиям.
Можно предложить учащимся следующую памятку для заучивания наизусть стихотворных произведений:
Тихо прочитай стихотворение вслух. Помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить. Выясни все непонятные слова и обороты.
Громко прочитай стихотворение. При прочтении попытайся уловить мелодию, ритм стихотворения.
Прочитай стихотворение третий раз – громко и выразительно.
Через 2 мин повтори стихотворение вслух по памяти 2-3 раза, при необходимости заглядывая в текст. Попытайся представить себе описываемые в стихотворении события или его настроение.
Через 3 ч повтори стихотворение 2-3 раза, не заглядывая в текст.
Перед сном еще раз повтори стихотворение.
При таком распределении работы над текстом у ребенка задействовано несколько видов памяти: зрительная, слуховая и речевая. А в психологии есть такой закон: чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится.