Просмотр содержимого документа
«Статья на тему:: «Подготовка учителя к преподаванию основ православной культуры».»
Тема: «Подготовка учителя к преподаванию основ православной культуры».
Должность учитель начальных классов
Место работы МАОУ Домодедовская СОШ №7 с УИОП
Ф.И.О. Волкова Надежда Алексеевна.
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви приносит людям горя и обществу – вред.
Василий Александрович Сухомлинский.
Главной задачей современной государственной политики Российской Федерации является нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения. Один из путей решения непрерывности духовно-нравственного воспитания – это своевременное и нужное в данный период времени введение курса ОРКСЭ, в состав которого входит модуль «Основы православной культуры».
Важный аспект - воспитание у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Предмет «Основы православной культуры» не является религиозным, а носит культурологический и воспитательный характер. На начальном этапе необходимо понимать, является ли учитель компетентным и достаточно профессиональным в данной области знаний. Учитель должен быть образцом нравственно-духовного воспитания и образа жизни.
Учитель детально вникает во все аспекты духовно-нравственной жизни, сам стремится нести принципы и морали духовной традиции и стремится стать примером и образцом духовно-нравственного самосовершенствования. Поэтому, во многом качество и результат зависят от преподавателя, его личностных качеств, его умения преподнести материал и не навязать учащемуся своей «абсолютной» точки зрения.
Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Это такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматривается как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры. На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учѐных, статей и книг глав и активных деятелей различных конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты. На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным. Следует помнить, что музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в модуле, непривычен и малопонятен для большинства школьников.
На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для понимания. Манера объяснения должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не следует бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала. Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, рассказ о православии будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма (экскурсией). В ходе такой мини–экскурсии следует заострить внимание учащихся на внешнем и внутреннем виде осматриваемого объекта. При этом нелишне учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно, любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нѐм или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной.
Самое главное для любого педагога, я считаю, это беспрерывное образование в любом виде: не только курсы, но обмен опытом, самообразование. Именно мы должны показывать своим примером, что учиться - это здорово, что образование - это одна из нравственных ценностей современного человека.
Учитель должен не просто выдать материал на предметном уровне, но и разбудить душу ребёнка. Важно, чтобы ребёнок нашел в ней источник силы и утешения, научить отличать высокое от низменного, прекрасное от безобразного. С таким нравственным стержнем человек устоит перед опасностями и соблазнами жизни.
Всё зависит от личностных и профессиональных качеств учителя, от понимания важности курса и ответственности его преподавания. И, конечно, от желания. Обучая детей, и сам учитель постоянно чему-то учится, преображается. Учителю, по моему мнению, необходимо быть эрудитом, неутомимым искателем, вдумчивым читателем и владеть теми компетенциями, которые возбудят в ученике познавательную жажду, стремление к работе, к сотрудничеству и созиданию собственных продуктов.
Также, следует обратить внимание, что в школе должна быть создана необходимая нормативно-правовая и организационная библиотека, способная ответить на базовые вопросы модуля ОПК. Школа должна быть в полной мере обеспечена учебно-методическими комплектами в соответствии с выбором родителей и учащихся.
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общения с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы православной культуры» будет неполноценным и недостаточно эффективным.