Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Методы и приёмы при работе с детьми с ОВЗ"»
«Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ»
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока (разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). И на каждом этапе урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы. Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для достижения целей и задач пользуется следующими методами:
методы, используемые для сообщения новых знаний – это методы объяснения, рассказа, демонстрации;
методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков;
беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа –использование методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;
методы работы с техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков и прочее.
Дадим краткую характеристику некоторым методам обучения.
Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.
К рассказу предъявляются следующие требования:
- определенность темы и содержания (запоминается лучше и усваивается легче);
-четкость структуры(должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминацию, финал);
- эмоциональность (связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями, событиями).
- определенную форму рассуждений: анализ и синтез; наблюдения и выводы; индукция и дедукция;
-использование иллюстративного материала;
- формулировку выводов.
Беседа – метод обучения представляющий собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Главное требование – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены так, чтобы ученики понимали предмет разговора.
Работа учащихся с учебником, книгой является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умения и навыки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.
Требования: - каждый ученик должен уметь находить то место, которое изучается;
-учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания;
- учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.
Практический метод – использование игр, занимательных упражнений, соревнований.
Таким образом, в коррекционной школе используются те же методы обучения, что и в любой другой общеобразовательной школе, но, в практическом применении их, учитываются познавательные возможности детей с нарушенным интеллектом.
Наиболее существенным признаком, отличающим методы обучения, применяемые в коррекционной школе, от методов, используемых массовой школой, является их коррекционно-развивающая направленность.
Она включает:
Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;
Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;
Предварение пропедевтикой изучения нового;
Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
Любой урок – это, прежде всего, общение. Коррекционно-развивающий урок необходимо строить так, чтобы детям было интересно общаться с учителем, узнавая одновременно что-то новое, закрепляя пройденный материал, применяя знания в новых условиях. Особенность организации работы с детьми с нарушением интеллекта в том, чтобы коррекционно-развивающая направленность урока была не одним моментом или видом работ, а всем уроком, его содержанием, психологической атмосферой и добрым отношением друг к другу. Пусть дети работают каждый в своем темпе, каждый с учетом своих возможностей и приходят к концу урока к общим выводам и итогам.