Просмотр содержимого документа
«Статья ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА « ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА « ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
О.А. Белобородова
МБОУ СОШ №4
муниципального района Бирский район РБ
Известный педагог и психолог А.И. Савенков указывает, что еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей – ненужная роскошь, но жизнь не стоит на месте.
Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Но, основная трудность для учащихся и заключается в том, что они не умеют самостоятельно искать необходимую информацию. Их необходимо учить добывать знания. А.Г. Асмолов утверждает, что умение научить ребенка учиться самостоятельно и является главной задачей системы образования, а не передача определенного объема знаний. На первом этапе формирования умений исследовательской деятельности находится первый класс начальной школы. Задачей данного этапа является знакомство первоклассников с понятием исследовательская деятельность. У учащихся формируются первоначальные представления об исследователях и их деятельности. Чаще всего это знакомство происходит во внеурочной деятельности. Чтобы заинтересовать ребенка занятия проводят в форме игр, экскурсий, выполнения схем или моделей из бумаги, пластилина и т.д. На данном этапе учат наблюдать, рассказывать о том, что увидели и составлять предметные модели. В конце занятия полезно сделать вывод в форме выставки детских работ. Ко второму этапу относят второй класс начальной школы. На данном этапе учат не просто наблюдать, а выполнить анализ, сравнить и сделать выводы своего исследования. На данном этапе необходимо оформить результаты своего исследования. Чаще всего предлагается заполнить таблицу или схему. В этот период дети увеличивают свои знания об особенностях деятельности исследователя. Этап направлен на поддержание инициативы, самостоятельности и активности школьников.
Начиная со второго класса, на уроках окружающего мира, дети начинают выполнять собственные исследования. Как и на первом этапе используются различные методы и способы деятельности. Например, проводят небольшие исследования, которые занимают один урок. Включаются задания по наблюдению за объектами природы по плану, данному в учебнике. Во внеурочной деятельности проводят экскурсии. После возвращения в класс выполняют описание исследования в виде схем или таблиц. На данном этапе начинают выполнять эксперименты, используют ролевые игры, мини-доклады. Исследовательский опыт учеников развивается последовательно. Кроме того, исследовательская деятельность должна усложняться от фронтальной к индивидуальной самостоятельной деятельности. Исследовательская деятельность на данном этапе развивается дифференцированно. Необходимо учитывать особенности индивидуального исследовательского опыта детей. На третьем этапе обучения в центре внимания становится обогащение исследовательского опыта школьников третьего и четвертого классов. Это происходит за счет дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения на данном этапе происходит усложнение деятельности. Это происходит за счет увеличения сложности учебно -исследовательских задач, постановку и решение которых выполняют сами школьники. Усложнение деятельности проявляется в развернутости и осознанности рассуждений, в умениях обобщать и делать выводы. С учетом особенностей детей на данном этапе увеличивается количество мини-исследований и уроков-исследований. На уроках окружающего мира используют коллективное выполнение исследовательских работ. В ходе исследования наблюдают, проводят анкетирование, эксперименты и другие виды. В конце работы обязательна ее защита.
Все результаты исследовательской работы детей должны быть обязательно представлены классу. Это может быть показ, выставка. Важно подчеркнуть желание и стремление ребенка к выполнению работы. Ученику, нет необходимости подробно рассказывать о том, как он проводил исследование. Учителю необходимо отметить все положительные стороны исследовательской работы ученика. Данные формы работы мотивируют и стимулируют исследовательскую активность ребенка. Исследовательская деятельность младших школьников – это творчество ребенка. Она должна открывать для себя новые знания и способы деятельности для постижения окружающего мира. Исследовательская деятельность обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала. Она является средством активизации знаний, повышает интерес к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Начинать обучение детей исследовательской деятельности необходимо с первого класса. Например, в 1 классе проводят следующие темы уроков с элементами исследования: «Откуда берутся снег и лед», «Куда текут реки», «Откуда в снежках грязь», «Почему звенит звонок». Т.Н. Максимова предлагает включить во 2 классе элементы исследовательской работы в следующие уроки: «Про кошек и собак», «Как измерять температуру.