kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Учебная игра как средство развития познавательных интересов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается значимость учебных игр в начальных классах в учебном процессе, условия эффективности применения игр, правила проведения игры, виды игр.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Учебная игра как средство развития познавательных интересов"»








Учебная игра как средство развития познавательных интересов












Учитель: Василянская А.И.







Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это большое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается животворный поток представлений, понятий об окружающем мире.


В. Сухомлинский



















Хорошая игра похожа на хороший труд.


А.С. Макаренко





Учебная игра:



  • активизирует психические процессы;

  • вызывает интерес к процессу познания;

  • развивает способности и умения;

  • облегчает процесс усвоения знаний;

  • тренирует силы.




Основные условия эффективности

использования учебных игр


  • органическое использование в учебном процессе;

  • интересные названия;

  • наличие правдивых игровых элементов (зачин, рифма);

  • обязательность правил, которые нельзя нарушать;

  • эмоциональное отношение учителя к игровым действиям.

Современная школа требует активизации форм и методов учебного процесса. Учебная игра является одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся и воспитания умственной активности. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает облегчить процесс усвоения знаний. Высоко ценил значение игры В.А. Сухомлинский «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это большое светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается животворный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, которая зажигает огонек пытливости и любовь к знаниям».

Игры и игровые задания развивают у детей внимание, память, логическое мышление. Они требуют от детей организованности, умений придерживаться правил игры, подчиняют свои интересы интересам коллектива. Особенно необходимы игры в обучении и воспитании детей шестилетнего возраста. В них удается сконцентрировать внимание даже у самых инертных детей. Сначала дети проявляют интерес только к игре, а потом и к учебному материалу, без которого игра невозможна.

Как показывают исследования за обучением детей младшего школьного возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроках, ослабляется интерес к учебе, учащиеся с трудом включается в учебу в неигровых условиях. С одной стороны игры способствуют формированию внимания, развития памяти, мышления, самостоятельности. С другой – решают дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление изученного. Вспоминая слово А.С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хороший труд», каждому учителю необходимо научиться, умело использовать игру на уроке. Зная особенности младших школьников, я пришла к выводу, что умело использованная игра, не только повышает интерес к учебному процессу, но и снимает утомляемость и напряжение учащихся.

Так с первых уроков я использую игровые ситуации. Например, читаю письмо от Мальвины: «Добрый день, друзья! Я люблю отдыхать в лесу. В нем много грибов. Я люблю собирать грибы. Отгадайте, какие грибы я собираю, если в их названиях есть звук [р]». Эта игра развивает познавательные способности детей, формирует умения вычленять в слове отдельные звуки, что имеет большое значение для формирования навыков грамотного письма и чтения. Чтобы обучение было интересным, в классе ежедневно использую сказочных героев. Наш класс мы считаем волшебным, и когда случалось, что кто-то из детей нарушал дисциплину, наши сказочные герои потихоньку исчезали из класса. Учащиеся переживали это, и каждый старался, чтобы нарушений не было.

Интерес регулирует поведение ребенка. А как зажигаются глаза детей, когда на уроке игры – эстафеты «Кто быстрее решает примеры?», «Забей гол в ворота».

Дидактические игры построены по принципу автодидактизма и саморегуляции: игры с парными и разрезными рисунками, с кубиками, лото; геометрическое домино и мозаика; игры с загадыванием и разгадыванием; словесные игры. Ценность таких игр в том, что в интересной форме, без вмешательства учителя происходит обучение: дети распознают признаки предметов, классифицируют предметы с видовыми и родовыми признаками, сравнивают, выделяют часть из целого, составляют целое из частей, исключают «лишние» предметы.

На уроке целесообразно использовать такие дидактические игры, организация которых не требует от учителя много времени для приготовления соответственного оборудования, а от учащихся – запоминания громоздких правил. В своей работе отдаю предпочтение играм, которые предусматривают участие в них большинства детей класса, быстрый ответ, сосредоточение произвольного внимания.


Основные условия эффективности применения дидактических игр


  • органическое использование в учебном процессе;

  • интересные названия;

  • наличие правдивых игровых элементов (зачин, рифма);

  • обязательность правил, которые нельзя нарушать;

  • использование считалок;

  • эмоциональное отношение учителя к игровым действиям.

Игра в своих разных формах выполняет различные функции, но доминирует мотивационная.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры делятся:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности.

С помощью таких игр дети выполняют действия по образцу (например, составляют узор по образцу).

  1. Игры, требующие от детей репродуктивной деятельности.

К этой группе относится большинство игр, направленных на формирование вычислительных навыков. Например: летчик-командир придумал задание. Он определил курс движения самолета из одного города в другой. Самолет должен лететь над городом в порядке от меньшего числа к большему. Номер каждого города зашифрован примером. Чтобы раскодировать номер города, необходимо правильно решить примеры. Далее, необходимо показать линиями, как двигался самолет из одного города в другой.

  1. Игры, требующие контроля деятельности учащихся.

Например, игра «Контролеры». Объединить детей в 2 команды. От каждой команды к доске выходят по 1 «контролеру», которые следят за правильным ответом: один – за первой командой, другой за второй; решают какие-либо примеры.

  1. Игры, требующие поисковой деятельности учащихся.

Например, игра «Угадай-ка». Дети самостоятельно по рисунку или схеме составляют примеры.

+ =


  • Игру можно начинать на уроке, когда учащиеся усвоили минимум материала.

  • Начиная игру, учитель должен осознавать, какие знания у детей он будет развивать или закреплять.

  • На каком этапе урока необходимо проводить игру? Это зависит от ее характера и цели. Спокойные игры возможны на любом этапе урока. Живые – в конце, так как учащиеся сильно возбуждаются.

  • Игра должна быть посильной, но одновременно содержать трудности, требующие внимания и памяти.


Проведение игры

1. Во время проведения игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта.

2. Особое внимание уделять возбужденным и обидчивым детям.

3. Важно придерживаться темпа игры.

4. Много игр проводят в форме соревнований команд. В этих случаях выбирают капитанов команд. В каждой команде должны быть дети с разной подготовкой.

Используя игру, учитель должен помнить, что основная дидактическая задача должна соответствовать учебной цели урока.

На уроках в начальных классах использую игры, основанные на коллективных, групповых, индивидуальных формах работы. Разнообразие игр готовит детей к преодолению трудностей, формирует чувство желания находить правильный ответ не только ради себя, но и ради группы.

Моментом истины для каждого учителя на уроке есть высокая активность учащихся и высокий уровень усвоения знания учащимися данного материала. Каждый должен знать и помнить, что работает на конечный результат – знания. Использование дидактических игр на разных этапах урока повышает уровень знаний.






ЛИТЕРАТУРА


  1. Начальное обучение и воспитание № 16 – 18, 2011 г., с. 12-14, О.В. Чирик – Степанова, Т.А., Т.А. Бугаева Инновационные технологии на уроках в начальной школе, Х., «Основа», 2008 г.

  2. І.С. Вовчук, Ю.О. Петик.Родительский всеобуч, Х., «Основа», 2011г.

  3. Т. Дубіич. Игровые технологии лбучения на уроках в начальной школе, Тернополь-Харьков, 2010 г., с. 3-7.

  4. В.П. Телячук, О.В. Лєсина. Инновационные технологии в начальной школе, Х., «Основа», 2007 г. с. 11-40

  5. В.І. Курита. Учебные игры на уроках чтения, Х., «Основа», 2007 г. с. 30-31

  6. І.М. Досяк. Нестандартные уроки с использованием инновационных технологий, Х., «Основа, 2007 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Учебная игра как средство развития познавательных интересов"

Автор: Василянская Алла Ивановна

Дата: 01.05.2017

Номер свидетельства: 412510

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Статья «Метод проектов как средство развития познавательной активности дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_poznavatiel_noi_aktivnosti_dosh"
    ["file_id"] => string(6) "351256"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477133106"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»"
    ["seo_title"] => string(128) "stat-ia-didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-psikhologhichieskogho-razvitiia-doshkol-nika-s-umieriennoi-umstviennoi-otstalost-iu"
    ["file_id"] => string(6) "306379"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458119888"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»"
    ["seo_title"] => string(130) "stat-ia-didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-psikhologhichieskogho-razvitiia-doshkol-nika-s-umieriennoi-umstviennoi-otstalost-iu-1"
    ["file_id"] => string(6) "306380"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458119895"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Статья «Экспериментирование как средство познания окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(78) "stat_ia_ekspierimientirovaniie_kak_sriedstvo_poznaniia_okruzhaiushchiegho_mira"
    ["file_id"] => string(6) "351128"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477072889"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства