Статья "Проблемы экологического воспитания младших школьников и пути их решения"
Статья "Проблемы экологического воспитания младших школьников и пути их решения"
Развитие личности ребенка, согласно ФГОС НОО, является приоритетной целью современного начального образования, которая достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание условий для формирования полноценного члена общества. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. Его роль в воспитании детей переоценить невозможно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Проблемы экологического воспитания младших школьников и пути их решения"»
5
Проблемы экологического воспитания младших школьников и пути их решения.
Когда - то давно, в книге одного детского писателя, я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели. Я уверена, что внутренний мир детей неисчерпаемо богат, и мне, классному руководителю, нужно лишь помочь им: создать необходимые условия для проявления высоких человеческих качеств, чтобы у каждого ребенка зазвенел внутри его серебряный колокольчик.
Развитие личности ребенка, согласно ФГОС НОО, является приоритетной целью современного начального образования, которая достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание условий для формирования полноценного члена общества. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. Его роль в воспитании детей переоценить невозможно.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это:
- не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром;
- одна из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной.
Целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников.
Задачи экологического воспитания.
Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств: умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её (эстетическое воспитание);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (трудовое воспитание).
Конечным результатом процесса формирования у детей ответственного отношения к природе должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях школьного образования существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, домашними питомцами и т. д. Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её — дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание.
Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается, главным образом, на уроках, на классных часах, а также в процессе самообразования, на занятиях кружка «Школа юного спасателя». Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.
Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и в условиях школы.
Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования. Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела, как: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка растений и уход за ними; помощь приюту для бездомных животных и т. д.
Хочу поделиться опытом своей работы по экологическому воспитанию на примере своих прошлых классов и сегодняшних первоклассников. Принимая в сентябре очередной первый класс, я в начале учебного года провожу входную диагностику уровня сформированности экологической культуры первоклассников.
Данные, полученные в результате входной диагностики, служат основой для построения системы урочных и внеурочных мероприятий по экологическому воспитанию.
Современные педагогические технологии, способствующие экологическому воспитанию учащихся:
- технология проектной деятельности;
- исследовательской деятельности;
- проблемного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии КТД.
Виды деятельности учащихся, помогающие разнообразить занятия:
-сочинение сказок о домашних и диких животных, с привлечением научных знаний из
энциклопедий;
- фотографирование;
- зарисовки животных;
- сочинение загадок, стихотворений о животных;
- выяснение с детьми, занесено ли то или иное животное в «Красную книгу».
Роль занятий по экологическому воспитанию на классных часах в условиях школы также меняется: из формы организации вербального накопления знаний они становятся средством применения, обобщения и систематизации представлений, полученных чувственным путем.
Особой популярностью у младших школьников пользуются занятия, которые проводятся вне класса: на пришкольном участке, в парке, учреждениях культуры, в кабинете биологии.
Большую помощь классному руководителю оказывают родители. И это играет огромную роль. Дети видят пример старших, видят в них союзников, помощников. Именно родители являются для детей образцом того, как нужно относиться к природе. Например, папы и мамы зимой вместе с детьми делали кормушки для птиц, развешивали их во дворах, помогали насыпать в них корм. С каким восторгом дети рассказывали, как они искали материал, как работали всей семьёй, как интересно было наблюдать за кормящимися птицами и понимать, что ты делаешь важное дело. Родители были рады не меньше детей, ведь для них это было и воспоминанием о детстве. А в выходные дни родители с детьми ходили ещё подкармливать птиц в парк.
Огромный интерес вызывают всегда у детей организованные с помощью родителей осенние поездки в Волгоградский дендрарий. Детям очень интересно знакомиться с разнообразием растительного мира нашего края.
В экологическом воспитании велика педагогическая значимость использования проектной технологии. Хочу отметить, что возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагать перспективы, требующие охвата нескольких направлений деятельности. В связи с этим маленький конкретный проект младших школьников становится тем «стёклышком калейдоскопа», с помощью которого складывается общая картина – процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность. Например, первоклассники за этот год успели поработать над несколькими экологическими проектами.
В процессе выполнения проектных заданий дети поняли, что растения – тоже живые существа, которым требуются тепло, забота, ласка и уход. А также получили навыки выращивания растений из семени. Выращенные растения станут вкладом учащихся нашего класса в благоустройство школьного двора. А также дети внесут свой вклад в озеленение города – с помощью дубков, выращиваемых в рамках акции «Посади дерево». Часть ребят решили посадить эти дубки в своих дворах или на дачах, чтобы иметь возможность ухаживать за ними и наблюдать за их ростом. Другая часть ещё не определилась, и перед родителями и мной теперь стоит задача – помочь ребёнку высадить его деревце. Для этого надо найти место для посадки.
Очень интересно было наблюдать, с каким интересом дети занимаются выращиванием растений. Каждый дал своему деревцу имя. А с каким восторгом они рассказывают о каждом новом листике, появившемся на ростке!
Сейчас идёт подготовка к осуществлению ещё одного проекта, который я планирую сделать семейным - экологический проект «Мое дерево». Подобный проект я проводила со своим предыдущим классом. Этот проект оказался неожиданно очень результативным – почти все ребята выбрали себе в своих дворах по дереву, над которым взяли шефство всей семьёй. А одно дерево мы взяли под защиту всем классом в школьном дворе – и назвали его «Мудрая Ива». Ребята полюбили приходить к этому дереву, чтобы посидеть под ним и поразмышлять, пообщаться. А заодно поухаживать за ним.
Каждый год все мои ученики принимали участие в выращивании растений для школьных клумб. Но здесь есть свои нюансы. Например, в рамках данной акции я люблю проводить с первоклассниками проект : «Доброе слово и растению приятно» - о влиянии доброго отношения и добрых, ласковых слов на развитие живого организма (ведь растение – это живое существо). Но в начале июня 2008 года все наши выращенные с такой любовью растения клещевины , которые мы высадили на грядку, однажды утром оказались просто затоптанными и сломанными гуляющими собаками – причём собаками домашними, с хозяевами. Я никогда не забуду, как рыдал Шевченко Егор, пришедший с бутылкой воды полить свой росточек. Вот так дети наглядно поняли, каким беззащитным оказывается живое существо перед бездушной силой. С тех пор я при проведении данного проекта сразу оговариваю, чтобы дети вместе с родителями сами определили место для посадки своего питомца, чтобы иметь возможность ухаживать за ним самостоятельно и оберегать. Обычно они высаживают их на даче или в дворовых цветниках.
Также со всеми своими учениками мы ежегодно принимаем участие в акции «Сохрани жизнь дереву». Правда, в этом году весеннее участие оказалось безрезультативным. Нам было сказано, что можно нести бумагу до 7 апреля. И ребята собирались принести её сразу после каникул (на то был ряд причин), но машина за макулатурой пришла на каникулах, и наша бумага теперь ждёт своего часа – мы обязательно сдадим её осень.
На уроках труда дети с большим удовольствием мастерили зверушек из шишек, делали аппликации из сухих цветов и листьев, украшали подставки для ручек камешками и семенами .
Детям очень интересно было узнать о редких животных и растениях нашего края. Они читали книги о природе, смотрели видеофильмы, расспрашивали родителей, находили фотографии и картинки с изображениями животных и растений. Родители приносили журналы, книги о животных. Материал собирается, и во втором классе мы планируем приступить к оформлению альбомов - «Красная книга Волгоградской области» о животных и растениях. Этим мы будем заниматься на протяжении 2-го, 3-го и 4-го классов, постепенно дополняя нашу книгу.
Очень понравилась ребятам предложенная идея «Фотоохоты на Золотую Осень». Удивительно красивая пора! Дети удивились, когда я осенью рассказала им о фотоохоте. В следующем году они уже решили самостоятельно провести фотоохоту, и не только на Золотую осень. Нас поддержали родители. Некоторые даже купили детям фотоаппараты. Уже некоторые ребята приносят свои фотографии. С каким интересом и восторгом мы рассматривали получившиеся «фототрофеи»! В дальнейшем планируем оформить фотоальбомы и фотовыставки, лучшие будут отмечены призами. Ведь впереди такие прекрасные времена года!
Нравится детям выпускать плакаты и листовки. Мы призывали жителей близлежащих домов Спартановки навести порядок во дворах, не губить деревья, не сорить на улицах. Сочиняли стихи о природе и её пользе в жизни человека. Вот такие листовки изготовляли и развешивали учащиеся нынешних 9-в и 5-а класса на подъездах спартановских домов.
С предыдущим моим классом (нынешний 5-а) весной 2013 г. был осуществлён проект «Письмо инопланетянам». Данный проект был проведён в рамках празднования Всемирного дня Земли. А вдруг инопланетяне и правда получат наши послания? И захотят с нами подружиться? Я надеюсь осуществить данный проект и с сегодняшними первоклассниками.
Организуя и проводя все эти мероприятия и дела вместе с детьми и их родителями, видя их старание и желание сделать доброе дело для себя, для друзей, для животных, я понимаю - всё это не напрасно!
Обычно проводимый в сентябре с учащимися уже второго класса повторный срез с целью проверить эффективность использования выбранных форм и методов внеклассной работы в экологическом образовании и воспитании учащихся показывает совсем другие результаты, по сравнению с началом 1-го класса. Детям вновь предлагаются вопросы анкеты. И обычно диаграмма показывает, что большинство учащихся дали достаточно точные и полные ответы на заданные вопросы. У большинства школьников расширяются знания об экологической обстановке в своей местности. Школьники узнают о влиянии человека на природу.
Целенаправленные систематические фенологические наблюдения под руководством учителя способствуют расширению знаний учащихся по вопросу о насекомых. Также во 2 классе уже большинство учащихся называют охраняемых животных.
Внеклассные занятия по программе приводят к повышению уровня знаний об охраняемых растениях. Уменьшается количество неточных ответов, многие растения, называвшиеся до занятий одним - двумя школьниками, становятся известны большинству. Приведенные данные говорят о том, что все учащиеся с удовольствием занимаются безопасным видом охоты в природе - фотоохотой.
Большинство учащихся начинают осознавать свою роль в охране и восстановлении природной среды. Данные повторного среза обычно показывают, что в результате первого года работы по экологическому воспитанию заметно вырастает количество полных ответов и снижается количество неправильных ответов. Полученные результаты подтверждают предположение об эффективности разработанных мною педагогических условий формирования у младших школьников экологического отношения к природе.
В то же время можно спланировать дальнейшую работу – с помощью диагностики становятся видны «западающие» направления, которые я учитываю в следующих - третьем и четвёртом классах. Обычно в эти два года ведётся работа по дальнейшему формированию понимания целостности окружающего нас мира и взаимосвязи всех его компонентов, предстоит много работать над формированием понимания взаимосвязи внутреннего содержания каждой личности и восприятия ею окружающего мира, над пониманием того, что благополучие окружающего нас мира, а значит и благополучие каждого человека целиком зависит от его личностных качеств, от результатов воздействия его на природу. Следует отметить, что экологическое воспитание невозможно без привлечения краеведческого материала. На это и бывает нацелена моя дальнейшая работа по экологическому воспитанию каждого класса.
И в заключение своего выступления я бы хотела отметить, что когда мы говорим об экологии планеты, мы подразумеваем ее состояние, то есть степень ее чистоты и загрязнённости. Но такая же «экология» существует и в нашей душе. Жизненная практика подсказывает, что экология природы не имеет будущего без экологии души.
В «экологию души» входят такие понятия, как добро, зло, щедрость, жадность и другие. Душу также определяют наши мысли, слова, поступки; по ним можно судить о человеческой душе. Чистота души проявляется в его поступках, речи. Если человек вежлив, спокоен, добр и счастлив, то его душа является чистой. Но есть люди, которые не уважают других, сквернословят, не соблюдают общественные нормы, нарушают права человека и законы государства. Такие люди не чисты душой. И вот об этом никогда нельзя забывать, работая с детьми.
Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Люди — как отдельные представители нашей природы. В мире растут и развиваются миллионы живых организмов, нуждающихся в нашей заботе.
В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа — будет грязной наша планета. В таких условиях перед школой стоит важная задача — воспитать не только образованного высококультурного человека, но и творческую личность, осознающую свою ответственность за состояние окружающей среды, за состояние нашего с вами дома.