Статья по теме: " Тестовый контроль на уроке русского языка и литературы"
Статья по теме: " Тестовый контроль на уроке русского языка и литературы"
Проблема о применении тестирования для наиболее результативного сопровождения и оценивания учебной деятельности обучающихся, становится особенно актуальным. Статья отражает теоретические аспекты использования тестового метода и его эффективность на уроках русского языка и литературы в начальных классах. Тестовый контроль рассматривается как инструмент учета и прогнозирования качества образования; особое внимание направляется на потребность формирования у обучающихся умений работать с тестами, начиная с начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: " Тестовый контроль на уроке русского языка и литературы"»
Тестовый контроль на уроке русского языка и литературы
Ключевые слова: тест, закрытые задания, задания с открытым ответов, тесты – дополнения, тесты выборки, тесты сличения, тесты с несколькими верными ответами, альтернативные тесты, тесты соответствия.
Аннотация: Вопрос об использовании тестирования для наиболее эффективной поддержки, сопровождения и оценивания учебной деятельности обучающихся, становится особенно актуальным. Статья отражает теоретические аспекты использования тестового метода и его эффективность на уроках русского языка и литературы в начальных классах. Тестовый контроль рассматривается как инструмент учета и прогнозирования качества образования; особое внимание обращается на необходимость формирования у учащихся умений работать с тестами, начиная с начальных классов.
Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся - важное звено учебно-воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности школьников, воспитание у них правильной самооценки и чувства ответственности.
Система опроса школьников играет важную роль. Чем больше обучающихся удается опросить на уроке, тем лучше. Частый опрос помогает не только более объективно выставить итоговые оценки, но и позволяет учителю своевременно реагировать на пробелы в знаниях учеников. Методика быстрой проверки качества знаний обучающихся позволяет сделать так, чтобы каждый ученик был опрошен на уроке и тут же узнал свою оценку, для учителя же проверка работ не является утомительным послеурочным занятием.
В условиях постоянного временного дефицита сложно осуществлять контроль знаний. С целью решения проблемы глубокого и прочного усвоения программы каждым ребенком учителю необходимо отходить от традиционной структуры занятий, строить их творчески, добиваться усвоения знаний учащимися непосредственно на уроке, исключая, таким образом, возможность перегрузки домашними заданиями.
В настоящее время известно много видов текущего контроля, которые побуждают к творческой работе. Один из них - тестовый контроль.
Тест - это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках обучающихся.
Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю, то есть, тест позволяет установить причину в случае итоговой неудачи и построить коррекционную работу.
Актуальность тестового метода объясняется его преимуществами перед другими методами контроля, в том числе следующие: высокая научная обоснованность самого теста, позволяющая получать объективированные оценки уровня подготовленности испытуемых; технологичность тестовых методов; точность измерений; наличие одинаковых для всех пользователей правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации тестовых результатов; сочетаемость тестовой технологии с современными образовательными технологиями.
Методы и критерии проверки качества тестов, а также математические модели педагогических измерений относятся к вопросам методологии; теоретическую и методическую основу тестовых методов составляют система понятий и терминов, обоснование формы и содержания тестов. Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям:
по предмету тестирования (оцениваемые качества -интеллектуальные, личностные и межличностные);
по особенностям используемых в тесте задач;
по материалу, предъявляемому испытуемым;
по объекту оценивания.
Так, интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления, интеллекта человека и его отдельных процессов, таких, как восприятие, воображение, память речь. По особенностям используемых задач выделяются практические, образные и вербальные (словесные) тесты. Вербальные тесты включают задания на оперирование словами; они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнение объема и содержания различных слов, выполнение логических операций с понятиями. По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на аппаратурные и бланковые (это такие тесты, в которых используется тестовый материал в форме различных бланков - рисунков, схем, таблиц, опросников и тому подобного). По объему оценки тесты делятся на процессуальные, тесты достижений, тесты состояний и свойств. К группе тестов достижений относят те, по итогам которых оцениваются успехи человека в каких-либо видах деятельности и сферах познания (например, продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления).
Тесты бывают входные, итоговые, контрольные, промежуточные, текущие, тренировочные. Их можно использовать практически на любом этапе урока русского языка или литературы, при изучении любой темы, на любой ступени обучения.
В современной науке принято выделять следующие основные группы
тестовых заданий:
Закрытые задания (задания с выбором ответов):
задания с выбором одного правильного ответа;
задания с выбором одного неправильного ответа (задания на поиск ошибки; они проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую «зоркость», умение применять знания в нестандартной ситуации);
задания на установление соответствия (проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями);
задания с выбором нескольких правильных ответов.
2. Задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа):
задания на завершение (дополнение) высказывания проверяют готовность учащихся устанавливать причинно-следственные связи фактов языка, закономерности, знание формулировок определений, правил;
задания на установление правильной последовательности.
Отталкиваясь от этой классификации, мы в своей работе выделили следующие виды тестовых заданий, используемых для контроля знаний на различных этапах учебно-познавательного процесса на уроках русского языка и литературы:
Тесты - дополнения характеризуются предельно лаконичными и однозначными или двузначными формулировками (терминологические диктанты).
Например:
Задание по русской литературе: заполните пропуски.
Посвящение романа «Отцы и дети» адресовано …..
Аналогичное задание по русскому языку: заполните пропуски:
Слово обход образовано …….. способом образования.
Тесты выборки правильного ответа.
Задание:
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
А) с обеими подругами;
Б) трое ножниц;
В) двутомный словарь;
Г) четыре знакомых приятеля.
Тесты сличения - это задания, состоящие из связанных друг с другом по содержанию данных, размещенных в двух столбцах под разными порядковыми номерами.
Задание: Распределите буквы, относящиеся к перечисленным ниже явлениям в двух столбцах:
Чередующиеся гласные в корне слова
Слова с безударной гласной, проверяемый ударением
а) прим…рять друзей;
д) заг…рать на пляже;
б) выр…стить рассаду;
е) оч…ровательное существо;
в) пол…скать ребенка;
ж) к…пать картошку;
г) уб…рать в саду;
з) распол…житься у костра.
Тесты с несколькими верными ответами.
Задание: Какие тропы используются в тексте?
У меня в душе ни одного седого волоса,
И старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса, иду –
Красивый, двадцатидвухлетний.
(Маяковский В.)
А) эпитет;
Б) метафора;
В) олицетворение;
С) оксюморон;
Д) литота.
Альтернативные тесты могут быть предложены в форме графического диктанта. На каждый вопрос возможны два ответа: «да», «нет».
Задание: Причастный оборот выделяется на письме запятыми? (Нарисуйте соответствующие схемы и приведите примеры предложений)
«Да» «Нет»
Тесты - соответствия.
Задание: Найдите соответствия героев романа социальному положению:
А) «эмансипе»
Е.Базаров
Б) русский аристократ
Кукшина
В) полковой лекарь
В.И. Базаров
Г) студент-барич
А.Н.Кирсанов
Д) студент-демократ
П.П. Кирсанов
Необходимость использования тестов в целях достижения эффективного контроля неоспорима. Изначально тест как специальное средство контроля знаний, умений и навыков рассматривалось различными школами и направлениями. Это понятие, в свою очередь, появилось сравнительно недавно, но уже довольно прочно закрепилось как форма педагогического контроля.
Наблюдения за работой школьников над тестами позволили выявить ряд отрицательных моментов в практике их использования: необходима соответствующая подготовка для использования тестов. В результате легкое на первый взгляд задание может вызвать трудности даже у хорошо ориентирующегося в материале ребенка.
Библиографический список:
Аванесов, В.С. Форма тестовых заданий [Текст] В. С. Аванесов. - М.: Центр тестирования, 2005. - 153 с.
Валитова, Г.А. Теория и практика дидактического тестирования в начальной школе : учеб. пособие к спецкурсу. - Уфа : Гилем, 2009. - 172 с