Я в школе работаю около 30 лет. Дети встречались разные, но мне запомнились леворукие детки. В 1-м классе у меня их как то было 7 человек. Я привыкла, что все дети праворукие, попадется в классе один ребенок – это не беда, как мне казалось. Каково было трудно этому ребенку….Об этом я поняла, когда вплотную стала работать с «левшами». Очень волновались родители за своих леворуких детей. К сожалению, у многих родителей представления о связи между леворукостью и низким уровнем умственного развития существуют и по сей день. У нас в стране только последнее время перестали активно и насильно переучивать таких детей в детских садах и в школах. Все реже встречаются семьи, где ребенка стараются переучить сами родители.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Леворукий ребенок в 1-м классе". »
Леворукий ребенок в 1-м классе
Из опыта работы заместителя директора по УВР Зайцевой Т.Н.
Я в школе работаю около 30 лет. Дети встречались разные, но мне запомнились леворукие детки. В 1-м классе у меня их как то было 7 человек. Я привыкла, что все дети праворукие, попадется в классе один ребенок – это не беда, как мне казалось. Каково было трудно этому ребенку….Об этом я поняла, когда вплотную стала работать с «левшами». Очень волновались родители за своих леворуких детей. К сожалению, у многих родителей представления о связи между леворукостью и низким уровнем умственного развития существуют и по сей день. У нас в стране только последнее время перестали активно и насильно переучивать таких детей в детских садах и в школах. Все реже встречаются семьи, где ребенка стараются переучить сами родители. Главное, что следует понимать и помнить – переучивание может создать не только трудности в сегодняшней жизни подрастающего человека, но и стать для него проблемой на долгие годы. Я считаю, что леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни. Ведь мы знаем множество замечательных спортсменов, музыкантов, художников, врачей, журналистов – левшей. Я знаю, что во многих странах уже с начала 20 века не только не переучивают леворуких, но и стараются создать все условия для их нормальной жизни. На сегодняшний день у нас нет четкого и однозначного ответа на многие вопросы о леворуких. Ведь еще не открыты эти загадки природы. Мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких детей. Но уже с уверенностью можно сказать, что леворукость не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижения умственных и физических способностей детей. Родители часто задают вопрос «Действительно ли леворукие дети «другие», «особенные»? В чем проявляются эти особенности? Нужно ли переучивать леворуких детей? Правда ли, что леворукие дети талантливы? Почему левши такие разные? и т.д.Вопросов много и ответить сразу очень трудно. Но самое главное, что хочется сказать родителям – это что леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален.
О проблемах леворуких детей я впервые познакомилась в статьях профессора М.М. Безруких. С опытом я поняла, что леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать педагогу в процессе обучения и воспитания. Леворукость выявлялась психологом во время записи ребенка в 1-й класс. С такими детьми я всегда проводила более глубокое диагностическое обследование, направленное на выявление их психологических особенностей. Затем проводила работу с родителями, давала им нужные рекомендации по организации специальных заданий на летний период. На протяжении всего 1-го класса я проводила комплекс специальных занятий, направленных на развитие:
Зрительно-моторной координации;
Точности пространственного восприятия;
Зрительной памяти;
Наглядно-образного мышления;
Способности к целостной переработке информации;
Моторики;
Фонематического слуха;
Речи.
В работе с леворукими детьми я учитывала определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма. Ведь постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому я всегда следила за тем, чтобы рука у ребенка не закрывала строку. Для леворуких детей профессор М.М. Безруких рекомендует правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.Но я считаю, что при овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который удобен только ему. Я никогда не требовала от левши безотрывного письма. В классе леворуких детей я всегда старалась посадить у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу по парте, и его рабочее место имеет достаточную освещенность. Я хочу отметить, что современные школьные программы составлены на развитие логико-знаковых (левополушарных) компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворуких детей, у которых, как нам известно, правополушарная ориентация. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей – это Леонардо да Винчи, И.П. Павлов, В.И. Даль, Пабло Пикассо и другие.