СТАТЬЯ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ.
СТАТЬЯ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Экологический кризис, изменил отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Экологическая культура соответствует экологической обстановке в мире. Она находится в зависимости от экологического воспитания.
Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает все больше и больше. Это связано с необходимостью повышения экологической культуры человека; низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых; необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле; недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ. »
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Экологический кризис, изменил отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Экологическая культура соответствует экологической обстановке в мире. Она находится в зависимости от экологического воспитания.
Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает все больше и больше. Это связано с необходимостью повышения экологической культуры человека; низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых; необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле; недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности и т.д.
Большой вклад в становление и развитие экологии внесли: Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, способствующие развитию экологической культуры.
Эстетическое отношение к природе возникает и развивается в деятельности, которую определяет учитель. На действия, формирующие это отношение, влияют содержание и форма, задания учителей, возможность его творческого выполнения, принцип коллективизма.
В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему эти чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, необходимо использую различные формы работы в этом направлении.
Один из видов работ – экскурсии на природу. Экскурсии - это основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из сложных форм обучения. Проводятся они вне дошкольного учреждения. Экскурсии знакомят в естественной обстановке детей с объектами и явлениями природы. Велика роль этого вида деятельности в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Большое значение в плане экологического воспитания на различных уроках уделяется знакомству с русским фольклором. Он играет немало важную роль в формировании у детей бережного отношения к природе. Так, например, в учебниках «Русский язык» С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой, М.И.Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой (программа «Начальная школа XXI века») при изучении темы «Звуки речи и буквы» предлагаются следующие упражнения: Упражнение 1. Прочитай. Отгадай, кто это.
Океаны бороздит
Исполин могучий … .
Тема: «Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие».
Упражнение. 2. Прочитайте скороговорку.
Летели лебеди с лебедятами.
Воспитание любви к природе продолжается и на других уроках, таких как ИЗО, труды, чтение и др. Полученные на уроках знания должны закрепляться в практических деятельности детей. Например, на пришкольных участках, где дети сами, своими руками сажают овощи и цветы.
Экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся, так как с детьми проводятся мероприятия на экологические темы, например, ходить в лес, собирать природные материалы.
Основная деятельность детей – игра. В ней усваивается содержание экологического воспитания. Она формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Игровая деятельность включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.
Таким образом, при воспитании экологической культуры в разнообразной деятельности перед учителем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую школьникам красоту природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру.
Подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.
Литература:
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. 2 класс, часть первая.- 3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Графф, 2009. - 128 с.
Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан-Удэ, 1990. – 29с.