статья "Формирование регулятивных УУД в начальной школе"
Статья "Формирование регулятивных УУД в начальной школе"
На современном этапе развития общества государство направляет школе запрос – подготовить не просто человека, который освоил Стандарт образования, а подготовить конкурентоспособную личность. По подсчётам специалистов компании IВМ, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. Его успешность на рынке труда во многом зависит от способности приобретать и развивать умения и навыки, осваивать новые технологии, которые меняются примерно раз в пять лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья "Формирование регулятивных УУД в начальной школе" »
Л. Л. Никонова,
учитель начальных классов МБОУ «Карагайская СОШ №2»
с. Карагай, Карагайского района
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка универсальными способами действий.
Цель : отработка механизмов формирования универсальных учебных действий.
Задачи:
Учить формулировать и определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
формировать умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
формировать у школьника умение составлять план своих действий используя собственные наблюдения и умение прогнозировать предстоящую работу;
развивать у школьника сознательное, ответственное отношение к процессу познания через самоанализ, самооценку, самоконтроль и рефлексию;
На современном этапе развития общества государство направляет школе запрос – подготовить не просто человека, который освоил Стандарт образования, а подготовить конкурентоспособную личность. По подсчётам специалистов компании IВМ, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. Его успешность на рынке труда во многом зависит от способности приобретать и развивать умения и навыки, осваивать новые технологии, которые меняются примерно раз в пять лет.
В этой ситуации должны измениться и цели образования. Они становятся личностно-ориентированными. Схематично это можно представить следующим образом: традиционно: учитель-учебник-ученик; новое: ученик-учебник-учитель. Ведущей становится познавательная деятельность, а не преподавание.
Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. Сегодня очень важно научить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Сейчас должно быть такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. А для этого должен быть изменён способ обучения.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, а в других – на формирование других УУД. Но в целом на современном уроке идёт формирование всех четырёх видов универсальных учебных действий.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция.
В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию, формирую способности к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса.
Я внесла элементы новизны в учебный процесс при изучении предметов начальной школы. Учебный процесс выстроила так, чтобы научить ученика самому оперировать учебным содержанием и при этом, чтобы у него формировались способности к самообучению, самоорганизации.
Обучаю детей работать в команде, решать вопросы, составлять внутренний план действий, способы рефлексии. Урок стараюсь строить как систему познавательных проблем и способов их разрешения на уроках. Я исхожу из того, что урок должен быть обучающим, оптимистичным, интересным, деятельным и результативным.
Специально подобранная система заданий, в ходе решения которых ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят ответ. Тем самым формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Результатом такого этапа обучения является самоопределение школьников, основанное на желание осваивать материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностного значения цели – действия – научиться.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно – познавательную деятельность, проходя по её этапам: от сознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и проведению коррекции.
Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление качества своей работы, её оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственный знаний и умений. Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения, и со шкалами. Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.
Первоклассник делает первые шаги по самооценке, которая впоследствии будет совершенствоваться. Не беда, если ученики ставят себя на самую высокую оценку. Это связано с их возрастными психологическими особенностями и непониманием смысла работы. Довольно быстро дети научатся и с удовольствием станут выполнять эту работу адекватно. К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценить свою работу, не дожидаясь напоминания педагога, и эта оценка часто совпадает с учительской.
Таким образом, на выходе из школы мы получаем вполне образованного человека умеющего адаптироваться в современных условиях, самореализованного, умеющего разбираться в сложившейся ситуации. Умение учиться выступать существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися. Достижение учиться предполагает полноценное освоения всех компонентов учебной деятельности.