Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения игровых технологий"
Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения игровых технологий"
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. Я считаю, что к таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения игровых технологий" »
МКОУ Перелешинская СОШ
Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения игровых технологий
Подготовила: учитель начальных классов первой категории Шестопалова Ирина Валериевна
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.
С чего начать? Как сделать обучение наиболее эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению?
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. Я считаю, что к таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Целью моей деятельности являетсяактивизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения игровых технологий.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
-расширение кругозора;
-применение знаний, умений и навыков в практической деятельности;
-развитие координации движения, внимания, быстроты реакции, памяти, мышления, творческих способностей.
По моему мнению, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учащихся. Игра активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Она способствует использованию знаний в новой ситуации: усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра, наряду с трудом и учением, - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В ходе своей работы использую различные виды игровой деятельности: игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии. И это далеко не полный перечень того, что позволяет мне сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания. У обучающихся есть желание учиться. Все это обязывает меня строить их учебную деятельность по-новому: так, чтобы понятия «урок» и «игра» были связаны. Слова Ш.А. Амонашвили «... без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока»- стали для меня основным правилом в работе. Для создания на уроке ситуации, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя, я использую игру, способствующую как развитию познавательной деятельности, так и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. Например, у ребенка воображение развито настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру. На уроке русского языка мы путешествовали на корабле по морю. Ребята легко выступали в роли капитана и матросов. Оказавшись на необитаемом острове, они перевоплотились в Робинзона и Пятницу.
Я играю с учениками не ради игры, а для того, чтобы у всех пробудить огонек пытливости и любознательности.
Мы часто слышим о перегрузках в школе. Но на самом деле перегрузка прячется не в программном материале, а в нас самих, в нашем неумении найти правильные методы, приемы обучения на уроках. Очень важно, чтобы игровая задача совпадала с учебной.
Принимая участие в играх, дети проявляют большую активность, так как все хотят быть покупателями, пассажирами и другими героями. Так на уроке математики, путешествуя по стране Геометрия, мои девочки становятся принцессами и королевами, а мальчики – доблестными рыцарями и королями. Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, нужно всегда помнить об их целях и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И моя задача, как учителя, - сформировать умение учиться, потребность активно относиться к учебному процессу, а также помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным.
Перед звонком с урока стараюсь похвалить ребят не только за активное участие в игре, но и за успех в приобретении знаний. Ребятам необходимо испытывать радость при преодолении трудностей в процессе учебного труда. Ведь положительные эмоции способствуют повышению мотивации к учению.
Игра - это еще и школа сознательных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормальное поведение. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни, ведь здесь ребенок может взять на себя роль хорошего ученика или шалуна. При этом он смотрит на себя как бы со стороны - как на исполнителя роли и человека, который уже знает, как следует себя вести на самом деле. Очень часто такие игры я организую на уроках чтения. Это «живые картинки», инсценирование эпизодов, чтение по ролям. Читая сказки и рассказы, разыгрываем диалоги. Так, при изучении басен И.А. Крылова, ребята предстали перед классом в образе персонажей произведений. К нам в класс пришли и Ворона, и Лисица, и Мартышка, и даже сам Иван Андреевич побывал у нас на уроке! Однако следует помнить, что на уроках не должно быть чрезмерного увлечения играми. Игра не предшествует обучению и не чередуется с ним. Она должна стать формой организации руководства учителем учебной деятельностью класса.
Мы, учителя, привыкли к тому, что оценка - это хороший стимул для учебы, поэтому перестраиваться на работу без выставления оценок было трудно. Начиная с первых дней, малыши засыпали меня вопросами: «Что вы мне поставили? А какую оценку я получил?» Сложность была связана с тем, что дома малыши были заранее подготовлены к тому, что они будут получать в школе оценки. Но в первом классе знания учеников не оцениваются целый год. Часто в старинных гравюрах можно увидеть педагога с большой палкой. У нас иногда в качестве палки выступает двойка. Оценка - не карающая функция, а воспитывающая. Ярлык слабого, неспособного ученика, лентяя не должен быть наклеен на малыша. Однако это не означает, что дети не должны критиковать друг друга, высказывать свои замечания. И здесь на помощь приходит игра «Учитель и ученик». На мой взгляд, очень важно развивать у ребенка способность оценивать результаты своих усилий, научить способам самооценки.
Часто задумываюсь и над такой проблемой: хочется ли ребенку брать от учителя готовые, «разжеванные» знания и «глотать» их без усилия? И, к счастью, как и многие другие учителя, понимаю: нет, не хочется. Ведь именно на таких уроках нашим детям становится скучно и неинтересно. Поэтому на уроках стараюсь применять различные методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся, вовлекать детей в разнообразную деятельность, чтобы ребенок сам мог добывать знания, наблюдать, делать выводы. Между мною и моими учениками царит атмосфера уважения, взаимопонимания и доверия. Создавая на уроке непринужденную обстановку, помогаю детям настроиться на урок, даю им почувствовать, каким получится урок. Всегда интересуюсь, какими они хотят видеть следующие уроки. В работе с младшими школьниками очень важен выбор методов обучения. Свой приоритет я отдаю игре, как ведущему виду деятельности детей этого возраста. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
Современное обучение развивает в детях не только одну сторону - исполнительские способности, но и более сложную и важную - творческие способности человека.
Одна из задач, решаемых в процессе обучения: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад или школу, вырастить не только здоровым и крепким, но и - обязательно! - инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое бы он ни взялся.
В моей практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В своей педагогической деятельности я применяю технологию развивающих игр Б.П. Никитина. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Согласно авторскому взгляду предлагаются развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. На своих занятиях использую набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даю ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции, и таким образом происходит знакомство с разными способами передачи информации.
Задания имеют достаточно широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не только в абстрактной форме ответа математической задачи, но и в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания. Видеть, как ребёнок радуется своему успеху, глядя на результат своего труда, доставляет мне большое удовольствие.
Игровые педагогические технологии - это достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые от обычной игры отличаются тем, что, во-первых, обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, во-вторых, обоснованны, выделены в явном виде и, в-третьих, характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса.
Применяю игры, отличающиеся по:
дидактическим целям;
организационной структуре;
возрастным возможностям их использования;
специфике содержания;
по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические игры);
по характеру игровой методики (предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; игры – драматизации).
В предметных областях использую игры по всем учебным предметам.
По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии различают игры:
1) с предметами и без них;
настольные;
комнатные;
уличные;
на местности;
компьютерные и с техническими средствами обучения;
с различными средствами передвижения.
Передо мной встал вопрос: как же облечь урок в игровую форму? И здесь я нашла великое множество вариантов, но при этом необходимо соблюдение следующих условий:
соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
доступность для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на уроках.
Кроме того, в рамках изучения темы выделяю такие виды уроков:
1. Ролевые (инсценирование). На очередном уроке окружающего мира, по теме «Охрана животных», обучающиеся инсценировали суд животных над человеком. Ребята оценили роль человека в природе.
2. Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – соревнование, урок – конкурс, урок – путешествие, урок – КВН);
3. Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора).
4. Использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец, новый материал, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).
5. Различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады), которые проводим между учащимися разных классов одной параллели.
Можно выделить основные принципы моей педагогической деятельности, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:
1. Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.
2. Творчество вне игры доступно лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительном творчестве – вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм.
3. Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.
Требования, которые я предъявляю к играм, заключаются в следующем:
- должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей;
- включенность каждого;
- возможность действия для каждого ученика;
- результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих.
Игровые задания подбираю так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому учитываю уровень участников игры и задания подбираю от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
Также учитываю вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.
Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.
Убеждена, что изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для младших школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Игра является основным видом деятельности ребенка. Именно в ней появляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Таким образом, игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы и я считаю, что данный опыт работы может использоваться как учителями начальных классов, так и воспитателями ДОУ.