Создание условий успешной социализации в обществе через взаимодействие с родителями и сотрудничество с учреждениями дополнительного образования
Создание условий успешной социализации в обществе через взаимодействие с родителями и сотрудничество с учреждениями дополнительного образования
Двадцать шесть лет назад я пришла работать в школу самоуверенной девушкой с глубокой убеждённостью в том, что Я - самый лучший Учитель в мире, который может научить всех и всему. Безусловно, все мои ученики обязательно должны стать гениальными людьми в областях русского языка и литературы, математики и искусства, истории и биологии. Совсем скоро я поняла, что реальность совсем не такая, как мне представлялась. И хотя о всестороннем развитии личности нам толковали все годы обучения, понимание своей роли в этом процессе приходит только с многолетним опытом работы, глубоким анализом собственной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание условий успешной социализации в обществе через взаимодействие с родителями и сотрудничество с учреждениями дополнительного образования»
Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, их успешной социализации в обществе через взаимодействие с родителями и сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и детско-юношескими организациями
Двадцать шесть лет назад я пришла работать в школу самоуверенной девушкой с глубокой убеждённостью в том, что Я - самый лучший Учитель в мире, который может научить всех и всему. Безусловно, все мои ученики обязательно должны стать гениальными людьми в областях русского языка и литературы, математики и искусства, истории и биологии. Совсем скоро я поняла, что реальность совсем не такая, как мне представлялась. И хотя о всестороннем развитии личности нам толковали все годы обучения, понимание своей роли в этом процессе приходит только с многолетним опытом работы, глубоким анализом собственной деятельности.
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в современной системе ценностей, в традициях отечественной и мировой культуры, в которая способна к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Разговаривая с родителями, я начала интересоваться, чем занимаются их дети в свободное от уроков время. Ответы меня поразили своей противоположностью. Одни утверждали, что у их детей вообще нет свободного времени, что они всё время делают уроки, учат заданные стихи, таблицы и правила, до ночи со слезами решают математику, а на следующий день совершенно разбитые с неохотой идут в школу. Другие говорили, что они вообще не видят, как их ребёнок делает уроки, что это занимает считанные минуты, а потом остаток дня и вечер ребёнок отдыхает, играет в компьютере или смотрит телевизор, гуляет с друзьями до темноты. И только совсем небольшая часть родителей сообщала, что их ребёнок посещает какой-нибудь кружок или даже не один, успевает делать уроки и отдыхать.
Значение свободного времени для ребенка трудно переоценить, с одной стороны, его не может не быть, с другой – свободное время должно быть занято, как бы ни парадоксально это звучало. Остаётся решить проблему: как правильно занять свободное время. Это не должно быть просто время необходимое ребенку лишь для восстановления сил ради дальнейших достижений в учебе. Из курса физики мы знаем, что вакуум обязательно будет заполнен. Вопрос – чем? Кто поможет ребёнку правильно заполнить этот вакуум? Кто организует деятельность, кто видит детей в этой дельности каждый день, гораздо дольше, чем его родители? Кто, если не я, их первый учитель, который может разглядеть за первыми успехами настоящий талант, подскажет родителям малыша, куда пойти и в чём попробовать свои силы?
Свободное время ребенка, его личное время вбирает в себя десятки нерешенных пока до конца актуальных вопросов педагогики. Главнейший из них - свободное развитие свободного человека в богатейших сферах его духовного пробуждения - познании, труде, досуге, культуре в целом.
В научной педагогической литературе свободное время школьников определяется как сложная категория, в которой можно выделить четыре качественных уровня:
1-й уровень- досуг (свободное времяпрепровождение, время отдыха и развлечений).
2-й уровень- пассивное потребление культурных ценностей (приобретение готовых знаний, деятельность по образцам).
3-й уровень- активное потребление культурных ценностей (самостоятельное порождение знаний, исследовательская деятельность, самообразование).
4-й уровень- творческая деятельность, создание материальных и/или духовных ценностей для себя и других людей.
На сегодняшнем этапе современная система образования дает возможность обучающемуся младшего школьного возраста реализоваться при наличии грамотного распределения свободного времени.
Я поняла, что на организацию свободного времени детей направлен лишь один вид образования – дополнительный. Потому очень важно обязательно максимально эффективно использовать систему дополнительного образования Она предназначена для использования ребенком своего свободного времени в целях получения личностно-значимого образования.
Ценна система ещё и тем, что она выполняет множество важных функций:
Образовательная– обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний.
Воспитательная– обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре.
Креативная – создание системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности.
Компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности.
Рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка.
Профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие.
Интеграционная – создание единого образовательного пространства школы.
Функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств необходимых для жизни.
Функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Поэтому образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более - менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то нестандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы.
И в этом смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые получили дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Основная задача дополнительного образования – это обеспечение необходимых условий для развития личности, расширение воспитательного пространства воздействия на детей с целью профилактики правонарушений, безнадзорности, асоциального поведения, поддержка талантливых, творчески одарённых детей и подростков, укрепление связей с семьей и школами.
Дополнительное образование создает благоприятные условия для насыщения детей необходимой им информацией, для использования свободного времени в позитивных для развития личности целях, для прибавления (добавления, присоединения) новых достижений к уже имеющимся.
Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы: предметные области общего, профессионального образования и культурно-образовательного досуга пересекаются между собой. Эта область пересечения и представляет собой связь дополнительного образования и организации свободного времени.
Российская система обучения детей и подростков уже давно основывается на тандеме массовой общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. И если главная задача школ – дать каждому обучающемуся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла, а школьная программа целиком направлена на дальнейшее получение образования, то дополнительное образование уже давно является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников.
Отдавая своего ребёнка в какой-либо кружок, спортивную секцию или музыкальную школу, родители не только предоставляют ему возможность дополнительно развиваться, но и понять, какой вид деятельности ему нравится больше, чем ему действительно нравится заниматься, а что бы он не хотел делать никогда.
Очень важно, что дети имеют возможность увидеть результат своего труда, от которого ребята подчас приходят в восторг. Очень важно, что ребёнок может заняться тем, чем в силу жизненных обстоятельств ранее у него не было возможности заняться. И если ребёнку будет интересно, то, конечно же, за этим последуют и результаты.
С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Этот навык с течением времени будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь.
Круг общения, который мог бы быть ограничен только школой и двором, становится шире. Данный факт влияет на коммуникативные навыки. Помимо этого, ребенок находит близких по духу и увлечениям друзей. В случае спортивных секций - идет укрепление его физической формы и иммунитета. В результате новые знания, умения и навыки, формируют у ребенка расширенный кругозор и активную жизненную позицию.
Однако выбрать направление или специфику дополнительных занятий задача не простая. Попробовать всё на свете невозможно. Задача классного руководителя помочь ему в этом выборе.
В нашей школе в настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом кружков и секций. Это театральная студия, кружок бальных и народных танцев, оригами, шахматы, кружок народного пения, фигурное катание, изостудия, художественное творчество и другие. Инфраструктура нашего микрорайона тоже предлагает ряд учреждений дополнительного образования.
Итак, спустя много лет, изучив и проанализировав опыт воспитания собственных детей и положительные истории жизни, я поняла необходимость тесного сотрудничества и взаимодействия с родителями и с учреждениями дополнительного образования.
Свою работу я планировала построить по следующей программе:
Изучение личностных характеристик и предпочтений учеников.
Изучение предложений учреждений дополнительного образования, школьных кружков, детских и юношеских объединений.
Взаимодействие с семьей. Просветительская работа.
Экскурсии в совместно выбранные учреждения.
Выбор кружков и определение в них учащихся.
Еженедельный мониторинг посещений кружков, а также выставки и демонстрация достижений.
Планируемым результатом в данной работе является найденный ребенком собственный путь развития и образования.
В начале работы мною была поставлена следующая цель:
Создать условия для саморазвития и самореализации личности обучающихся, их успешной социализации в обществе через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, школьными и другими объединениями.
Для успешной реализации своих воспитательных задач в первую очередь необходимо установить доверительные отношения с родителями. В своей работе классного руководителя считаю это задачей всех задач. От сотрудничества родителей и классного руководителя зависит успешный исход намеченных задач. Зачастую родители не знают о том, какой вклад в развитие личности ребенка может внести дополнительное образование. И как печальный результат – дети, так и не нашедшие своего пути и полупустые учреждения дополнительного образования, в которых их ждут творческие талантливые педагоги. Разъяснительную и просветительскую работу с родителями провожу не только на родительском собрании, но и в индивидуальных доверительных беседах. В процессе общения стараюсь тактично и глубоко изучить семью. Выяснить предпочтения, круг интересов ребенка. На первом традиционном собрании провожу подробное анкетирование, целью которого является не только выявление общей информации, но и более глубокое изучение личности учеников и родителей.
На первом этапе также очень важным является вовлечение родителей во внешкольную и школьную воспитательную деятельность. К примеру, на проводимом традиционно в школе конкурсе украшения кабинетов ученики и родители совместно готовят кабинет к празднику. Постепенно, по мере сплочения коллектива, совместная деятельность становится более интересной и разнообразной. Родители становятся постоянными гостями и даже участниками общешкольных и внеклассных мероприятии. Наиболее интересным мне показалось участие родителей в общем классном спектакле. Уже с третьего класса организацию и планирование досуговой части воспитательной работы я доверяю родителям. Посещение различных экскурсий, мастер-классов, походов в лес сближает коллектив родителей и детей. Делает их участниками образовательной деятельности.
Мой коллектив родителей в своем большинстве — это команда сплоченных единомышленников. Четвёртый год его возглавляет Давыдова Ирина Владимировна. Ирина Владимировна вместе с родителями занимается планированием досуговой деятельности. За время обучения ребятам предлагались интересные современные мероприятия. Огромное количество мастер-классов, экскурсий, выставок и другой совместной деятельности было предложено детям. Родители выступали полноправными участниками образовательного процесса. Но процесс формирования личности не ограничивается одним лишь досугом. Нам с родителями предстоит серьезная задача – приобщить детей к дополнительному образованию.
Работу начала с родительского собрания «Организация свободного времени учащихся». Предложила вместе со мной посетить учреждения и организации, изучить кружки и предлагаемые направления. Это очень увлекательно.
После этой работы проводится знакомство с направлениями деятельности организаций и экскурсии.
Очень запомнилось детям посещение музыкальной школы №2. Детей встретили педагоги, познакомили с музыкальными инструментами, а ребята приготовили концерт. После экскурсии трое ребят пожелали посещать музыкальную школу. На сегодняшний день один из этих детей достиг очень хороших результатов: Горохов Миша - дипломант и лауреат городских,региональных и всероссийских конкурсов. Ребята нашего класса были гостями на его концерте.
Также в первый год обучения удалось наладить работу с ЦДТ «Гайдаровец». Часть девочек класса выбрала для себя кружок «Умелые ручки». Четвертый год руководитель кружка приезжает в школу для проведения занятий. Курамшина Алина,Жукова Соня заняли первое место в международном конкурсе. Такая форма работы очень удобна и планируется мною в дальнейшей работе.
В первом и втором классе мальчики посещали кружок «Судомоделирование» на базе Центра юных техников. Вместе с родителями ребята принимали участие в конкурсе по созданию моделей,занимая при этом призовые места. Маляренко Никита вместе с папой заняли первое место.
В этом же году мы посетили Центр детского творчества. Часть детей выбрали танцевальный кружок и кружок художественного слова.
Других детей привели родители в дополнительные образовательные организации города.
На этом этапе работа не заканчивается. Впереди самое сложное- приучить детей к системности в посещении кружков, а также помочь остальным ребятам в выборе. Еженедельный классный час – это возможность уделить время разговору о кружках, поделиться результатами, порадоваться за победителей. Регулярно устраиваем выставки поделок и персональные выставки рисунков ребят, посещающих изостудии.
Традиционно учебный год мы заканчиваем классным собранием, на которое приглашены родители. Устраиваем концерт,на котором дети демонстрируют свои победы и достижения,делятся видеосюжетами с конкурсов и соревнований. Такая форма работы позволяет подчеркнуть ценность деятельности ребенка. Другие ребята тоже испытывают потребность в признании и получают мотивирующие установки.
Во втором классе предпочтения детей могут изменится, либо интересы детей расширяются, и они хотят посещать больше кружков. Но в целом остается положительное отношение к этой деятельности.
Переломным этапом в моей работе в этом направлении стал 3 класс. С одной стороны, дети утвердились и укрепились в своем выборе, ощутили положительные эмоции и ситуацию успеха, с другой стороны появляются серьезные конкуренты в виде гаджетов и улицы.Вырос объем учебных нагрузок. В этом случае пришлось вновь обращаться к родителям, проводить разъяснительную работу.Продолжаю мотивировать ребят. Особенно трудно приобщаются к кружкам и секциям гиперактивные ребята. Отличным решением для них являются спортивные секции. Два ребенка находят себя в лыжной секции. Новокшанов Саша выполняет спортивный разряд. Начинаем два раза в неделю ездить в плавательный бассейн, и как результат Халирахманову Эвелину приглашают профессионально заняться спортом в ватерпольной команде «Уралочка». Некоторые дети начинают посещать второй кружок в школе. Особенно мои ученики любяттеатральную студию. В прошлом году в составе театрального коллектива выступали Давыдова Вика, Курамшина Алина. В городском конкурсе они заняли второе место.
Занятость обучающихся моего класса в учреждениях дополнительного образования по годам обучения представлена в приложении.
К сожалению, не все мои задачи реализованы. С трудом идут на контакт асоциальные семьи. Ребенок из такой семьи не хочет посещать кружок. Работа с ним – моя задача на этот учебный год.
Случается, что предпочтения ребят меняются. Ребенок может перейти в другой кружок. Не стоит этому препятствовать. Ведь теперь это его выбор как личности, не мамы и не классного руководителя.Важно следить за регулярным посещением. В октябре вновь говорим о занятости. Достаем грамоты кубки и поделки. Радуюсь!
На сегодняшний день 80% детей включены в систему дополнительного образования. Пусть наши ученики не станут профессиональными балеринами, актрисами или художниками,но это навсегда останется у них в памяти и обогатит жизнь.
Я считаю, что каждый учитель, как человек педагогически дальновидный, должен понимать всю значимость подобного рода деятельности. Работу с учреждениями дополнительного образования и родителями в этом направлении нельзя пускать на самотёк –это целенаправленный,управляемый процесс. Эта задача должна стать одной из основных в работе классного руководителя в наше непростое время. Если мой ученик нашел себя в младшем школьном возрасте, в подростковый период это может послужить ему спасением от дурной компании, а для кого-то, возможно, это станет началом его профессиональной деятельности. Очень хочется надеяться, что он передаст эти знания своим детям.
И тогда я скажу себе: «Я – самый лучший Учитель в мире!».