На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного и школьного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социокультурная среда – потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.
• содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);
• технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).
По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности). Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.
Для решения следующих педагогических задач: - своевременное выявление обучающихся и воспитанников с речевыми нарушениями, изучение уровня их речевого развития, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них; - предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи методами, средствами профилактической и коррекционно-педагогической работы, соответствующими потребностям и возможностям ребенка; - организация методической деятельности, направленной на оптимизацию логопедической работы в рамках образовательного процесса; - содействие распространению и внедрению в практику достижений в области отечественной и зарубежной логопедии; - консультирование родителей (лиц, их заменяющих), имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о задачах и специфике логопедической работы; я в своей профессиональной деятельности применяю следующие технологии:
№п\п | Образовательные технологии и методики | Цель использования технологий и методик | Описание внедрения в педагогическую деятельность | Результаты использования |
1. | Технологии логопедического обследования | определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере | методики: Р. И. Лалаевой, С. Е. Большаковой, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой. | Своевременно оказать помощь в преодолении этих трудностей |
| | | . при диагностики незрячих использую методики Л. Г. Парамоновой, Л. Г. Кобзаревой, Н. С. Костючек | |
| | | | |
2. Здоровьесберегающие технологии. |
| Технологии формирования речевого дыхания | Стимулирует работу мозга, регулирует нервно -психические процессы. плавность речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания. | Упражнения для дыхания на индивидуально, фронтальной, подгрупповой. методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой. | Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха. |
| Зрительная гимнастика | Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. | Использование упражнений после напряженной 10 -15 минутной работы. | Профилактика миопии. |
| Релаксация гимнастика | Снимает напряжение, чувство беспокойства. | Является одним из этапов работы | Развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. |
| Мимическая | Способствует коммуникации, эмоциональному развитию | Выполняется на каждом индивидуальном занятии перед зеркалом, по подражанию или словесной | Более четкая мимическая картина |
| Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. | Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. | Физминутки по лексическим темам. | Повышенная работоспособность, профилактика нарушения осанки и плоскостопие. |
| Гимнастика для пальчиков. | Развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания, манипуляции с предметами, ручной умелости,снятие синкенезий и мышечных зажимов. | Крупотерапия, пескотерапия, су-джоки, мозайка, массажные мячики, игры с прщепками, со счетными палочками. | Прямопропорциональная зависимость развития мелкой моторики и речи. |
| Психогимнас-тика. | Обучение детей выразительным движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения. | Игры и этюды | Развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств. |
| Биоэнерго-пластика. | Активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики. | На каждого ребенка существует комплект красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые дети выполняют гимнастику для язычка. | Улучшается речь. |
| Сказкотерапия при выполнении артикуляционной гимнастики. | Нормализация речевой моторики, эмоциональное развитие. | Сказки по лексическим темам на занятиях | Улучшение произносительных навыков. |
| Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры. | Стимулирование и активизация мышечного тонуса. | Комплексы упражнений на уроке, как один из этапов работы. | Укрепление мимической мускулатуры, формирование тактильных ощущений, развитие речи. |
| Кинезиологические методы | развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий | Систематически на занятиях | исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. |
| | | | |
3. | Технология проблемного обучения | Развитие познавательной активности. | Последовательное, целенаправленное выдвижение перед воспитанниками познавательных задач. | Активное усвоение знаний. |
4. | Технологии коррекции звукопроизношения | уточнение произношения звуков; постановка и закрепление отсутствующих звуков; развитие фонематического восприятия; преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры; закрепление изученных лексико – грамматических конструкций | методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой | развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь. |
5. | Технология концентрированного обучения. | Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности. | Тематическое планирование. | Углублённое и всестороннее освоение материала. |
6. | Технологии дифференцированного обучения | обучение каждого на уровне его возможностей позволяет сделать учебный процесс более эффективным | Систематически на занятиях | помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. |
7. | Технологии коррекции нарушений письма. | формирование слоговой структуры слова; развитие языкового анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия; развитие фонематического и слогового анализа и синтеза; обогащение и систематизации словарного запаса; формирование и закрепление правил словоизменения и словообразования; устранение аграмматизмов в устной и письменной речи. | использую методики А. В. Ястребовой, З. Е. Агранович, Л. Г. Парамоновой, Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, Л. Г Кобзаревой. | повышение качества письма и, как следствие, - улучшение успеваемости по основным предметам и психоэмоционального состояния учащихся |
8. | Технологии развития лексико-грамматической стороны речи. | расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, | на каждом занятии, индивидуальном или групповом, регулярно используя принцип конкретизации речи незрячих | правильному развитию речи учащихся |
9. | Технологии развития связной речи. | учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного задания | методики Р. И. Лалаевой, Н. Г. Андреевой | свободному учебному высказыванию в классе |
11. | Авторская технология "Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук". | Формирование первичных произносительных умений, коррекции слоговой структуры слова и голоса у детей с СНР I, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартрией | | Способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей. Позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда. |
Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционно – логопедической работы.