Современный подход к системе нравственного воспитания младших школьников
Современный подход к системе нравственного воспитания младших школьников
Будущее. Какое оно? Сегодня остро встают вопросы сохранения физического здоровья (менее 22% детей, приходящих в первый класс школы, полностью здоровы; здоровых выпускников в России лишь 2,5% — такие цифры прозвучали на Европейском Конгрессе по вопросам школьной медицины, состоявшемся в Москве в июне 2011 года.) и нравственной культуры детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современный подход к системе нравственного воспитания младших школьников»
Современный подход к системе НРАВСТВЕННОГО воспитания младших школьников
«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее», - писал Барбюс А.
Будущее... Какое оно? Сегодня остро встают вопросы сохранения физического здоровья (менее 22% детей, приходящих в первый класс школы, полностью здоровы; здоровых выпускников в России лишь 2,5% — такие цифры прозвучали на Европейском Конгрессе по вопросам школьной медицины, состоявшемся в Москве в июне 2011 года.) и нравственной культуры детей. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества», - писал Теодор Рузвельт.
Интеллект или воспитанность? Что важнее - воспитание или обучение? До сих пор не утихают споры ученых, педагогов, родителей. Посмотрим в глубь веков. «Воспитание и только воспитание — цель школы» (Песталоцци И.). «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание». (Сент-Экзюпери А.)
«Инновации в образовании», «реформирование российской школы», «модернизация» – пестрят заголовки газет, интернет-статей, рубрики форумов. В последние десятилетия изменения затронули не только систему образования, проводятся институциональные реформы в экономической, политической, социальной сферах. Наряду с позитивными результатами реформ следует отметить, что в стремлении изменить прежний уклад, в погоне за западными идеями, в эпоху американизации культур мы забыли о собственных национальных традициях, духовности и нравственности нашего общества. Мы переживаем мучительное время, когда в стране рушатся идеалы, устои человеческой морали.
Изменяется социальный заказ, совершенствуются образовательные технологии и методики, но незыблемыми остаются нравственные основы бытия. Современному обществу нужны не только образованные люди, но и воспитанные, творческие, способные анализировать, адекватно оценивать создавшуюся ситуацию и принимать самостоятельные решения.
Именно школа отражает и несёт в себе все проблемы нашего общества. Социальный заказ определяет образовательные стандарты, которые школа реализует на практике.
Мы, учителя, стараемся улучшить образовательный процесс: изучаем авторские программы, педагогические концепции и технологии, экспериментируем, анализируем, снова экспериментируем…
Итак, в чем же состоит современный подход? Согласно ФГОС одним из результатов достижения учащихся является Портфолио.
Всем классным руководителям знакома проблема анализа воспитательной работы, представление результатов этой работы. Работа классного руководителя наглядно и образно видна через призму Портфолио класса. Удобнее представить систему работы в форме Портфолио класса: удобнее и смотреть, и анализировать, и планировать воспитательную работу на следующий год.
Хочется предложить свой опыт работы по созданию воспитательной системы класса, способствующей не только устранению данной проблемы, но и воспитанию ответственных граждан России, желающих и способных быть ответственными за судьбу страны, готовых служить ей. Основные формы работы:
создание атрибутики класса, выбор единой формы одежды;
осуществление системы самоуправления в классном коллективе;
система классных часов, анализ, самоанализ поступков учащимися.
познавательно-развивающий курс «Я гражданин и патриот»
педагогическая диагностика.
историко-культурологический курс «ОРКСЭ»;
начало историко-краеведческой исследовательской деятельности учащихся;
КТД, участие в классных и общешкольных мероприятиях; уроки физической культуры;
комплекс внеурочной деятельности: посещение музеев, исторических мест, прогулки, экскурсии и др.;
интеграция деятельности с учреждениями дополнительного образования.
Рассмотрим их подробнее.
1.Единая форма одежда и элементы общей атрибутики помогают осознать общую социально значимую цель. В нашем случае эта цель имеет высоконравственную основу – служение обществу, и уже в начальной школе, пока ещё на эмоциональном уровне, ребёнок становится сопричастен ей. Единая форма, общие знаки отличия, можно сказать, уникальность классного коллектива, в который попал ребёнок, сначала вызывают в нём интерес, желание участвовать в совместной деятельности, далее чувство гордости, стремление к улучшению его. Так учащиеся быстрее и качественнее выполняют дисциплинарные нормы, показывают личную заинтересованность в их исполнении. (Проект «Символика нашего класса»: флаг, герб, гимн).
2.Создание системы самоуправления начинается с деления коллектива на команды. Каждая команда имеет своё название и может осуществлять в течение одного дня организацию жизни в классном коллективе (дежурство, обеспечение порядка, выполнение поручений, организация досуга и т.п.). Анализ (беседы) и оценка работы (цветами выражается настроение коллектива от работы группы в классном уголке) позволяют группам корректировать свою деятельность, совершенствоваться. (4 группы по 7 человек, у каждой группы есть свой девиз).
3. Система классных часов, анализ, самоанализ поступков учащимися. Один раз в четверть проводятся классные часы этической направленности: Правила поведения в стихах и рисунках; Законы нашей жизни: уважение, дружба, храбрость, любовь, доброта, милосердие, трудолюбие; Правила школьной жизни; Законы дружбы. Дети сами формулируют законы жизни, дружбы, поведения, которые затем располагаем в классном уголке.
4.В рамках часов внеурочной деятельности мы ввели познавательно-развивающий курс «Я гражданин России». Программа по духовно – нравственному направлению внеурочной деятельности рассчитана на применение в общеобразовательной школе, в основе программы лежат следующие направления: гражданско-правовое, патриотическое и нравственное. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Отличительной особенностью данной программы является продуктивная работа всех обучающихся, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлеченно. К занятиям можно привлекать учителей – предметников, краеведов, родителей, представителей социума.
Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться на уроках, классных часах, в семье. Программа предусматривает предупреждение педагогической запущенности и правонарушений среди обучающихся начальных классов.
5. Еще один момент, на который я обращаю серьёзное внимание - изучение личности моих учеников, их роста, их взросления. Свою работу строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей работы, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педколлективом школы и ситуации в классном коллективе. При этом обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности уч-ся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Поэтому, на первый план выступает большая работа классного руководителя по педагогической диагностике и мониторингу воспитательного процесса. Мониторинг (исследование) позволяет учителю и родителям:1) отслеживать динамику нравственного развития уч-ся в течение года; 2) отслеживать динамику личностного развития уч-ся, изменения в образовательной среде и во взаимодействии школы с семьями воспитанников с 1 по 4 класс. Мониторинг результатов по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся проводится по комплектуА. А. Логиновой, куда входят: рабочие тетради для уч-ся «Книга моих размышлений»; методическое пособие для учителя; рабочий блокнот для учителя – набор бланков для исследования. Диагностика по 5 основным направлениям 2 раза в год:исследование социального развития: например, «Государственные символы», исследование нравственной сферы: например, «Как поступить?», исследование отношения к учению и труду: например, «Я и школа», исследование отношения к природе и окружающей среде: например, «Я и природа», исследование эстетического развития: например, «Мне нравится», «Я хотел бы».
Продвижения в развитии каждого ученика регулярно диагностирую. Результаты мониторинга доводятся до сведения учащихся и их родителей с обязательным учетом того, чтобы они способствовали дальнейшему развитию моих воспитанников и ни в коем случае не унижали их, не порождали в них комплекс неполноценности или зависти. В начале и конце года проводится Диагностика отношения к школе, познавательных мотивов обучения, Диагностика уровня воспитанности (А. Капустина).
Такая комплексная исследовательская работа позволяет увидеть и зафиксировать результаты воспитательной деятельности, достижения которой часто остаются недооцененными. Считаю, что воспитание эффективно тогда, когда происходит совокупность применения различных методов: убеждения, соревнования, поощрения и наказания, личного примера, воспитания через традиции школы, когда эта работа проводится системно.
6.В представленную систему работы органично стали входить занятия историко-культурологического курса «ОРКСЭ». Здесь они выполняют особую роль – формируют понятие святости Родины. Любить Родину, не зная её истории просто невозможно. Особенность программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры, сочетает обучение и духовно-нравственное воспитание, интегрирует духовно-нравственное содержание в эстетическое, интеллектуальное развитие ребёнка, включая процесс взаимообогащения светского и религиозного типов мировоззрения. Программа даёт возможность повысить духовно-нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность
7.Особый интерес к изучению истории своего Отечества вызывает исследовательская деятельность учащихся, которой они начинают заниматься со 2 класса. ПРОЕКТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ», 1-4 КЛАССЫ. (С.Н.ТУР, Е.И.ВАСЮКОВА). Работа с тетрадью строится по всем областям образовательной программы, а именно: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество и другие. Тетрадь содержит 3 проекта по воспитанию духовно-нравственных чувств, гражданственности и патриотизма, культуры, ОБЖ и социализации детей в современном обществе для организации внеурочной деятельности в начальной школе в условиях нового государственного образовательного стандарта и в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников. Темы проектов: «Милая сердцу старина», «Что такое хорошо», «Юный патриот». В рамах темы предложены подтемы, учитывающие опыт, интересы и запросы школьников этого возраста. Каждый проект имеет единую структуру: тема и источники информации, символика, план и этапы работы над проектом, листы оценивания и самооценивания, отрезные листы для портфолио, краткие методические рекомендации для взрослых. Имеет запасные страницы для оформления проекта по самостоятельной теме.
Занятия проводит учитель. Ему могут помочь специалисты (работники краеведческого музея, медицинские работники и т. д.), родители, сотрудники школы. Большое внимание в работе уделено экспериментально-познавательной деятельности, в процессе которой дети овладевают способами практического взаимодействия с окружающей средой, умениями исследовательских действий. В группе созданы условия для получения опыта работы с различными источниками информации, разными способами получения интересных знаний. Активное использование этих методов позволяет успешно решать образовательные и развивающие задачи.
Для мониторинга результатов работы используются формализованные и неформализованные методы. Дети научаются активно добывать знания, обмениваться полученной информацией, ставить общественно значимую цель, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. У детей формируются самостоятельность, целеустремленность, упорство в добывании знаний, умение общаться в коллективе, гражданские качества личности, патриотизм. Одним из главных принципов является признание достижений каждого ребенка окружающими, в результате чего дети получают радость, удовлетворение от осознания важности и полезности своей деятельности, ребенком осознается самоценность.
8.Гражданско-патриотическая и нравственно-этическая направленность большинства КТД, классных и общешкольных мероприятий восполняет её дефицит в современных СМИ, а, следовательно, и в семейном воспитании. Сопричастность к общешкольным и общегосударственным традициям способствует росту в личности самосознания. Праздники 23 февраля, 9 мая - это инсценирование, конкурсы рисунков, стенгазеты, поделки. На уроках физической культуры (3 часа в неделю) разнообразие видов деятельности позволяет детям поддерживать интерес к занятиям, иметь удовлетворительное состояния здоровья, учиться эмоционально-волевой регуляции.
9. Тем не менее, комплекс внеурочной деятельности (сотрудничество с учреждениями дополнительного образования), дела, осуществляемые по свободному выбору уч-ся, способствуют сохранению индивидуальности, неповторимости каждой личности, повышению её статуса в коллективе, а также поддерживают положительную мотивацию и личную заинтересованность каждого в классных делах. При реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, происходило взаимодействие с детскими библиотеками, детской музыкальной школой, Центром дополнительного образования детей, краеведческим музеем.
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, иным - делом легким: и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически…» - подметил известный педагог 19 века К. Д. Ушинский. Но чем глубже мы погружаемся в проблемы воспитания, чем больше желаем достичь положительных результатов, тем четче осознаем, какая непростая это сфера - воспитание человека. И как любой вид искусства, искусство воспитания (очень точное, на мой взгляд, определение Ушинского) требует не только глубочайших теоретических и практических знаний, жизненного опыта и безграничного труда ума и сердца.
За годы работы в школе, я поняла две важные вещи: во-первых, только через деятельность фактическую, модельную, деятельность мысли и деятельность чувств, только через переживания, через решение ребенком значимых для него задач и проблем можно добиться воспитательного успеха, и, во-вторых, педагогу следует знать и помнить, что педагогические требования к ребенку должны всегда сопровождаться пониманием и поддержкой. Понимание ведет к прощению, а потеря нити понимания порождает гнев.
Я не верю, что можно добиться значимого успеха в воспитании, если в воспитательный процесс не вовлечены большинство или все родители класса, все учителя, работающие в классе, вся школа, педагоги дополнительного образования. Я не верю, что можно преодолеть двойственность в поведении детей (характерную для определенной части младших подростков, когда в школе они вынуждены демонстрировать минимальный уровень приличия, и распоясываются вне школы, или наоборот), если в школе не создан режим благоприятствования детям и не на бумаге и на словах, а на деле реализуются принципы толерантности, педагогического сопровождения и поддержки, уважения прав всех участников образовательного процесса.
Уверена, что все мы, взрослые, будем полезны детям, и сумеем создать условия и возможности для их становления, если все вместе будем добры и внимательны, уверены в себе и терпеливы, горды своим умением и желанием быть рядом с детьми, быть значимыми и необходимыми для них.