Современные подходы к воспитанию культуры поведения у младших школьников
Современные подходы к воспитанию культуры поведения у младших школьников
Формирование культуры поведения в начальной школе один из важнейших аспектов в воспитании подрастающего поколения. Учителю важно владеть методикой предметов и умением чувствовать и направлять своё мастерство на формирование духовных, моральных, эстетических ценностей. Всегда во все время общество волновало совершенствование воспитания подрастающего поколения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к воспитанию культуры поведения у младших школьников»
Современные подходы к воспитанию культуры поведения
у младших школьников
Процесс воспитания происходит наиболее успешно, когда едины в предъявляемых требованиях и школа, и родители, отмечали в своё время великие педагоги К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко. Выработка определенной стратегии и одинаковых критериев воспитания учащихся и их родителей, найти способы и методы их реализации главнейшая задача учителя. Предъявление одинаковых требований к поведению детей со стороны взрослых составляет обязательное условие в воспитании культуры поведения в школе и дома. К.Д.Ушинский и Л.Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим [12].
У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.
Что касается воспитания культуры поведения в младшем школьном возрасте, необходимо отметить, что именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются красивые манеры, умение культурно вести себя в школе, доме, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позже приходится заполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки.
Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такту, деликатности, непринужденности, отборности манер и так далее. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — вынуждает человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому из раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.
В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач. Так, по мнению профессора Е.В. Бондаревской: «Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога - создание культурной среды развития личности ребенка [8]. В.П. Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура [23]. Н.Е. Щуркова в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры [50].
Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от характера правила, которое отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель показывает, как надо вести себя в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как вести себя за столом, как выполнять правила вежливости. На этом же занятии дети повторяют действия учителя, учатся поступать правильно. А затем эти упражнения включаются в разнообразную деятельный школьников. Дети едут в театр, идут на день рождения к товарищу. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать согласно известным им правилам.
Учитель наблюдает за поведением детей, он отмечает те пробелы и ошибки, которые дети совершают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе. Выполнение общественных поручений требует от детей не только умения выполнять какую-либо деятельность, но и соблюдать определенные правила поведения. Так, третьеклассники шефствуют над первоклассниками, играют с дошкольниками, дежурят на своем этаже, собирают макулатуру. При этом дети вступают в отношения со многими людьми: взрослыми, младшими и старшими ребятами, своими сверстниками. Общение с ними требует от школьников знания многих правил культурного поведения. Умение следовать правилу в повседневной жизни становится необходимым для детей. Поэтому дети стараются запомнить то, что они изучают на специальных занятиях, и применить полученные знания на практике. Это обстоятельство в значительной мере облегчает роботу учителя по воспитанию культуры поведения.
Эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения — использование литературных произведений — рассказов, стихотворений, басен. При этом целесообразно обсуждать с детьми и образцы правильного поведения, и негативные поступки. В работе с детьми надо широко использовать юмор. Важно показать детям, в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими для них. Прекрасным материалом для этой работы являются стихотворения А. Барто, С. Михалкова, В. Лившица и другие [13, с. 21]. Эти стихотворения можно прочитать в лицах, поставить по ним небольшие инсценировки. Следует, однако, подчеркнуть, что учитель должен очень тактично использовать смех как средство воспитания. Не следует непосредственно связывать плохие поступки героев стихотворений с поведением ребят данного класса, высмеивать их. Если такие аналогии проводятся и делается это прямо, то дети не стараются исправить свое поведение, а обижаются, замыкаются в себе, а иногда начинают поступать назло учителю.
Специальная работа по культуре поведения проходит в форме занятий. Проведение этой работы условно можно разделить на три этапа: подготовка к занятию, проведение занятия и повседневная работа. Во время подготовительного этапа учитель выясняет, что известно детям по данной теме, какие правила, они умеют выполнять, насколько устойчиво их поведение. Учитель разрабатывает форму занятия, формулирует правила, которые должны усвоить дети, определяет содержание своей беседы с детьми. Готовятся к занятию и дети. За неделю до занятия они получают различные задания, например: разучить стихотворение, подготовить инсценировку, подобрать загадки и пословицы, связанные с темой занятий. Обычно подготовка идет в группах или звездочках по секрету от других, таким образом, и выступления ребят каждой группы на самом занятии сохраняют новизну для остальных.
Само занятие должно быть интересным и праздничным. Хорошо, если дети с нетерпением ждут его. Праздничность связана с тем, что к занятию дети готовят различные выступления, обсуждают события классной жизни, играют, приглашают родителей, показывают, что они умеют делать. Обычно занятия начинается беседой учителя, который называет тему занятия, ставит перед детьми вопросы. В конце занятия учитель точно формулирует правила поведения. Лучше, если в составлении правила принимают участие сами ребята, не надо бояться детских формулировок, как бы неуклюжи они ни были. В этом случае правило как бы придумано самими детьми и целесообразность его особенно очевидна. Неплохо, когда правила оформлены в виде плаката. Чаще всего занятие строится так, что чередуется беседа, показ, игра, инсценировка. Занятие проводится один или два раза в четверть [5].
Как бы ни было содержательно и интересно занятие, как бы хорошо ни выступали на нем дети, как бы точно они ни сформулировали все правила. Основная работа по накоплению опыта правильного поведения проходит в повседневной жизни младших школьников: на уроках, во время перемен, в раздевалке, по дороге домой, во время посещений театра, кино, на прогулках, экскурсиях, в общении друг с другом и взрослыми. Поэтому внимание учителя направлено на такую организацию жизни детей, которая давала бы возможность для упражнения их в правильном поведении. Если ученики хорошо знают, какие требования к ним предъявляются, каждый из них научен, как следует себя вести в том или другом случае, то контроль за поведением идет со стороны не только учителя, но и детского коллектива.
Организация работы с классом является главной задачей учителя. Но вместе с тем проводится и индивидуальная работа с отдельными учениками в зависимости от уровня их воспитанности и условий жизни в семье. Индивидуальная работа проводится в тесном контакте с родителями.
Значение этических мероприятий в воспитании культуры поведения у младших школьников
Формирование культуры поведения в начальной школе один из важнейших аспектов в воспитании подрастающего поколения. Учителю важно владеть методикой предметов и умением чувствовать и направлять своё мастерство на формирование духовных, моральных, эстетических ценностей. Всегда во все время общество волновало совершенствование воспитания подрастающего поколения [13, с.18].
Поэтому весь багаж накопленных знаний о нормах и требованиях морали в процессе воспитания культуры поведения детей в начальной школе приобретает важное значение для общества и государства. Возникает необходимость организации просвещения учащихся, начиная с первого класса, с правилами и нормами нравственного поведения. Возникает потребность в организации педагогом мероприятий работающих над разъяснением понятий правильного поведения, принципов отношений человека к социуму, коллективу, труду, и самому себе. Доносить опыт этических норм и правил поведения на доступном для школьника языке, чтобы ребёнок мог реально оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка, влияние на окружающую его среду.
В воспитании этических качеств, применяются различные методы и приёмы. Одна из самых распространённых в общей системе нравственного воспитания занимает группа средств, направленных рассуждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений - этические беседы. Нужно создавать определенные условия для проведения этических бесед, чтобы они могли приносить положительный результат. А это возможно только в том случае, если будут соблюдены некоторые правила.
Вести с учениками не монолог – вычитывание, а наоборот диспут – спорить, доказывать, приводить примеры, идеи и т.д. Дети должны иметь своё мнение, высказывать свою точку зрения в ходе диспута. Готовый сценарий и заранее заученные слова не дадут позитивного результата, так как не будут осознанны самими детьми и не пропущены через их призму понимания.
Не допускать превращения беседы в лекцию, но при этом сохранить теплую, душевную, доверительную атмосферу в аудитории.
Педагог максимально должен опираться на жизненный опыт ребят. Наблюдательности и психологическая подкованность необходима, чтобы натолкнуть и спровоцировать детей достать информации из своего жизненного опыта.
При обсуждение, главное не выделять чьё-то одно мнение, максимально выслушать всех, сделать общие выводы, проанализировать и составить совместными усилиями вывод по проводимой беседе. Мудро, используя наводящие вопросы, подвести детей к самостоятельному решению проблемной ситуации.
Делая выводы самостоятельно, ученик начальной школы усваивает правило морали, как свой личный опыт. Анализируя свои поступки, поступки одноклассников или решая ситуационные задачи, ученики формируют самостоятельно, под наблюдение учителя понятия «хорошо» и «плохо». Вначале, в 1 классе, эти правила точно указывают, как надо вести себя в той или иной ситуации. Например, что надо делать, чтобы быть хорошим товарищем: поделись тем, что необходимо твоему соседу по парте; работай так, чтобы не мешать другому. В дальнейшем появляются обобщенные формы предписания — сумей сам заметить, где и кому нужна твоя помощь (не обязательно соседу по парте).
Даже, если ребёнок ещё не осознаёт какие-то нормы и правила культуры поведения это не может сказываться негативно на качественном формировании его личных моральных принципов. Эти знания ребёнок будет использовать при сложившейся похожей ситуации.
Для детей начальной школы интересно будет послушать рассказы или стихотворения, например рассказ В. Осеевой «Просто старушка», стихотворение стихотворение Н. Трутневой «Доброта», вступить в диалог с учителем и одноклассниками. Работа с пословицами: «Доброе слово человеку, как дождь в засуху». «Не одежда красит человека, а его добрые дела». То есть учителю необходимо подобрать такой материал, чтобы он произвел психологическое впечатление на ребёнка, побудил ребёнка к переживанию, сопереживанию. Дети 7 - 10 лет отличаются глубокой впечатлительностью, поэтому в этот период закладываются основы душевных качеств личности, внешнее влияние не остается нейтральным для ребёнка.