Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии в школьном образовании.»
Ведерникова Е.М. ,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №4 г.Янаул РБ
Современные образовательные технологии в преподавании
КУК ОРКСЭ: проектная деятельность.
Проектный метод в школьном образовании.
Содержание
Введение
1. Современные образовательные технологии в преподавании КУК ОРКСЭ: проектная деятельность
1.1. Целесообразность использования проектной технологии в обучении младших школьников
2. Проектный метод в школьном образовании
2.1. Классификация проектов, их характеристика
2.2. Этапы работы над проектом
Заключение
Литература
Введение.
Федеральный государственный образовательный стандарт строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Китайская пословица гласит:
Дай мне рыбу,
И я буду сыт один день.
Научи меня ловить рыбу-
И я буду сыт всю жизнь.
Основная идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Изучение ОРКСЭ в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий.
1. Современные образовательные технологии в преподавании КУК ОРКСЭ: проектная деятельность.
1.1. Целесообразность использования проектной технологии в обучении младших школьников
В основе проектных технологий лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования.
Таким образом, использование проектной технологии в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве;
воспитание системно и аналитически мыслящих людей;
формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей и др.
2. Проектный метод в школьном образовании
Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков.
Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
2.1. Классификация проектов, их характеристика
Классификация проектов может основываться по числу участников:
индивидуальные (личностные);
парные;
групповые.
По продолжительности проекты могут быть:
краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков);
среднесрочные (1 – 2 месяца);
долговременные (до года).
Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:
исследовательские;
творческие;
игровые;
информационные;
социально-значимые.
Рассмотрим особенности проектов, основанных на доминирующей деятельности учеников.
Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.
Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение.
Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект “Дом, в котором я живу”, “Чистый город”.
2.2. Этапы работы над проектом
Выделяют следующие этапы работы над проектом:
мотивационный
планирующе-подготовительный
информационно-операционный
рефлексивно-оценочный
1 этап – мотивационный.
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
2 этап – планирующе-подготовительный.
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, деление на группы. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. В этом этапе обговаривается, где будет происходить поиск информации.
3 этап. Информационно- операционный
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
4 этап. Рефлексивно-оценочный.
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
Задания на домв процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т. е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.
Заключение
Использование проектной технологии в преподавании КУК ОРКСЭ является актуальным вопросом современного школьного образования. Воспитание нравственных качеств человека будущего общества на уроках и основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку, осуществляется теперь не в виде готовых знаний. Меняется подход к обучению, изменяется его содержание, на первый план выходят методы, приемы, требующие от школьников проявления их активной жизненной позиции, умения спорить, аргументировать свой выбор, умение видеть проблемы и искать средства их решения.
Таким образом, при активном использовании проектного метода в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются знания. Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни, у него укрепляется чувство социальной ответственности.
Литература
1.Казакова А.А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М.: Просвещение , 2019
2.Матвеева Н.В., Долгова Г.И. Проекты в начальной школе: 1-4 классы. Методическое пособие. - Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018
3. Лободина Н. Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО. -Издательство:Учитель,2017
4. Олейник О.В. Проектная деятельность. Методика обучения 2-4 класс. Мастерская учителя. ФГОС. -Издательство: ВАКО, 2016
5. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – M. 2006.