kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Современные образовательные технологии в обучении детей с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изложены основные современные образовательные технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Современные образовательные технологии в обучении детей с ОВЗ»»

«Современные образовательные технологии в обучении детей с ОВЗ»

В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания   детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях.  Одним из возможных путей повышения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса является использование современных педагогических технологий. Можно отметить, что рационально применение следующих технологий или их элементов: информационно-коммуникационные, проектные, игровые, проблемного обучения, личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, здоровьесберегающие. Рассмотрим подробнее некоторые технологии.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
       Информационно-коммуникативные  технологии в коррекционной школе приобретают ценность не только  как предмет  изучения, но и как мощное  и эффективное  средство  коррекционного  воздействия; как помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из  способов  социализации, что особенно актуально в современных условиях.
       Применение ИКТ  расширяет возможность соблюдения основных  принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений (при изучении нового материала всегда идет повторение или опора на ранее изученный материал, что естественно предполагает использование большого количества таблиц, схем и т.д., а использование ИКТ  позволяет заменить их  несколькими  слайдами), выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций. 
       При обучении в коррекционной школе  большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ. Кроме этого, применение ИКТ позволяет:
- регулировать темп предъявления информации в соответствии с возможностями школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- регулировать объем информации, что способствует лучшему усвоению материала;
- включать задания, тесты, вопросы, дидактические игры разного уровня сложности, что способствует актуализации имеющихся знаний, закреплению и обобщению полученных в ходе урока сведений, осуществляя индивидуальный подход;
- в случае затруднений  есть возможность неоднократного возвращения  к нужному слайду (для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа);
- осуществлять самопроверку при показе на экране правильного ответа;
- осуществлять коррекцию речи обучающихся, что облегчает работу с основными понятиями и словарными словами. Трудные орфограммы выделяются в словах цветом или увеличиваются в размере. Обучающиеся могут переписать словарные слова с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними  словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, школьники с интеллектуальной недостаточностью  пополняют свой словарный запас, закрепляют навыки грамотного написания терминов.
         Обучающимся при работе с мультимедийной учебной презентацией  отводится активная роль: опираясь на зрительные образы конкретных объектов  и явлений, учащиеся под руководством учителя учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, учитель сможет  организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности обучающихся.
Технология проблемного обучения.
         Проблемное обучение формирует познавательную активность  обучающихся,  способствует выработке психологической установки  на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей. Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности  обучающихся с учителем.
         Для обеспечения развития познавательной деятельности  учащихся в проблемном обучении необходима оптимальная последовательность проблемных ситуаций, их определенная система. Сущность уровней проблемности заключается в следующем:
- проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне, не содержит подсказки;
- на высоком уровне, содержит одну подсказку;
- на среднем уровне – содержит две – три подсказки;
- на низком уровне, содержит ряд последовательно предлагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят обучающихся к выводу.
         Рассмотрим применение элементов проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах. Программа русского языка начальных классов коррекционных учреждений VIII вида содержит достаточное количество орфографических правил, при изучении которых возможно применение элементов проблемного обучения. Такая организация работы отнимает немало времени, однако она рациональна по следующим причинам:

  • Учитель имеет возможность проанализировать попытки, ход открытия  правила каждым обучающимся, т.е. выявить индивидуальные особенности мыслительной деятельности;

  • Каждый обучающийся убеждается в том, что его внимательность и применение имеющихся знаний обязательно приведут к успеху;

  • Подсказки педагога направляют мысль ученика, помогают овладеть мыслительными операциями: сравнением, анализом, синтезом, обобщением, при этом, дети, которые овладели мыслительными операциями, упражняются в них, а другие обучатся им постепенно;

  • Воспитываются ценные качества личности – самостоятельность, трудолюбие, пытливость;

  • Формируются орфографическая зоркость, устойчивые орфографические навыки.

При такой организации проблемного урока нет изначального деления обучающихся на «сильных», «средних» и «слабых» - задание одинаковое; конечный результат – формулировка правила на одном из уровней проблемности – показатель уровня самостоятельности и развития мыслительной деятельности обучающихся. В случаях, когда обучающиеся не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, учитель имеет возможность определить характер затруднений, их причины (отсутствие опоры на прежние знания, непоследовательность мыслительных операций и т.д.) и своевременно помочь.  После того, как обучающиеся записали формулировку правила правописания при постановке задания на низком  уровне проблемности, учитель выясняет, какое правило правописания они вывели, просит произнести правило в их формулировке. Вслед учитель формулирует правило так, как оно дано в учебнике, и только после этого сообщает, какое правило правописания изучено, записывая тему на доске. После изучения каждого правила на следующем уроке проводится проверка знания формулировки правила правописания и степени сформированности умения верного написания соответствующих орфограмм в виде словарного и связного диктантов.
       В начале учебного года учитель проводит входную диагностику, предлагая обучающимся различные  задания. По результатам диагностики выделяются основные показатели:
- активность (количество заданных вопросов, высказываний, имеющих познавательный характер)
- самостоятельность в выполнении заданий;
- отвлекаемость (количество действий, не связанных с учебной деятельностью).
После проведенной диагностики проводится оценка:
- если ученик задает вопросы, направленные на знание как фактического, так и теоретического материала, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер, он редко отвлекается, выполняет задания самостоятельно – 10 баллов (высокий уровень);
- если ученик задает вопросы, направленные на знание только фактического материала, его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, при выполнении самостоятельной работы нуждается в помощи – 5 баллов (средний уровень);
- если ученик большую часть урока отвлекается, показывает низкий уровень активности, вопросы не имеют познавательного характера, не умеет выполнять задания самостоятельно – 0 баллов (низкий уровень).
Уровень сформированности умений и навыков  вычисляется по совокупности суммы баллов. Заключительная диагностика проводится в апреле-мае. Внедрение технологии проблемного обучения позволяет повысить познавательную активность обучающихся, что положительно отражается на качестве обучения. 
Игровые технологии.
       Игровые технологии способствуют повышению познавательного интереса, развитию мышления; способствуют применению знаний в новой ситуации; являются естественной формой труда ребенка, а также способствуют объединению коллектива и формированию ответственности.  Вовлечение обучающихся в игру позволяет достичь эффекта раскрепощения, умения принимать решения, общаться.
       Игровые технологии активно применяются педагогами не только в начальных классах, но и на уроках математики, биологии, географии, истории и др. в среднем звене. Активное применение игровые технологии могут найти на уроках социально-бытовой ориентировки (далее СБО), направленных на подготовку обучающихся 5-9 классов к самостоятельной  жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Вот некоторые примеры ролевых игр на уроках СБО:
- «Железнодорожный транспорт» - «Покупка билета», «Посадка в вагон», «Разговор с проводником»;
- «Питание» - «Прием гостей», «Сервировка стола»;
- «Средства связи» - «На почте – отправка бандеролей, посылок»;
- «Медицинская помощь» - «Уход за больным», «Вызов врача на дом», «Вызов скорой помощи»;
- «Культура поведения» - «Я иду в гости», «У меня сегодня день рождения» и  др.
Проектные технологии.
     Главная идея проектного обучения (главная задача) состоит в следующем: научить школьников учиться или, иначе, научить совершать учебную деятельность. С большим увлечением выполняется учеником только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. А это значит, что учащийся должен почувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя.

Цель проектного обучения:

 - создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, проведение эксперимента, умение обобщать.

Используя проектные технологии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, необходимо обязательное соблюдение следующих условий: проект должен быть посильным для выполнения, должны быть созданы условия  для успешного выполнения проектов, в случае выполнения групповых (коллективных) проектов каждый обучающийся вносит свой вклад в выполнение проекта, а также обязательная презентация результатов работы по проекту.  Необходимо помнить, что проект – это продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей и их родителей.        Здоровьесберегающие технологии.
       Здоровьесберегающие технологии (или их элементы) являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса. Для повышения работоспособности, предупреждения преждевременного утомления, снятия мышечного напряжения проводятся физкультминутки, зарядки для глаз. Организация уроков (занятий) предполагает частую смену видов деятельности (в норме 4-7 видов) и их продолжительность (не позже, чем через 7-10 минут), контроль за правильной рабочей позой. Важной составляющей является психологический климат на уроке, включающий наличие внешней (похвала, поддержка) и стимуляция внутренней (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу) мотивации, наличие эмоциональных разрядок (музыкальная минутка, небольшое стихотворение, известные высказывания, уместная шутка  и др.), а также взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы:

- Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

- Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

- Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

- Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

- Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

- Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

- Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

- Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

- Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

- Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

- Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

- Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

- Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

- Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

- Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях — это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач для школ. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.  

Литература

1) Беляева О.А. Педагогические технологии в профессиональной школе: Учебно-методическое пособие. - Мн.: РИПО, 2008.

2) Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

3) Кукушкина В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. - Москва: ИКЦ "МарТ", 2004.

4) Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?  М.: Владос-Пресс,2005. С.

5) Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
«Современные образовательные технологии в обучении детей с ОВЗ»

Автор: Мартыненко Ирина Дмитриевна

Дата: 16.08.2024

Номер свидетельства: 654969

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Доклад по теме «Использование современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ русскому языку и литературе»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_po_teme_ispolzovanie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologii_pri_obuchen"
    ["file_id"] => string(6) "650354"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1715531599"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "«Использование современных образовательных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_sovriemiennykh_obrazovatiel_nykh_tiekhnologhii_v_obuchienii_i_vos"
    ["file_id"] => string(6) "448793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1515511969"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "«Использование современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_sovriemiennykh_obrazovatiel_nykh_tiekhnologhii_pri_obuchienii_die"
    ["file_id"] => string(6) "386537"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485958269"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Коррекционно–развивающие технологии в системе работы учителя с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(91) "korriektsionno-razvivaiushchiie-tiekhnologhii-v-sistiemie-raboty-uchitielia-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "136481"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417109702"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку."
    ["seo_title"] => string(71) "effiektivnyie_formy_i_priiemy_obuchieniia_dietiei_s_ovz_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "446126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514033386"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства