kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение современных образовательных технологий в деятельности учителя-дефектолога СОШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях ФГОС особое внимание уделяю применению современных образовательных технологий в обучении детей с ОВЗ. Они способствуют эффективному усвоению образовательной программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение современных образовательных технологий в деятельности учителя-дефектолога СОШ»

Безлепкина Елена Юрьевна

учитель-дефектолог

МБОУ «СОШ №5» г. Братск, Иркутской обл.



ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА СОШ

В школе обучаются дети, имеющие задержку психического развития (ЗПР).

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.

Обучающиеся осваивают АООП НОО (вариант 7.1), которая адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме.


Состав обучающихся по структуре дефекта:

  • обучающиеся с ЗПР – 71,4%,

  • ЗПР с нарушением зрения – 14,2%,

  • ЗПР с нарушением слуха – 7,2%,

  • ЗПР с нарушением слуха и зрения, ДЦП – 7,2%.

  • Дети-инвалиды- 5,4%.


В условиях реализации обновлённых ФГОС ОВЗ, в работе с детьми с задержкой психического развития в ОУ использую современные образовательные программы для детей с ЗПР и несколько видов образовательных инновационных технологий: здоровьесберегающие; игровые; индивидуально-дифференцированного подхода; личностно-ориентированные;

Здоровьесберегающие технологии:

Задача сегодня - научить ребёнка различных приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.

В практике здоровьесбережения применяю: проведение тематических физ. минуток на каждом занятии, гимнастика для глаз, психогимнастика и кинезиологические упражнения (для межполушарного взаимодействия), пальчиковой гимнастики.

Физкультминутки. Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ОУ являются физкультурные минутки. Цель таких физкультминуток заключается в: смене вида деятельности; предупреждении утомляемости; снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения; активизации кровообращения; активизации мышления; повышении интереса детей к ходу занятия; создании положительного эмоционального фона. Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку. Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий:

Дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Использование дыхательной гимнастики помогает: улучшить работу внутренних органов; активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом; тренировать дыхательный аппарата; осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания; повысить защитные механизмы организма; восстановить душевное равновесие, успокоиться; развивать речевое дыхание. В ходе выполнения упражнений обращаю внимание на характер производимых вдохов и выдохов. Учу детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика — применяю для развития мелкой моторики и для решения проблем с речевым развитием у детей. Пальчиковая гимнастика способствует развитию: осязательных ощущений; координации движений пальцев и рук; творческих способностей школьников. Пальчиковую гимнастику провожу в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Используются такие виды упражнений: массаж; действия с предметами или материалами; пальчиковые игры. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой заканчивалась расслабляющими упражнениями.

Гимнастика для глаз. Система упражнений, направлена на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для: снятия напряжения с глаз; предупреждения утомления; тренировки глазных мышц; укрепления глазного аппарата. Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии. Все упражнения выполняются стоя. Часто гимнастика имеет стихотворное сопровождение и включает упражнения с предметами, специальными таблицами.

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые использую для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем: проведение психофизической разрядки; развитие познавательных психических процессов; нормализация психоэмоционального состояния у детей; коррекция отклонений в поведении. Психогимнастические упражнения провожу в игровой форме. Они предполагают разыгрывание этюдов с использованием мимики и пантомимики; этюдов на изображение эмоций или качеств характера; этюдов с психотерапевтической направленностью.

Игровая технология:

В игровую технологию включаю последовательно игры и упражнения, чтобы активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала. Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений в учебной деятельности. Значение игровой технологии в том, что она становится: способом обучения. Игровую деятельность в качестве самостоятельной технологии использую: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения). Как показывает практика, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, школьники легче усваивают учебный материал любой сложности. В коррекционные занятия включаю различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.


Рисование песком с детьми на световом столе.

Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей. Здесь возможно общение даже без слов, что особенно актуально для детей с ЗПР, «неговорящих» детей, с задержкой речевого развития. Для агрессивных детей – это способ успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих гиперактивностью, рисование на песке – отличный способ расслабиться и включить самоконтроль. Для детей с расстройством аутистического спектра очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет прямого контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного контакта, но в то же время с ребёнком можно активно взаимодействовать.


Технология индивидуально - дифференцированного подхода


Технология индивидуально-дифференцированного (уровневой дифференциации) обучения создаёт оптимальные условий для выявления и коррекции нарушений, учитывая личностные отношения учеников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала. Она предполагает условное деление группы с учётом типологических особенностей детей и уровнем интеллектуального развития обучающихся. Благодаря её применению происходит эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков познавательного развития. Учет индивидуально-психологических особенностей школьников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития. В процессе деятельности применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.), жетоны, картинки.

Применение современных образовательных технологий в обучении детей с ОВЗ позволяют повысить успеваемость и достичь уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для усвоения программы.


Список литературы


1.Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.Аркти. 2002 г Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. –М.: Школьнаяпресса,2006

2.БабкинаН.В.Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.Аркти. 2002 г Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. –М.: Школьнаяпресса,2006

3. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения, 2017г.

4. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.:Школьная пресса,2005.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Безлепкина Елена Юрьевна

Дата: 06.04.2025

Номер свидетельства: 667987


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства