Просмотр содержимого документа
«"Современные образовательные технологии в начальной школе".»
Пояснительная записка
«Учитель живет до тех пор,
пока он учится.
Как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель».
К.Д.Ушинский (Слайд 2)
Наше будущее – наши дети. Формирование молодого поколения сегодня происходит в условиях быстро меняющегося мира. «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам».
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» (Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”).
Каким же должен быть современный учитель, и какой должна быть современная школа, чтобы соответствовать данным критериям? На эту тему написаны, наверное, десятки томов, дано множество глубоких, умных ответов, но вопрос и по сей день не утратил своей актуальности. Его задает себе каждый педагог, избравший делом своей жизни работу с детьми. Задаю себе его и я.
Я считаю, что современный учитель обязан и даже вынужден искать эффективные методы и технологии в преподавании учебных предметов, потому что современное общество требует от образования подготовленных учащихся, которые должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.
Поэтому ежедневно передо мной стоит вопрос: « Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как организовать учебный процесс, чтобы ребёнку урок был в радость и приносил пользу?»
Таким образом и появилась тема моего методического семинара «Современные образовательные технологии в начальной школе».
Цель - внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, развитию потенциальных способностей учащихся.
В соответствии с целью я поставила следующие задачи:
- активизировать познавательную деятельность учащихся через систему использования современных технологий;
- развить ключевые компетенции учащихся;
- привить любовь к предмету через систему эффективных уроков (Слайд 3).
Актуальность темы не вызывает сомнений, т.к. перед учителем стоит задача не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации. Этого можно достичь благодаря использованию в своей работе современных образовательных технологий (Слайд 4).
Новизна работы состоит в комбинации известных методик и в
усовершенствовании некоторых сторон процесса обучения, в том, что они позволяют увидеть пути повышения эффективности преподавания уроков путём включения современных технологий в каждый урок и во внеклассную деятельность.
Доступность работы по теме проявляется в том, что выпущено достаточно много материала на данную тему , поэтому каждый учитель имеет возможность их использовать и тем самым повышать интерес к предмету, оптимально строить учебный процесс.
Основным направлением моей работы является готовность работать в новых условиях, с современными детьми, для достижения высоких результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в условиях реализации требований ФГОС НОО я применяю и эффективно использую современные образовательные технологии: технологию проблемного обучения; проектную технологию; здоровьесберегающие технологии; технологию обучения в сотрудничестве (групповая работа); игровые технологии; ИКТ технологии; технологию личностно-ориентированного образования; технологию развития критического мышления и др. (Слайд 5).
1. Технология проблемного обучения (Слайд 6).
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Эффективность применения этой технологии подтверждается динамикой повышения качества обучения.
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".
(Конфуций)
Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Еленой Леонидовной Мельниковой в книгах «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» и "Проблемно - диалогическое обучение как средство реализации ФГОС".
2. Проектная технология (Сайд 7).
Из широкого спектра современных технологий мною широко применяется технология проектной деятельности.
Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
С 1-ого класса я активно вовлекала учащихся в проектную деятельность. Первыми стали проекты по «Окружающему миру» - «Моя семья», » Мой класс и моя школа », по математике - «Числа в загадках, пословицах, поговорках» , по технологии коллаж - «Дикие животные» и др. В международном проекте «ЭМУ» участвовали 4 человека.
Метод проектов мы используем не только в учебной, но и во внеурочной работе. Во 2 классе мы участвовали в районном конкурсе социальных проектов «Бессмертный полк» и заняли I место и Региональном конкурсе исследовательских и проектных работ «Я - исследователь».
В 3 классе начали участвовать в Интернет - проекте «По дорогам сказок» и др.
3. Здоровьесберегающие технологии (Слайд 8).
Наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.
Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим? Использую на уроках различные физкультминутки, смену видов деятельности; место и длительность применения ТСО; включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся; индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.
4. Технология обучения в сотрудничестве (Слайд 9).
Методика групповой работы ведется уже с первых дней обучения ребенка в школе. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять!
Применяю несколько вариантов данного метода обучения. Наиболее интересные варианты этого метода: обучение в команде (внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению); пила; ( группы по 4- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу «встреча экспертов» и «учимся вместе» (класс разбивается на группы в 3—5 человек и получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Так достигается усвоение всего материала. Основные принципы: награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика.
Движущие силы учения это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе.
5. Игровые технологии (Слайд 10).
Игровые технологии способствуют психологической раскрепощённости на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.
6. ИКТ технологии (Слайд 11).
С помощью информационных технологий легче решаются задачи развития детей. Я активно применяю в своей работе мультимедийные презентации по различным предметам учебного курса, используя широкие возможности программы Power Point. В качестве развивающих компьютерных средств обучения ввожу на уроках занимательный материал - анимированные кроссворды, викторины, загадки, не забывая и про здоровье детей. При подготовке к урокам ученики в редакторе Microsoft Word набирают тексты своих творческих работ, стихов, подбирают рисунки для оформления.
7.Технологии личностно-ориентированного образования (Слайд 12).
В личностно-ориентированном образовании на первое место выходит признание самобытности и уникальности каждого ученика. При организации образовательного процесса есть все условия для развития и реализации способностей ребенка, его склонностей, интересов, особенностей психофизического развития.
Личность включается в образовательный процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за результаты. В основе такого обучения лежит личностно - деятельностный подход, выражающий основной принцип гуманизации образования, и требующий качественно нового взаимодействия между участниками образовательного процесса.
8. Технология развития критического мышления (Слайд 13).
Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
В ходе работы в рамках этой технологии учащиеся, овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Основные методические приемы развития критического мышления:
1.Прием «шесть шляп» (развивает гибкость мышления, позволяет быстро и глубоко анализировать любой текст и сделать выводы);прием «Кластер»;
«Фишбоун» (дословно переводится как «Скелет рыбы», метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы); прием « Инсерт »; приём «Корзина идей»; приём «Составление синквейнов» и другие.
Благодаря использованию современных образовательных технологий в своей работе имею стабильное качество знаний по предметам (60-70%),
- 100% - ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю.
На данный момент я не могу сказать, что я владею всем этим в совершенстве, но, тем не менее, я не собираюсь стоять на месте и уже имею определённые положительные результаты. Ученики моего класса принимают участие в конкурсах различного уровня .
Опытом своей работы делюсь на своей страничке http://nsportal.ru/borisova-natalya-viktorovna , блоге http://borisova2016.blogspot.ru/ ; на районных семинарах ; педагогических чтениях на тему «Системно-деятельностный подход в обучении школьников»; Сборнике научных статей « АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ : ТЕОРИЯ И ПРКТИКА», статья «Практика здоровьесберегающей организации учебного процесса» (Раздел I, с.10) ; на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические чтения в ННГУ., состоявшейся в Арзамасском филиале университета 10-11 декабря 2015 года». В сборнике опубликована моя статья на тему: » Особенности использования метода проектов с учащимися младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС общего образования» ( Раздел 8. с.497).
Все вышеизложенные приёмы, технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию личности , любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.