Социоигровая технология как средство формирования функциональной грамотности младших школьников
Социоигровая технология как средство формирования функциональной грамотности младших школьников
Данная статья раскрывает особенности социоигровой технологии как средства формирования функциональной грамотности. Использование данной технологии позволит учителю создать условия для того, чтобы обучающийся мог использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социоигровая технология как средство формирования функциональной грамотности младших школьников»
Коврина Т.А.
МАОУ «Гимназия №1»МО «город Бугуруслан»
Социоигровая технология как средство формирования функциональной грамотности младших школьников
Аннотация
Данная статья раскрывает особенности социоигровой технологии как средства формирования функциональной грамотности. Использование данной технологии позволит учителю создать условия для того, чтобы обучающийся мог использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
В течение всей работы у меня возникали некоторые вопросы:
1. Как вызвать, закрепить и сделать естественным желание детей учиться?
2. Как построить учебно-воспитательный процесс, чтобы реализовать это желание?
3. Какой должна быть роль ученика и роль учителя в процессе обучения?
Когда человек может находить новые пути решения проблемы, на основе разнообразных данных создать работающую модель, то он является функционально подкованным. Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность) [4, с.151];
Для развития функциональной грамотности нужны условия:
- обучение должно быть деятельностным;
- необходим учет учитывать индивидуальных интересов и потребностей обучающихся;
- учебный процесс нацеливать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результативность;
- в деятельности использовать групповые формы работы.
Для формирования функциональной грамотности у младших школьников в начальной школе учителям целесообразно «социоигровую режиссуру урока».
Основная идея социоигровой технологии (СИТ) – организация такой деятельности, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он именно действует.
Цель социоигровой технологии – оказание педагогической поддержки каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания.
Задачи социоигровой технологии:
- помочь детям научиться эффективно общаться с пользой;
- сделать обучение более увлекательным;
- способствовать развитию у учащихся творческой и самостоятельной активности;
- воспитывать в детях жажду познания.
"Режиссура урока" однозначно универсальна. Технологию можно использовать на любых уроках, применять к разным типам и даже на разных этапах урока. Много зависит от проектирования учителя.
В рамках социоигровой технологии общение учеников организуется в три этапа:
Сначала школьники учатся общаться, договариваться, слушать и, главное, слышать партнёра.
Затем общение переходит в цель - школьник на практически осознаёт, как ему надо построить своё общение в небольшой группе, чтобы выполнить поставленную задачу.
В итоге общение превращается в педагогическое средство для осуществления процесса обучения.
.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле, предложенной А.Г. Асмоловым: от действия - к мысли [4, с.40];
Игровые задания в социоигровой технологии можно разбить на несколько групп:
- рабочий настрой – пробудить интерес детей друг к другу.
- разминка - элемент соревнования и смешного выигрыша, доступность.
- приобщение к делу - для усвоения или закрепления учебного материала
- творческое самоутверждение - художественно-исполнительский результат действия
- свобода - простор и свобода передвижения.
Жизнь человека заключается в том или ином общении. И человеческая культура существует, передается и развивается благодаря той или иной форме общения людей друг с другом[3, с. 326-333];
Наиболее значимыми приемами и формами работы в данной технологии можно назвать следующие:
Волшебный предмет.
«Волшебный» предмет (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача предмета из рук в руки сопровождается речью по какому-то определенному правилу. Например, передающий называет на уроке русского языка: «имя существительное», следующий: «это часть речи» и т. д. Если ученик не ответил, предмет возвращается в начало и повторно идет к тому же игроку или меняет адрес. Упражнение фиксирует момент диалога: услышал – ответил. Конечно, никто не знает, что может услышать, хотя проверить верность ответа может любой.
Составление набора «так и не так»
Парные карточки «так и не так» используются на уроках по многим предметам.
Математика:
Ребята в парке посадили 5 рядов лип по 3 дерева в каждом. Сколько лип ребята посадили в парке?
5 х 3
3 х 5
Русский язык
Однокоренные слова
вода
водичка
водитель
водяной
лист
листва
листик
листочек
Литературное чтение
Сказка «Колобок»
Народная
Литературная
Ученикам очень интересно и полезно самим сочинять содержание парных карточек на уроках повторения пройденного. Начинать работу целесообразно с показа готовой карточки с нарушением одного из изученных правил и противопоставления ей правильной.
Говорить хором. Среди учеников немало таких, которые не могут говорить на публику. Им поможет хоровая работа. Если кто-то из учеников ошибается, то педагог сразу услышит это. «Солдатик». Можно договориться с учениками, что когда кто-то из них видит ошибку, то он встаёт. Отвечающий у доски видит и начинает проверку. Бывает, что ошибается и встающий. Если его не поддерживают другие, то он перепроверяет свою работу.
Групповая работа уместна на любом этапе урока. Распределение на группы может происходить так: учитель раздаёт школьникам части разрезанной открытки (количество частей должно соответствовать желаемому количеству человек в группе). Учащиеся собирают из них открытку, тем самым определяя состав группы. Собравшись в группу, ученики сообщают об этом, одновременно хлопая. Так же они будут показывать и момент завершения работы над заданием. Данный вид деления не особо эффективен, так достаточно шумный и занимающий много времени из-за большого количества детей в классе. Мы используем цветовые обозначения, распределенные по классному кабинету и такого же цвета разрезанные части фраз.
Пойди, спроси. Если ученики что–то не понимают или сомневаются, то они пользуются приёмом «Пойди, спроси» у одноклассника. Определенно, ученики с большим интересом и ответственностью подходят к процессу объяснения: открывают книгу, делают рисунок, задают наводящие вопросы. Иногда они обращаются к учителю с вопросом: «Как это объяснить?» Педагог может переадресовать вопрос другому ученику, которому он доверяет.
Проверь старших. Очень интересный приём, который позволяет ребятам испытать на себе роль учительской команды. На одном из собраний родителям было предложено написать словарные слова каллиграфическим почерком. На следующий день дети сначала индивидуально проверили диктант, выставив отметки в соответствии с критериями, а затем распределились на команды и обсудили результаты работы.
При регулярном использовании социоигровых технологий на уроке в начальной школе приходим к тому, что ученики:
постоянно готовы к работе
проявляют активность на уроке
умеют взаимодействовать в команде
готовы работать с любым учителем
имеют «свободу слова»
имеют высокую учебную мотивацию
Социоигровые технологии помогают учителю организовать свою деятельность нетрадиционно, интересно. Дети в течение урока находятся в движении, поэтому физминутка не требуется. Даже слабые дети, работая в команде, смогут проявить себя, выполняя задания. Работа небольшими группами является эффективной для установления дружеских связей у детей, развитие у них интереса к изучаемым предметам, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. [2, с. 96];
Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а систематическая работа учителя на уроке при использовании социоигровой технологии, позволит создать условия для формирования функциональной грамотности учащихся, соответствующую их возрастной ступени.
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Ч. Диккенс
Литература
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. ‒ М.: Просвещение, 2008. ‒ 151 с.
2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов. - М.: изд-во «Флинта», 1997. - 96 с.
3. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. М. 1998, стр. 326-333.
4.«Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла.» Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 40 с.