Просмотр содержимого документа
«Социализация учащихся с овз через проектную деятельность.»
Социализация учащихся с овз через проектную
деятельность.
Одной из актуальных проблем в современном мире на сегодняшний день представляется социализация детей с ОВЗ. Люди с ОВЗ живут в своём изолированном мире, но сегодня мы можем приобщить детей с ограниченными возможностями здоровья к окружающему их социуму. Самой благоприятной сферой для этого оказывается детское творчество.
Целью социализации ребёнка с ОВЗ представляется приобретение учеником личностных качеств и навыков социального поведения. Для успешной социализации ребёнка с ОВЗ важно его привлечение в социально значимую деятельность, которая должна активизировать процессы познания, стимулировать инициативу каждого ребёнка и содействовать формированию и развитию коммуникативных навыков .
Одним из наиболее перспективных методов, который благоприятствует решению проблемы социализации учащихся с ОВЗ, является технология проектной деятельности.
Проектная деятельность это совместная творческая, учебно-познавательная или игровая деятельность обучающихся с ОВЗ, учителя и родителей, которая имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата . При этом учащемуся с ОВЗ должен быть известен результат. Ему необходимо знать, что будет представать продуктом его деятельности.
Возможными итоговыми результатами проекта могут быть:
Макет, буклет, видеофильм, мультимедиа презентация, коллекция, газета, анализ социального опроса, модель и т.п.
Целями проектного обучения являются:
- развитие у учащихся с ОВЗ умения сотрудничества и коммуникабельности;
- способствование повышению уверенности в своих силах;
- развитие исследовательских умений;
- развитие мышления учащегося с ОВЗ, умения искать и находить пути решения поставленных задач.
Говоря о проектной деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья стоит понимать, что прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Так же технология проектной деятельности нацелена на интеграцию сведений из разных областей знаний для решения поставленной проблемы и применения их на практике, что в конечном итоге должно формировать познавательную компетентность ребёнка и позитивный социальный опыт.
Но не стоит забывать, что таятся свои особенности в организации данной технологии при обучении детей с ОВЗ. Так, при планировании этапов проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья целесообразно учитывать их не только физическое, но и психическое состояние. Это неотъемлемо для составления плана вовлечения учащихся в совместную деятельность, гарантируя учащимся посильную познавательную, учебную и коммуникативную нагрузку.
Во-вторых, в ходе реализации проектной деятельности необходимо тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с данной категорией детей, для всестороннего гармоничного развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из первенствующих факторов в развитии и воспитании учащегося с ОВЗ, в унаследовании им социально-значимого опыта является семья. Не секрет, что семьи учащихся с ограниченными возможностями здоровья составляют специфичную категорию родителей, что несомненно оказывает влияние на формирование личностных качеств детей с ОВЗ. Именно поэтому одной из самых главенствующих задач при претворении проектной деятельности представляется создание продуктивного социального содействия в триаде «учитель-дети-родители». Обязательным условием оказывается выступление родителей активными участниками образовательного процесса. Тесное сотрудничество с родителями и семьями обучающихся с ОВЗ в ходе проектной деятельности подразумевает: содействие и вспоможение родителей при подборе иллюстративного материала, художественной и познавательной литературы, анкетирование членов семьи, помощь учащимся с ограниченными возможностями здоровья в отборе информации для проекта, участие в оформлении докладов, презентаций, фотоальбомов. Такой подход с вовлечением родителей в проектную деятельность учащихся с ОВЗ позволяет семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья взглянуть по-другому на своего ребёнка, организовать взаимодействие, построить пути совместной деятельности, которая будет направлена на социализацию и коррекцию учащихся с ОВЗ.
На сегодняшний момент рассматриваются различные подходы к понятию метода проекта:
Проект - это способ достижения цели через разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом;
Проект – это совокупность приёмов, действий, учащихся для достижения решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде самодостаточного конечного продукта.
Таким образом, мы можем выделить несколько основных требований к реализации и использованию метода проектной деятельности. Прежде всего, для организации метода проекта необходимо наличие проблемы. Перед учеником должна предстать проблема, взятая из реальной жизни, которая будет важной и значимой лично для него. Для решения данной проблемы учащемуся с ОВЗ необходимо активизировать и использовать имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации. Но в результате, учащиеся с ОВЗ должны самостоятельно или совместными усилиями (под контролем учителя) решить проблему, применив при этом необходимые знания и получить действительный значимый результат. Ученик с ОВЗ должен научиться самостоятельно добывать знания, которые могут ему пригодиться в дальнейшем.
Метод проектов можно представить как - ШЕСТЬ:
1.Проблема.
2.Планирование (т.е. проектирование).
3.Поиск информации.
4.Продукт конечной работы.
5. Презентация.
6. Портфолио проекта, т.е. папка, в которой собраны рабочие материалы,отчёты, фото и другие необходимые материалы.
Перед тем как начать использовать метод проектной деятельности с учащимися с ограниченными возможностями здоровья необходимо проанализировать уровень их мыслительной деятельности обязательно учитывая такие показатели как:
- способность обнаружить и понять проблему; - способность оценивать ситуацию; - способность ставить задачу; - способность находить решение; - способность планировать свои действия.
Неимоверная часть учащихся имеющих интеллектуальные нарушения испытывают затруднения в планировании своих действий, поиске информации, оценке ситуации, из-за недостаточного уровня интеллектуального развития, низкой мотивации к познавательной деятельности и учению, отсутствия жизненного и социально-значимого опыта.
Использование проектной деятельности в работе с данной категорией учащихся с ОВЗ возможно с корректирующей и направляющей помощью педагога. Метод проектов в коррекционных классах – это совместная деятельность педагога и учащихся, которая направленна на поиск решения возникшей проблемы и проблемной ситуации. Данный метод можно рассматривать как средство для активизации познавательной деятельности учащегося, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком, а так же, повышения качества воспитательного процесса.
Классификация проектов, которые могут быть использованы для работы с учащимися с ОВЗ:
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта.
Конечным продуктом могут быть: макеты, учебные пособия и модели, инструкции, памятки, рекомендации.
Исследовательский проект напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой и анализ полученных результатов.
Информационный проект представляет собой сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации.
Творческий проект — это максимально нетрадиционный подход к выполнению и презентации результатов. Проектными продуктами могут быть театрализации, альманахи, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Стоит отметить, что метод учебного проекта способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде. Кроме того, он способен воспитывать целеустремленность, ответственность, инициативность и уверенность в своих силах, а также положительное отношение к учебе и труду.
Подводя итоги, хочется отметить, что метод учебного проекта актуален и очень эффективен в развитии детей с ОВЗ. Он даёт ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме выполняя разные социальные роли.