Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе. Его можно определить как отдельные поступки, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами.
Преступность — «общественное явление, выражающееся в социально обусловленном отклонении поведения отдельных членов общества от норм, установленных уголовным законодательством...»
Преступление – это противоправное, виновное наказуемое общественно – опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред.
Преступность несовершеннолетних растет быстрыми темпами и является необычайно острой проблемой. Характеристика личности и групп несовершеннолетних преступников обусловливается следующими факторами:
1) возрастные особенности:
• бурное физическое развитие детского организма;
• нравственная неустойчивость;
• неадекватная самооценка;
• процесс интенсивного формирования воли;
• противоречивость мировоззрения;
2) педагогическая и нравственная запущенность:
• наличие неорганизованного свободного времени;
• низкий образовательный, духовный и профессиональный уровень;
3) проблемы в семье:
• отсутствие родителей или неполная семья;
•антиобщественные проявления в поведении родителей, родственников;
• разрыв родственных связей;
4) мотивы совершения преступлений:
• иметь то, что невозможно купить;
• демонстрация своей взрослости, получение одобрения группы подростков;
• слабое осознание того, что совершает преступление;
5) склонность к девиантному поведению;
6) подчинение взрослым преступникам;
7) низкая правовая культура;
8) противодействие воспитанию, режиму образовательных учреждений;
9) отсутствие у несовершеннолетних определенных жизненных планов.
Причины преступности
Прежде всего, причинами преступности являются кризисное экономическое состояние общества в целом, а также материальное положение лично каждого преступника.
1) Неблагополучная обстановка в семье, (родители, склонные к насилию и пагубным привычкам, способны сломать способность к нормальному становлению личности. Воровство ради пропитания нередко перерастает в более серьезные преступления.)
2) Отрицательное влияние Интернета, (СМИ), (средства массовой информации занимают особое место в современном обществе. К сожалению, в последнее время СМИ демонстрирует только пошлость, насилие, жестокость, которое может привести к формированию антисоциальной направленности личности.)
3) Отрицательное влияние группы сверстников на подростка, (главной референтой группой в подростковом возрасте является группа сверстников. Она указывает главное направление социализации подростка, но ее влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
4)криминальные телесериалы, (от телесериалов страдают пожилые люди и особенно подростки. Их восприятие немного повышено, и они легко могут принять экранную жизнь за реальную. И дело касается не только обыденных сериалов).
5) наследственность, (генез преступности здесь элементарен: умственная вялость, отсталость, безынициативность приводят к неуспеваемости в школе, обрекает такого подростка на роль третируемого).
Признаки преступности
По каким признакам можно распознать преступность?
Отмечается, что большинство молодых людей с девиантным поведением не имеют каких-нибудь устойчивых стремлений, интересов, жизненных целей, нет у них и характерных для большинства подростков разнообразных здоровых познавательных интересов. Их внимание сосредоточено на кино, компьютерных играх, телевидении. Низкая культура досуга, слабое развитие эмоциональной сферы, бесцельное времяпрепровождение, частые переходы от одного занятия к другому при общей бездеятельности и отсутствие трудолюбия – являются типичными для молодых правонарушителей. Отличительными чертами подростков с девиантным поведением являются грубая речь, лень, недобросовестное отношение к учебе, лживость. Развязность, бродяжничество, жестокость, отсутствие интереса к учебе и труду, мелкое воровство. Девианта, как правило, характеризует или заносчивость, агрессивность или повышенная обидчивость, легкая ранимость, ощущение аутсайдерства и неадекватные формы его компенсации. Обычно у них не сформировано чувство долга, ответственности перед окружающими, они отличаются своеобразной социальной пассивностью – у таких подростков нет стремления к широкому общественному признанию, и отсутствует стремление к самосовершенствованию.
Пути профилактики подростковой преступности
Система профилактики должна включать как общие меры, так и специально направленные психолого – педагогические, специально – криминологические меры предупреждения групповых и индивидуальных преступлений несовершеннолетних.
Конечно, эти общие и воспитательные меры не принесут результатов, если не будут подкреплены соответствующими социальными и экономическими мерами, связанными с социальной защитой личности, гарантирующими права на труд, отдых, социальное обеспечение.
К специальным психолого-педагогическим мерам относятся:
- психодиагностические: изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц с повышенным криминальным риском, выявление их дружеских связей внутри школы и за ее пределами.
- психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, наблюдения за их межличностными отношениями;
- психопрофилактические: использование широкого диапазона мер ранней профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, “вытесненных” из неблагополучных семей, а также из учебных групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы и за их пределами. Консультирование подростков и членов их семей, проведение тематических собраний, лекториев, просмотр и обсуждение видеоматериалов, выпуск стенгазет и т.д.
К специальным криминологическим мерам относятся:
- выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп, установление их внутриучилищных и внешних связей;
- выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы;
- выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению их лидерской деятельности в подобных группах;
- разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами подростков.
Принципы профилактической работы. Успех названных мер зависит от высокого уровня правовой и психолого-педагогической компетентности лиц, занимающихся профилактикой преступности несовершеннолетних, глубокого знания и соблюдения основных принципов профилактической работы. Прежде всего, каждый участник профилактической работы должен четко представлять себе особенности подростковой преступности и особенности ее профилактики. Принцип компетентности запрещает делать “все за всех”, предполагает полное использование администрацией учебного заведения и его коллективом предоставленных им прав и полномочий, прежде, чем обратиться в правоохранительные органы за помощью.
Таким образом, подростковая преступность требует всестороннего и глубокого изучения. Первоначальный и основной акцент при работе с несовершеннолетними необходимо делать на индивидуальном подходе, который позволяет учесть личностные особенности подростка. Предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних лежит в основе ранней профилактики в работе с родителями и детьми.
Направления работы по преодолению сопротивления воспитанию:
1. Ориентация на позитив в ребёнке, стимулирование самопознания и саморазвития, включение в деятельность, создание противовеса негативу.
2. Принцип социальной адекватности воспитания: знание особенностей окружения, окультирование ребенка, привлечение его к творческой деятельности.
3. Индивидуализация воспитания: не критика, а поддержка ребенка, сравнение его с другими, а самим собой, стремление сделать его активным участником своего изменения.
4. Принцип социального закаливания: предоставление ребенку возможности высказывать свою точку зрения и обучение его способом преодолевания трудностей.
5. Педагогический оптимизм, заинтересованность в судьбе подростка, социальный аванс, создание ситуации успеха, развитие веры и го, что он многое сможет сделать.
Для того чтобы положительные интересы превратились в соответствующие поступки, детям нужна помощь и поддержка учителя. Многократные порицания, выговоры, различного рода наказания не воспринимаются такими учениками. Они болезненно реагируют на действия педагогов, унижающих или выставляющих их в неприглядном свете, доказывающих их несостоятельность. Протест таящихся проявляется в виде грубых нарушений дисциплины и порядка. Сопротивление агрессия — это не злодейство, а способ утверждения, чем-то другим они не овладели.