исследуемых предметов, умение коротко и ясно передать их, помогает развить
у детей «поэтический взгляд на деятельность», как считает В. П. Аникин [1].
Ю.Г. Илларионова утверждает, что «использование загадок в работе с
детьми способствует развитию у них навыков речи — доказательства и речи—
описания». [8] «Уметь доказать — это не только уметь правильно, логически
мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную
словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от
описания речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции»
Для того чтобы вызвать у учащихся интерес и потребности в
доказательствах, Ю.Г. Илларионова дает рекомендации при отгадывании
загадок ставить перед учащимися определенные цели: не отгадывать загадку,
а обосновать, что отгадка правильна, учить детей воспринимать предметы и
явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, а
также заранее ознакомить их с тем, о чем будут предлагаться загадки. В таком
случае доказательства будут гораздо более обоснованными и полными. [8]
«Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком является очередной
ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии Загадка
раскрывает перед детьми метафорические богатства русского языка.
Метафоры не характерны для детского фольклора, и знакомство с ними,
собственно, и начинается с загадки» [8]. Она также вначале предлагает учить
детей воспринимать образность загадок, объяснять их. Уже потом стоит
обратить внимание детей на особенный язык загадок, учить, когда правильно
будет использовать выразительно-изобразительные средства.
Загадки должны быть доступны детям, как содержание, так и форма.
Поначалу детям предлагается отгадать загадки, прямо описывающие признаки
предмета, а постепенно нужно вводить загадки, когда описание предмета
дается путем сравнения с другими предметами.
Для отгадывания метафорических загадок важно, чтобы учащиеся были
знакомы с фольклором, художественной сказками и другой литературой, а
также с выразительными средствами языка, такими как эпитеты, сравнения,
переносные значения слов, фразеологические обороты.
Систематическая работа по развитию речи у учащихся развивает умение
отмечать красоту и своеобразие, понимать, какими речевыми средствами они
создаются, развивать вкус к красивому слову. Учитывая особенности загадок,
задача стоит научить детей видеть особенности, чувствовать ритмы слова и
лексических конструкций.
Загадки универсальны: их можно использовать в любой момент урока.
Это будет интересно и познавательно и при этом ученики не переутомятся,
ведь для них это как игра. Использовать загадки можно на любом уроке: на
математике они будут помогать развивать логическое мышление, на
природоведении познакомят с богатствами окружающего мира,
уча наблюдать, на уроках иностранного языка знакомят с миром чужих культур,
на уроке русского языка обучат наблюдению за структурой текста и слов, при
изучении правил правописания, при выработке навыка грамотного письма и т. д.
Радость, вызванная тем фактом, что детям удалось отгадать загадку, что
у них все получилось, создаст настрой на уроке, поспособствует усвоению и
пониманию программы.
Среди игр, развивающих интеллект, особый интерес и популярность
среди детей вызывают игры с загадками. Сам процесс отгадывания загадок и
результат такого рода интеллектуального соревнования вызывает интерес.
Ведь это обогащает мировоззрение детей, расширяя их горизонты, знакомит с
Окружающим миром.
Они также «имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления (способности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления)»
[17]. Ушинский К. Д. пишет: «Загадка доставляет уму ребенка полезное
упражнение». [22] Илларионова Ю. Г. считает: «Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к честной логике, к рассуждению и доказательству» [8].
Дети могут легко и надолго пристраститься к такому креативному процессу. Загадки они придумывают сами в любое время, а если проводятся конкурсы загадок, охотно принимают в них участие. При отгадывании загадок важно, чтобы дети понимали, как они придумали, какие слова могли бы помочь им отгадать загадку. Загадки значительно обогащают словарный запас детей за счет многозначных слов и омонимов, помогают увидеть вторичные значения текстов, создают представления о переносных значениях слова, помогают овладеть звуковым и грамматическим строем речи, заставляя сконцентрироваться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается исследованиями Ф. А. Сохина [18]. «Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии Загадка раскрывает перед детьми метафорические богатства русского языка. Метафоры не характерны для детского фольклора, и знакомство с ними,собственно, и начинается с загадки» [6].
Список литературы
1. В. П. Аникин К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: очерки. М.: Дет. лит., 1988. 176 с., ил.
2. В.П. Аникин Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Учпедгиз, 1957. — 240 с.
3 Алешаева, Н. П., Тупарева, Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / , // Начальная школа.-2004, №11.-С.22-27.
4 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
6 Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1985.- 127с.
7. Левшина Н.И. Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов //Начальная школа. 2010. № 7.
8 Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.- 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2000, — 464с.
9 Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1975. — 176с.
10 Лященко, – средство развития логического мышления [Текст] / Л. Г Лященко // Начальная школа.-2005, №11.
11 Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: «Просвещение», 1991. — 240с.13 Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко. — М.: Просвещение,1988. — 80с.
12 Митрофанова В.В. Русские народные загадки. – Л.: Наука, 1978.
13 Никонович, Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения [Текст] / // Начальная школа.-2005, №6.
14 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
15 Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа.- 2004. — №10. — 112с.
16 Ф.А. Сохин Развитие речи детей дошкольного возраста — М.: Просвещение 1979
17. Ульяницкая Л.С. Об использовании загадок учащимися начальных классов // Начальная школа. 1990. № 2.