kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарные диктанты на каждый урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке даны примеры проведения словарной работы на уроке. Примеры очень просты в использовании и разнообразны. Кажды учитель может их использовать, как настольную книгу к уроку русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словарные диктанты на каждый урок»

Словарные диктанты на каждый урок


С первого класса, начальной ступени школьный жизни, ребёнку предстоит усвоить, что именно владение словом во всём его многообразии делает путешествие в страну знаний по-настоящему увлекательным и захватывающим.

Но этот путь не лёгкий, так как существует такая категория слов, которую нельзя проверить — их нужно запомнить! Речь о словарных словах. Кропотливая работа по их усвоению начинается в начальных классах. Перед педагогом на этом этапе стоит несколько ключевых задач. Прежде всего предстоит ознакомить ребят с лексическим значением новых для них слов и словосочетаний. Важно помочь усвоить грамматические формы, образование которых вызывает затруднения. А также, обучить детей орфоэпическому произношению слов, соблюдению нормативного ударения.

Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами нужна систематическая словарно-орфографическая работа. Работа над пробелами в знаниях сводится к многократному выписыванию слов, в которых допускаются ошибки. Нередко этот процесс никак не связан с изучением основного грамматико-орфографического материала, проводится в отрыве от него, нарушая логический ход урока. Как результат — ошибки повторяются, поскольку нет активной мыслительной деятельности самих учащихся.

Успех словарно-орфографической работы зависит от соблюдения нескольких условий. Прежде всего, это чёткое планирование слов, подлежащих изучению. Словарно-орфографическая работа должна сочетаться с освоением основных программных тем. В этом процессе следует уделить особое внимание тренировочным упражнениям, которые опираются на зрительные, артикуляционные восприятия. Работа с орфографическим словарём должна быть систематичной и разносторонней. Ещё одно важное звено этой цепи — постоянный контроль над усвоением написания трудных слов.

В системе тренировочных упражнений по орфографии ведущее место занимают диктанты. Изучив все их виды, можно использовать полную палитру подобного материала, развивая у ребят навыки и умения, которые пригодятся им в будущем. Небольшие словарные диктанты на каждом уроке будут способствовать уменьшению ошибок, что создаст ситуацию успеха, так важную для ребёнка на старте школьной жизни.


БУКВЕННЫЕ диктанты

Учитель за короткое время может определить уровень знаний учащихся. Диктант быстро проверяется, учащиеся сразу могут узнать результат своей учебной деятельности.

Диктант для первичного ознакомления проводится на первом этапе знакомства со словарным словом. Данный вид диктанта позволит избежать ошибок, т. к. словарное слово записывается постепенно, по буквам. Буквы, обозначающие слабую позицию звука в новом словарном слове, во вспомогательных словах даются в сильной позиции. По возможности, для вспомогательных слов можно использовать другие словарные слова (обучение с опережением, набор слов варьируется по усмотрению учителя).

Учащимся предлагается записать:

1. Только первые буквы слов:

Азбука, Лимон, Фонарь, Адрес, Воробей, Иней, Телефон (алфавит).

2. Только последние буквы слов:

космоС, конверТ, берёзА, учениК, комнатА, телефоН (стакан).

3. Буквы по порядковому номеру, которую указывает учитель (первая, четвёртая …; первая, последняя, в середине; предыдущая, последующая — в зависимости от обученности класса):

солоВей, дорОга, Ребята, помидОр, магазиН, сАхар (ворона).

Буквенный диктант можно использовать для совместного с учащимися определения темы урока. Учащимся необходимо молча ответить на вопрос учителя, записать букву, которая обозначает гласный или согласный звук в слабой позиции. Например, II класс, тема «Алфавит».

АЛФАВИТ: вАгон, соЛнце, коФта, квАртира, аВтобус, сИница, лесТница.


Диктант для повторения проводится на любом уроке и его этапе.


1. Словарное слово, с которым учащиеся познакомились на уроке, записывается в столбик. На каждую букву этого слова следует записать (диктант «Шифровка», самодиктант, взаимодиктант или коллективный диктант) раннее изученные слова:

Д — дежурный, девочка, деревня.

Я — яблоко, язык, ягода.

Т — телефон, телеграмма, троллейбус.

Е — ещё.

Л — лестница, ладонь, лягушка.


2. При систематической работе задания можно усложнять. Следует записать слова по условию учителя. Например:

С — двойной согласный (касса, масса, бассейн,

пассажир).

О — безударный гласный второго слога (сапоги,

жаворонок, человек).

Б — двойной согласный (суббота).

А — два слога в слове, только гласный А (сахар,

гараж, багаж, салат).

К — двойной согласный (хоккей, аккуратно).

А — 5 букв, А — последняя (ягода, вчера, улица).


Диктант для промежуточного контроля проводится при условии изучения определённой группы слов для текущего контроля и последующей коррекции. Целесообразно использование дополнительных грамматических заданий для определения темы урока, повторения пройденного материала.


1. Учащимся предлагается записать слово по буквам:

1-я буква — такая же, как удвоенная согласная в слове «ванна» — Н;

2-я буква — безударная гласная во 2 слоге слова «календарь» — Е;

3-я буква — в алфавите стоит между буквами Г и Е Д;

4-я буква — вторая буква в слове «теннис» — Е;

5-я буква — в алфавите предшествует букве М Л;

6-я буква — безударная гласная в слове «заяц» — Я (неделя).


2. Диктант «Убери лишнее». Учащимся предлагается записать буквы под диктовку, зачеркнуть парные глухие согласные, подчеркнуть оставшиеся буквы. Задание:

К Б П Е С Р Ё Т З К А Ш (берёза).


3. Необходимо записать только букву, написание которой нужно запомнить.


Один гласный в слабой позиции:

яблОня, ветЕр, рЯбина, квАртира, сОбака, Орех, берЕг, дятЕл, кОстёр, пАльто, нЕделя, пОгода, месЯц, дЕкабрь, учитЕль, рЕбята, сахАр, мОрковь, Язык, щЕнок, Ещё, дЕжурный.

Два гласных в слабой позиции:

чЕмОдан, кОрИдор, бОлотО, сАпОги, кАрАндаш, хОрОшо, мАгАзин, пОмИдор, вОскрЕсенье, яблОкО, тОварИщ, смОродИна, чЕлОвек, ОкЕан.

Три гласных в слабой позиции:

тЕлЕвизОр, благОдАрить, бИблИОтека, АвтОмОбиль, тЕмпЕрАтура, нАОбОрот, вЕлОсИпед.

Гласный второго слога:

калЕндарь, инжЕнер, интЕресно, горИзонт, карАндаш, алфАвит, автОмобиль, элЕктричество, космОнавт, библИотека.

Последний звук каждого слова:

огороД, языК, карандаШ, обеД, завоД, гороД, арбуЗ, горизонТ, завтраК, багаЖ, моркоВь, мороЗ, велосипеД.

Непроизносимый согласный:

празДник, лесТница, чуВство, сверсТник.

Двойной согласный (использование слова-ловушки):

аЛЛея, груППа, ваННа, аККуратный, каССа, паССажир, миЛЛион, хоККей, теННис, баССейн, троЛЛейбус, коридор, теРРаса, жуЖЖат.


СЛОГОВЫЕ диктанты

Слоговые диктанты схожи с буквенными. Нюанс данных диктантов заключается в правильном определении границ слога в русском языке.

1. Схемы-угадайки (количество слогов для данного задания условно или задано учителем):

___ о ___ о ____ (сорока, ворона, корова, соловей, воробей, жаворонок, город, мороз, хорошо, молоко, огород, болото, космос, колодец, крокодил, шоколад);

_______ сс __ (касса, масса, бассейн, пассажир, искусство, шоссе);

____ е ____ дь (медведь, тетрадь).


2. Диктант «Слог потерялся».

Предлагается записать:

словарные слова, которые начинаются со сло-

га:

Ка… (карандаш, капуста, картофель, картина, каникулы, камень, календарь);

Со… (сорока, соловей, собака, сосед);

словарные слова со слогом в середине слова:

…ро… (сорока, жаворонок, корова, троллейбус, город);

…те … (ветер, ветеринар, математика, учитель);

словарные слова со слогом в конце слова:

…та (комната, скамейка, почта, пожалуйста);

…на (картина, корзина, рябина, смородина).


3. Слоговой диктант. Такой вид диктанта удобен при проведении работы по каллиграфии или совместном определении темы (проблемы) урока. Следует записать первый (второй, третий; предшествующий или последующий) слог:

ВАгон, ВОскресенье, ВЕтер, ВЧЕра;

каЛЕндарь, недеЛЯ, каникуЛЫ.


Запишите только безударный слог:

заЯЦ, Язык, Орех, ВАгон, ВЧЕра, саХАР, дяТЕЛ, КОстёр.


4. Диктант «Слоговое сложение». Учащимся предлагается записать второй (первый, третий; предшествующий, последующий) слог, составить слово:

ванНА, гоРОД — народ;

ЧЕрника, ЛОпата, ВЕКтор — человек;

куРИца, коСУля, биНОКли — рисунок;

ЧЕРта, земляНИка, библиотеКА — черника;

ударный слог (для предупреждения ошибок при введении нового слова):

хороШО, КОсмос, докЛАД — шоколад;

САхар, хаЛАТ — салат;

леКАРство, пауТИна, НАчал — картина.


Словарные диктанты с ДОПОЛНЕНИЕМ

1. Большая буква в именах. Дополнить словарным словом:

Ирина Борисовна — учитель, учительница; Жучка — собака; Пеструшка — корова; Советская —улица; Чебоксары — город; Москва — столица; наша страна — Республика Чувашия.


2. Части речи, род имён прилагательных.

Добавь слово (один выбор):

красная, сочная, сладкая … (ягода);

кудрявая, высокая, белоствольная … (берёза);

большое, румяное, наливное … (яблоко);

широкая, прямая, долгая … (дорога);

холодная, морозная, ясная, пасмурная … (погода);

старательный, прилежный … (ученик);

круглый, полосатый, хвостатый … (арбуз).

Добавь слово (несколько выборов):

зелёный … (огурец, горох);

солёный … (огурец, салат);

спелый … (помидор, арбуз);

сладкая … (ягода, морковь);

трусливый … (заяц, товарищ);

трудолюбивый … (муравей, ученик);

оранжевый … (апельсин, мандарин);

маленький … (камешек, город, щенок);

лёгкий … (ветер, рюкзак).


3. Диктант словосочетаний (переносное значение слов, род имён прилагательных):

сердце … (золотое, доброе, каменное);

февраль … (лютый, холодный);

воробей … (старый, стрелянный, шустрый).


4. Продолжи ассоциации словарным словом:

ручка — тетрадь, краски — … (альбом);

сидеть — скамейка, лежать — … (кровать);

книги — библиотека, продукты — … (магазин);

ученик — класс, пловец — … (бассейн).


ТВОРЧЕСКИЕ диктанты

Самодиктанты, взаимодиктанты, «цепочкой».

1. Предлагается записать слово «цепочкой», в которой последняя буква слова будет являться первой буквой нового слова, аналогично известной игре в слова. Условие: все слова только словарные:

автобуС — СапогИ — ИнтереС — СалаТ — ТовариЩ — ЩеноК — КрапивА — АнтеннА и т. д.

Данный диктант можно усложнить одной тематикой слов или орфографическим признаком:

антеННа — аППетит — тЕННис — суББота — аККуратный;

овоЩ — ЩавеЛь — ЛопатА — АрбуЗ — ЗемляникА;

спасИбо — осИна — аппетИт — телевИзор —рябИна;

берЕг — гЕрой — оранжЕвый — ветЕр — рЕбёнок — камЕнь — нЕделя.

Диктант «Мудрый словарик» (с использованием фразеологизмов).

2. Дописать слово:

как об стенку … (горох);

найти общий … (язык);

как кошка с … (собакой);

труслив как … (заяц);

видно как на … (ладони);

сел в … (галошу);

не в своей … (тарелке);

волчий … (аппетит);

(ворон) … считать;

(воробью) … по колено;

(язык) … чешется;

(яблоку) … негде упасть;

(ветер) … в голове;

(заячья) … душа;

(прожужжать) … все уши;

(крокодиловы) … слёзы;

в три … (короба);

(медвежья) … услуга;

шут … (гороховый);

чучело … (гороховое).

Диктант «Разминка для ума».

1.Дать ответы на вопросы. Ответы спрятались внутри словарных слов. Необходимо найти словарное слово, найти спрятанное слово и иногда изменить его, поставив в начальную форму.

1. Какова длина отреза ткани, которую забыл в МЕТРО Петя? (метр)

2. В какую настольную игру играли лягушата в БОЛОТЕ? (лото)

3. С кем девочка Маша ОДНАЖДЫ пошла в лес? (одна)

4. Что случайно вылили в ПЕСОК? (сок)

5. Сколько времени в деревне Простоквашино сохранялась плохая ПОГОДА? (год)

6. Как часто в течение года человек отмечает свой главный ПРАЗДНИК — день рождения? (раз)

7. Петя никак не мог понять, что за растение изображено на РИСУНКЕ? (рис)

8. Кто пригласил кобру на УЖИН? (уж)


2. Для диктантов возможно использование следующего материала:

Слово в слове: картофЕЛЬ, жаВОРОНок, оГОРОД, ВОРобей, уРОЖАй, ТОВАРищ, КОНЬки, КОРАбль, чеМОДАн, РИСунок, маТЕМАтика, завтРАК, РАКета, РОДИНа, СОРОКа, ГАЗета, МЕТРо, гориЗОНТ, маШИНА.

Слова, которые любит ворона: КАРандаш, КАРтина, КАРтофель.

Слова, которые любит лягушка: КВАртира.

Запишите слова, в которых спрятались НОТЫ: ДОрога, кориДОр, лаДОнь, РЕбята, беРЕг, огуРЕц, оРЕх, воскРЕсенье, РЕшение, поМИдор, ФАсоль, фаСОЛЬ, земЛЯника, ЛЯгушка, спаСИбо, СИница.

Запишите слова, в которых спряталось слово ЕЛЬ: учитЕЛЬ, понедЕЛЬник, картофЕЛЬ, портфЕЛЬ.

3. Мягкий звук [й’]:

скамейка, трамвай, урожай, песчаный, красивый.

4. Буквосочетания.

ЖИ–ШИ: машина, хороший, карандаши, этажи;

ЖЕ–ШЕ: женщина, лучше, торжество, оранжевый, мороженое, решение, неуклюже;

ЧА–ЩА: счастье, щавель, песчаный;

ЧУ–ЩУ: чувство;

ЧК–ЧН: девочка, молочный, яблочный, пшеничный, праздничный, семечки;

ОРО–ОЛО: ворона, корова, сорока, воробей, дорога, молоко, соловей, мороз, хорошо, жаворонок, город, болото, мороженое, колодец, осторожно, ворота.

5. Шипящие согласные звуки:

жаворонок, щенок, женщина, мужчина, девочка, урожай, этаж, машина, лучше, товарищ, щавель, ящерица, ещё, торжество, чемпион, шоколад, мороженое, однажды, оранжевый, ромашка.

6. Парные согласные:

мороз, этаж, карандаш, огород, морковь, автобус, язык, обед, завод, город, арбуз, горизонт, завтрак, велосипед, тетрадь, народ, берег, сосед, багаж, шоколад, зарядка, рюкзак, футбол, вокзал.

7. Непроизносимые согласные:

счастье, чувство, лестница, праздник, прекрасный, здравствуйте, пожалуйста, ненастье.

8. Двойные согласные:

металл, килограмм, хоккей, теннис, бассейн, миллион, аллея, аккуратно, класс, касса, суббота, аппетит, жужжат, троллейбус, пассажир, антенна, искусство.

9. Соблюдение нормативного ударения и произношения звуков:

алфавИт, портфЕль, крапИва, конеЧНо, скуЧНо, сеГодня, щавЕль, антЕнна, компьютЕр, тУфель.

10. Слова, которые употребляются в форме единственного числа:

сахар, молоко, крапива, горох, морковь, пшеница, асфальт, мебель, посуда, картофель, космос.

11. Слова, которые употребляются в форме

множественного числа:

каникулы, качели, коньки.

12. Несклоняемые имена существительные:

метро, кофе, кафе, кино, шоссе, кенгуру, пальто, радио.


Приведённые упражнения помогают разнообразить работу на уроке, учащиеся не только усваивают написание слов, но и заметно пополняют свой лексический запас слов.



Каждый учитель знает, чем больше слов усвоит ученик, тем богаче станет его речь, тем легче ему будет учиться, тем глубже и прочнее будут его знания по всем предметам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Словарные диктанты на каждый урок

Автор: Луговских Вера Ивановна

Дата: 07.01.2024

Номер свидетельства: 643627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Картинный словарный диктант по теме "Животные и птицы" "
    ["seo_title"] => string(57) "kartinnyi-slovarnyi-diktant-po-tiemie-zhivotnyie-i-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "227209"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440655759"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "доклад на МО " Словарная работа на уроках письма и развития речи у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-mo-slovarnaia-rabota-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "312369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459337600"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "СЛОВАРНАЯ  РАБОТА НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(44) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "181497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425364867"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Словарная работа на уроках русского языка ( доклад на ШМО учителей начальных классов)"
    ["seo_title"] => string(80) "slovarnaia_rabota_na_urokakh_russkogho_iazyka_doklad_na_shmo_uchitieliei_nachal_"
    ["file_id"] => string(6) "444504"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513325901"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Выступление на МО начальных классов "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(106) "vystuplieniie_na_mo_nachal_nykh_klassov_slovarnaia_rabota_na_urokakh_russkogho_iazyka_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "347535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1475660234"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства