kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в технологии деятельностного метода как условие развития УУД в рамках ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня важно не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, стремиться к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в технологии деятельностного метода как условие развития УУД в рамках ФГОС НОО»

«Системно - деятельностный подход

на уроках литературного чтения в технологии деятельностного метода как условие развития УУД в рамках ФГОС НОО».

Сегодня важно не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, стремиться к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

Последовательная реализация деятельностного подхода применима и к урокам литературного чтения в начальной школе.

Ребенок постепенно осваивает процесс беглого, правильного, выразительного чтения различных текстов. На практическом уровне овладевает целостным восприятием художественного произведения и оценкой его содержания и художественных особенностей, приобретает умения самостоятельно работать с книгой. Постепенно формируется круг чтения младшего школьника. Знакомство с языком художественного произведения обеспечивает формирование умения различать видовое и жанровое разнообразие литературных произведений, выделять их особенности и выразительные средства, осознанно оперировать отдельными литературоведческими понятиями. Восприятие литературных текстов способствует ценностно-эстетическому развитию личности. Умение понимать и анализировать тексты разных видов, ориентироваться в тексте (особенно в художественном) является условием для успешного освоения всех предметов основной школы.

«Чтение формирует мыслительные способности. Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга» - утверждал В.А.Сухомлинский.

Развитие у школьников таких читательских навыков, как поиск, выбор, оценка информации обеспечивает формирование человека, готового к продолжению образования в основном звене школы и умеющего использовать полученные навыки для познания других областей действительности.

Литература является богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности.

В. С. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Именно в младшем школьном возрасте развивается произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия и саморегуляция.

Целью педагогического опыта является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности.

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.

Системно - деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока. (Приложение 1)

На этапе самоопределения учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности.

На этапе повторения и включения нового знания в систему применима индивидуальная и парная формы работы, индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях обучающихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.

Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. На данных этапах результативны синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.

Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями. (Приложение 2)

1.Технология «Метод проектов»

2.Тогис (технология образования в глобальном информационном обществе)

3.Технология развития критического мышления через чтение и письмо

4.Технология мастерской

5.ОДИ (организационно - деятельностные игры)

6.Игровые технологии

7.Коллективное творческое дело

8.Технология «Дебаты»

9.Технология ТРИЗ

Практика показывает, что эффективность, результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от умения самого учителя продумать алгоритм работы с текстом. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса. На формирование читательской грамотности, влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов, стилей и жанров и использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, углубленного).

Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, важно построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Использование на уроках системно - деятельностного подхода, позволяет решать следующие задачи:

-эффективное накопление каждым учеником собственного личного опыта;

- развитие творческих способностей;

- дифференцированные учебные задания и формы работы;

- самостоятельный поиск путей решения поставленных проблем;

- осуществление личностно-ориентированной направленности;

- самостоятельное планирование своей деятельности;

- побуждение детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Условия осуществления системно - деятельностного подхода к обучению литературному чтению

Важной особенностью учебного курса литературного чтения в начальной школе является отношение к чтению как к процессу общения между автором литературного произведения и учащимися, что обусловливает усиление мотивационной стороны чтения-общения, большее внимание к личности автора-собеседника, повышение активности читателя в результате осознания себя собеседником, от которого ожидается отклик на полученную информацию. Значительное внимание необходимо уделять работе с внетекстовой информацией, помогающей ориентироваться в книгах с целью их выбора в качестве возможных собеседников.

Подход к обучению чтению как к обеспечению качественного литературного общения детей включает предварительную ориентировку в теме и собеседнике перед началом общения через книгу, осмысление информации в процессе чтения и, наконец, осознание своего отношения к результатам общения, другими словами, предполагает формирование типа правильной читательской деятельности.

Деятельностный подход к обучению осуществляется через следующие условия. (Приложение 3)

1. Наличие познавательного мотива (желания узнать, научиться).

Реализации данного условия осуществления деятельностного подхода к обучению способствует наличие в учебниках произведений и заданий, стимулирующих позитивное отношение к чтению и книгам, формирующих мотивацию к чтению. Кроме того, большое значение в создании мотивации к чтению имеет работа с пословицами о пользе учения и чтения.

2. Осознание конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить).

Содержание материала учебника по литературному чтению должно быть структурировано согласно актуальным для данной ступени обучения методическим задачам, чтобы убедиться в том, что учащиеся благодаря расположению учебного материала в учебнике осознанно осваивают читательские навыки и умения. Формирование умения анализировать содержание и художественное своеобразие текста способствует развитию таких универсальных учебных действий, как составление плана и пересказ прочитанного, обучает детей такому универсальному учебному умению, как ориентировка в мире книг по текстовым и внетекстовым элементам.

3. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

На формирование данного умения направлены, в первую очередь, задания, адресующие учащихся к познавательной и справочной литературе, к словарям, ресурсам Интернета, а также задания, предполагающие поиск и чтение дополнительной художественной литературы на определенную тему, заданного жанра или названного автора.

4. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).

Многочисленные методические материалы, помогающие детям в освоении правильного выполнения способов действий, заявленных стандартом и программой обучения чтению реализуются в системе заданий, а также в специальных алгоритмах и памятках, обучающих, к примеру, чтению по ролям, драматизации, словесному рисованию, составлению плана, творческому, выборочному и краткому пересказам, составлению вопросного, цитатного, сложного плана, созданию сочинений по картине, написания отзыва, аннотации, составления диафильма, экранизации, подготовки презентации и др.

5. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так в процессе деятельности.

Элемент самоконтроля входит отдельным пунктом во многие из перечисленных выше памяток. Кроме того, на выработку привычки к самоконтролю влияют такие упражнения, как: «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование), а также прием «Чтение до первой ошибки».

6. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Реализации данного условия осуществления деятельностного подхода к обучению способствуют вопросы и задания, стимулирующие детей к обмену мнениями на основе их жизненного опыта, вопросы и задания, направленные на развитие рефлексии. Например: «Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил (поступила) ты? Почему?»; «Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным. Расскажи об этом»; «Вспомни (если хочешь – выпиши) те мысли из этого произведения, которые кажутся тебе важными для твоей жизни» и т.п.

Именно вопросы и задания такого типа способствуют виртуальному «присвоению» детьми литературного опыта.

Развитию творчества способствуют такие задания как, например, творческий пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация, радиотеатр.

Стимулировать литературное творчество учащихся можно такими заданиями как, например:

-«Придумай и расскажи любую смешную небывальщину»;

-«Придумай свою историю»;

-«Подготовь рассуждение на тему «Что остается после людей?» Начни, например, так: «Я думаю, что…» или «Мне кажется, что…»;

-«Придумай свою историю с главной мыслью «У страха глаза велики».

Системно-деятельностный подход предполагает разнообразие типов уроков литературного чтения в начальной школе. Именно разнообразие типов и подходов к планированию уроков должно в значительной степени обеспечить необходимую познавательную мотивацию читательской деятельности детей, способную превратить урок чтения в яркое событие в жизни ребёнка. Анализ современной методической литературы позволяет выделить некоторые типы уроков литературного чтения. (Приложение 4)

1. Урок постановки учебной задачи. На нём учащиеся впервые сталкиваются с какой-то литературоведческой проблемой (новым литературным жанром, новым художественным средством, новым приёмом анализа или интерпретации литературного произведения и др.) и формулируют учебную задачу, связанную с её решением.

2. Урок решения учебной задачи.

На этом уроке учащиеся припоминают уже поставленную ранее литературоведческую проблему, намечают пути её решения и решают её.

3. Урок моделирования и преобразования моделей направлен на раскрытие секретов «устройства» произведений какого-либо жанра или особенностей функционирования какого-либо художественного приёма. Работа сопровождается составлением соответствующей модели с тем, чтобы учащиеся, действуя по ней, могли впоследствии руководствоваться ею в своём собственном литературном творчестве.

4. Урок решения частных задач с применением открытого способа может иметь своей целью или решение частных задач на конкретизацию общего способа действия (например, наблюдение над «действием» выявленной ранее модели на примере других литературных произведений подобного жанра или типа), или выработку каких-либо практических литературоведческих умений, связанных с формированием навыка или закреплением способов действий, которые имеют целью анализ и интерпретацию литературных произведений.

5. Урок контроля и оценки, назначение которого состоит в том, чтобы с помощью специальных диагностических средств проверить уровень

овладения изученным материалом (понятиями, способами действия, пониманием границ их применения и др.).

Реализация системно - деятельностного подхода обеспечивается не только правильным выбором типа урока литературного чтения, но и наполнением этого урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче способов освоения произведения. Системно - деятельностный подход предполагает диалогичную форму освоения произведения на уроках чтения. Коммуникативной основой урока становится диалог читателей с автором текста и учебный диалог читателей о произведении. Роль учителя состоит в том, чтобы обеспечить создание ситуации взаимодействия учащихся с автором и его произведением, не навязать детям единственно правильную трактовку, а побудить их высказать свои собственные суждения, организовать творческую деятельность на основе прочитанного. Диалогическая модель освоения литературного произведения освобождает урок от сложившихся стереотипов как в структуре, так и в содержании, предполагает большую свободу, вариативность в его планировании.

Модель урока литературного чтения может выглядеть следующим образом. (Приложение 5)

I. Этап предпонимания или первоначального самоопределения в тексте. Используются следующие приёмы: знакомство с автором и названием произведения, его жанром; прогнозирование содержания по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам; выразительное чтение произведения учителем; «медленное»,«пошаговое» чтение произведения учащимися (чтение с комментариями, попутной формулировкой вопросов (системы вопросов), выделение в тексте непонятных мест (слов), обмен мнениями, намеренные остановки в чтении, прогнозирование возможного продолжения сюжета, реконструкция отсутствующих частей и т.д.).

II. Этап анализа текста и интерпретация его смысла. Анализ, как правило, начинается с формулирования учителем вместе с учащимися основной познавательной задачи урока(определить жанр произведения и характеристику его персонажей, освоить некоторые художественные приёмы создания текста, раскрыть нравственную идею произведения, понять, что хочет сказать автор, попытаться понять его замысел и др.). Основной метод работы – творческий диалог читателей с автором произведения по поводу прочитанного. Приёмы работы: моделирование способа деятельности для решения поставленной задачи, составление вопросов и заданий по тексту, направленных на достижение поставленной цели; выполнение в группах самостоятельных заданий по тексту, а затем коллективное обсуждение полученных наблюдений; составление плана текста; мини -исследовательские задания по тексту (выбор слов, характеризующих образы персонажей; выбор средств создания образов персонажей; обсуждение значения некоторых слов, особенно важных для осмысления авторской идеи, и др.).

III. Этап работы с текстом после чтения. На этом этапе организуется обобщение всех наблюдений над текстом произведения, оценка качества решения поставленных задач, выполнение мини -проверочных работ (тестирование с целью оценить каждым учеником уровень его участия в уроке и осмыслении произведения). Затем проводятся разнообразные творческие работы на основе прочитанного: творческое пересказывание, инсценирование, составление отзывов и рецензий, иллюстрирование текста, сочинение-рассуждение в жанре эссе и др.

Приведем примеры различных этапов урока.

Организационный момент. Здесь происходит включение детей в деятельность и выделение содержательной области.

На данном этапе урока можно вводить эпиграфы, цитаты, пословицы и поговорки, фразеологизмы, народные приметы, которые подведут ребят к цели или теме данного урока.

Задания:

«Хвастовство само себя наказывает». Придумай смешную историю, когда эту поговорку можно было бы употребить.

Вспомни поговорки, в которых говориться о времени.

В лесу лес неровен, в миру – люди. Объясни смысл.

Соедини стрелкой части фразеологизма:



глаза


негде упасть

как сыр


кот







не клюют


наплакал


разбежались

куры


яблоку


в масле кататься



На этапе постановки учебной задачи происходит актуализация знаний и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

Ребёнок - не пассивный читатель, а соавтор или соучастник событий, и ему предлагается большое количество заданий для умственной деятельности. Учащимся нравятся нестандартные задания, задания творческого характера. Школьники стараются сами доходить до правильного ответа, решать «хитрые» вопросы. Чтобы добиться хороших результатов, используются различные упражнения. Так, для включения в урок подходят упражнения:

на релаксацию, которые одновременно настраивают детей на эстетическое восприятие произведения;

на концентрацию внимания;

на преодоление регрессии и расширение бокового поля зрения, например: «Найди лишнюю букву» (при этом даётся установка - глаза вести слева направо), «Зелёная точка» (фиксируя взгляд на точке, замечать фрагменты текста), таблицы Шульте.

Упражнения (Приложение 6)

1. Упражнение на релаксацию - при работе над произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», которое помогло устранить волнение и одновременно настроить учащихся на эстетическое восприятие произведения звучит музыка Э. Грига «Колыбельная Сольвейг».

2. Для развития концентрации внимания - упражнение «Осмысленное чтение». Учащимся раздаются различные печатные тексты. Хорошо читающий ученик читает рассказ. В это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем ответить на вопросы. Затем проводится взаимопроверка вычеркнутых букв.

3. Упражнение на расширение бокового поля зрения « Зелёная точка» при работе над произведениями А. Л. Барто. Вокруг зелёной точки располагаются иллюстрации игрушек: зайки, мишки, лошадки и др. Детям предлагается сконцентрировать взгляд на зелёной точке в течение короткого промежутка времени. Затем идут вопросы:

- Что увидели?

- Как сказать одним словом? (Игрушки). Далее предлагается прочитать наизусть стихотворения про эти игрушки. Как правило, дети читают стихи А. Л. Барто из цикла «Игрушки». Данное упражнение так же вызывает у ребят желание познакомиться с новыми произведениями А. Л. Барто.

4.Чтение «Ловушка». Учитель читает стихотворение, заменяя некоторые слова и выражения. Дети замечают и исправляют ошибки в чтении.

На этапе создания проблемной ситуации подбирается учебный материал и работа организуется так, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока.

Тема урока литературного чтения обычно складывается из двух составляющих: фамилии, имени, отчества автора произведения, предназначенного для изучения и названия этого произведения.

Для определения их учащимися можно использовать специальные приемы:

Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв

( ре.ята, з.вод, до.ога, учи.ель, м.роз) БАРТО

Исключение повторяющихся букв

(д, м, ч, с, д, и, ч, х, с, д, а, д, е, ь, л, ь, ч, с, к,ч, ь, с, о, ь, м, ч, в)

Чтение подчеркнутых букв

(М о ы е а б и п н к р к е г ш в ы а е а и м ы ц й к) Маршак

Расположение букв в порядке построения фигуры

О И М Р Ц (Мориц)

Чтение имени автора (названия произведения) с зашифрованными буквами

2 10 1 14 11 10

Б И А Н К И

8 10 20 11 16 3

Ж И Т К О В

На уроках литературного чтения широко используется приём антиципации. С помощью антиципации - догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения - ученик забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается - по логике развития мысли автора, о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора, помогает замечать все отклонения, все неожиданные ходы и оттенки, невольно настраивает на критический лад во всех случаях расхождений между догадкой и действительным ходом мысли автора.

Строя гипотезу, ученик привлекает запас своих знаний по данному вопросу. Благодаря этому он заранее входит в круг обсуждаемых проблем, а затем активно сравнивает то, что высказано в тексте, с тем, что он знает из прошлого своего опыта.

Виды антиципаций, применяемые в начальной школе:

-по обложке;

-по автору;

-по иллюстрации;

-по заголовку.

Участие ученика в формулировании темы и цели урока приводит к предопределению, пониманию и осознанию содержания и способов осуществления предстоящих действий, обеспечивает его «включенность» в учебную ситуацию, создает готовность к усвоению знаний, мобилизует умственную активность школьника, а также развивает интеллектуальные качества ребенка: связную, логичную, доказательную речь, различные виды мышления, внимание, память, наблюдательность и т.д.

Уроки литературного чтения, проводимые на основе системно-деятельностного подхода, способствуют развитию творческих способностей учащихся. Существуют упражнения, направленные на формирование литературно-творческих способностей учащихся.

Задания на формирование умений воспринимать художественный текст. (Приложение 7)

1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2. Озаглавливание текста.

3. Деление текста на части, составление плана.

4. Определение темы текста, главной мысли.

5. Определение типа текста.

6. Подбор иллюстраций к тексту.

7. По иллюстрации определить содержание текста.

8. Составление диафильма.

9. Выборочное чтение.

10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

11. Чтение для подготовки к пересказу.

12."Пропущенное слово" (учитель читает текст и пропускает одно слово, дети должны вставить слово, подходящее по смыслу).

13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет, разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

14.Восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листе, разрезается на мелкие кусочки, группа из 2-3 человек восстанавливают его).



Задания на формирование литературно - творческих умений учащихся.

1. Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов.

2. Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев.

3. Пересказ текста с определенным заданием.

4. Составление по тексту кроссвордов.

5. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

6. Подбор загадок к словам из текста.

7. Тематическая подборка пословиц к текстам учебника.

8. Составление ребусов к словам из текста.

9. Работа со словарем фразеологизмов.

Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.

1. Пофантазируй, о чем может думать: (муха на потолке, рыбка в аквариуме).

2. Что сказали бы про одно и то же разные по характеру персонажи:

Волк и Красная Шапочка - про бабушку.

3. Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица.

4. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади.

5. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке.

6. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности.

7. Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин...)

8. «Изобретатель» («Одуванчик и парашют»).

9. Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже имеющимися.

10."Фантазии" по пословице, картине, звуку.

11."Сотворчество" (дорисовка образа героя, составление его дневника и т.д.)

Для развития критического мышления используются следующие методические приемы и технологии .(Приложение 8)

Мозговая атака

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Верные и неверные утверждения

Используются с целью мотивации предстоящей деятельности и подготовки учащихся к выполнению последующей работы. В начале урока зачитываются утверждения, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения. Информация, полученная на первой стадии выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах, в группах. Можно каждой группе для обсуждения предложить по 2-3 вопроса.

Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует:

- умение оценивать ситуацию или факты;

-умение анализировать информацию;

-умение выражать свое мнение.

Корзина идей

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующему алгоритму:

Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем, даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Кластер

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составляют кластеры на стадии осмысления и рефлексии. Этот прием позволяет систематизировать новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Чтение с остановками

Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.

Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов

Синквейн - это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке можно оценить, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

1.Лесник

2.Одинокий, старый,

3.Помогает, защищает, спасает,

4.Помогаешь ты - помогают тебе!

5.Хранитель.

Литературное чтение в начальной школе специфично: ученик должен освоить чтение как речевую и в то же время как читательскую деятельность, а поэтому необходимо параллельно работать над навыками чтения, речевой деятельностью и осознанным восприятием литературного произведения, детской книги.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении литературному чтении позволяет достигать определённых результатов:

- у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к чтению;

- возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- качество обучения по всем учебным предметам стабильно высокое.

Заключение

Системно - деятельностный подход в преподавании литературного чтения дает возможность учителю стать мастером своего дела, работать на высокий результат, формировать у учеников универсальные учебные действия и готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.

Сама жизнь требует новой работы с содержанием образования. Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на решение этих важных задач и должна быть направлена педагогическая деятельность.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Лубянова Наталья Владимирповна

Дата: 10.04.2017

Номер свидетельства: 408041

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства