Просмотр содержимого документа
«Система разнообразных приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе»
Система разнообразных приёмов работы с текстом
на уроках литературного чтения в начальной школе
Шохирева Елена Вячеславовна,
МБОУ «Ильинская СОШ № 1»,
пос. Ильинский
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.
Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий и носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности.
Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения у младших школьников, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первоначальном чтении. Так, например:
Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания».
Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста». (глубокий анализ причины и следствия, умение «превратить информацию сказки в статью журнала и т.д.)
Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения». (приведение примера из собственного опыта, по выводам текста)
Очевидно, что нам учителям необходимо так организовать обучение, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Урок, мотивированный любознательностью и целенаправленным интересом, становиться для детей приятным и желанным.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется:
- владением техникой чтения;
- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной);
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Современные уроки литературного чтения направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях. А различные приёмы «смыслового чтения» помогают организовать поисковую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становиться учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными. А эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
В настоящее время есть эффективные подходы в обучении. Они связаны с совершенствованием урока, его содержанием и структурой. В результате при построении урока чтения использую «трёхступенчатый процесс» целенаправленного индивидуального осмысления детьми произведений (до чтения, во время чтения и после чтения). Целью данного подхода является освоение способов самостоятельного понимания текста. Для реализации цели существуют разнообразные приёмы работы с текстом, которые качественно отличаются от приёмов традиционного урока.
Так, например: 1 этап – «Работа с текстом до чтения». Данный этап развивается такое важнейшее читательское умение, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать. Использую следующие приёмы работы: выделение героев по названию произведения, или по имени автора (опора на читательский опыт); работа с заглавием; обсуждение иллюстраций к тексту; нахождение и проговаривание трудных и самых длинных слов, анализ их значений; выделение ключевых слов; обсуждение интересных фактов биографии писателя и др.
Итак, до чтения ученики сами прогнозируют содержание нового произведения: «Предположите, о чём этот текст, по его названию, а иллюстрация подтверждает это?». Самое главное на данном этапе – вызвать у детей желание, мотивацию прочитать то или иное произведение.
2 этап.«Работа с текстом во время чтения». Важным здесь является понимание текста и создание читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача учителя на этом этапе – обеспечитьполноценное восприятие текста. На данном этапе необходим учёт специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста. Для выбора способа выявления восприятия текста применяю беседу, фиксацию первичных и последующих впечатлений графически. Для этого читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Применяю такие приёмы, как: чтение - слежение за учителем или аудиозаписью; комбинированное чтение (учитель-ученик, ученик-учитель); самостоятельное чтение цепочкой; чтение вполголоса; чтение и нахождение отрывка к рисунку; чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено; чтение по ролям; приём «живая картина»; чтение – помета непонятных слов; выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием; деление текста на смысловые части; составление плана; выразительное (осмысленное) чтение. Во время чтения текста возникает читательская интерпретация. Формируется умение включаться в диалог с автором и с учителем, умение аргументировать свою точку зрения, проявляется внимание к суждениям одноклассников и желание «разгадать» авторские подсказки в тексте.
3 этап. «Работа с текстом после чтения». Использую беседу, уточняем позицию автора. На этом этапе важно организовать коллективную деятельность так, чтобы получилась дискуссия с выдвижением гипотез, аргументов и контраргументов, способствующих корректировке точек зрения в соответствии с авторским смыслом, подведение учащихся к коллективному решению, формулирование основной идеи текста. Задача учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Использую следующие виды работы: организация беседы о личности писателя; постановка концептуального вопроса к тексту (лучше проблемного); нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос; чтение самого «важного места в тексте в произведении; нахождение отрывка, который мог бы прочитать с насмешкой, радостью, с мольбой и тд.; анализ восприятия текста с помощью беседы; творческие задания в группах, парах; работа с дополнительными источниками информации для определения смысловой и эмоциональной направленности текста.
Считаю, что представленная поэтапная работа с текстом направлена на формирование коммуникативныхуниверсальных действий: умений строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умения понимать собеседника (автора); умение слушать и понимать других, умение работать в группе. Также формируются и познавательные универсальные действия: умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций, схем; умение на основе анализа текста делать выводы; умение находить ответы на вопросы; умение обобщать и классифицировать по признакам. А при прогнозировании предстоящей работы, при умении высказывать своё предположение на основе работы с текстом, а также и при умении оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей формируются регулятивные универсальные действия. Уроки литературного чтения с учётом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии, но и любви к литературе и чтению. На таких уроках обязательно идёт формирование личностных универсальных действий, как: умение выражать эмоции и своё отношение к героям; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируется мотивация к обучению.
Список литературы:
Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010.
Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концева Л.А. «Как учить работать с книгой», М.,1995.
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя/ Светловская Н.Н // Начальная школа. – 2003. - №1 – с.11-18.
Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100»: [Монография]/ Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2010 – 208с.