kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система оценки достижения результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование ретроспективной самооценки на подготовительном уровне начинается с помощью “линеечек” – инструмента небаллированной оценки, разработанной Г.А. Цукерман на основе классического метода измерения самооценки, созданного Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн. Например, после написания первого диктанта, в котором учащимся необходимо было записать буквы и слоги, учитель подчеркивал зелеными чернилами правильные написания и рисовал на полях “линеечку”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система оценки достижения результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»



Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования



Приемы оценочной деятельности, используемые мною на уроке при безотметочном обучении:

Смайлики” с их использованием отрабатываются умения оценки по критериям (правильно, аккуратно, соответствует теме).

Лесенка” - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

Волшебная линеечка” - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

Светофор или радуга” - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: жёлтый– я умею сам, зелёный– я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.

Мобильный класс” - оценивание выполнения задания при помощи компьютера, это так называемая независимая оценка, где ученик испытывает наивысшее удовлетворение от выставляемой ему оценки, и не держит обиды ни на кого.

Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - “Умница!”, “Молодец!”, “Отлично!”, если есть маленькие недочёты – “Хорошо” и т.д.

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью “Листов учебных достижений”, “Карты знаний”, “Портфолио ученика”, “Тетради открытий”. Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных инструментариев учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть.

Рассмотрите примеры учебных ситуаций, использование которых позволяет формировать УУД на уроках русского языка. Обратите внимание, что все действия, должны быть сформированы у ребенка, т.е. взрослый учит его контролировать и оценивать свои действия, составлять план своих действий, определять цели своей деятельности.

Приемы, направленные на формирование УУД

Ситуация успеха на уроках обучения грамоте и письму

Прием используется только на подготовительном уровне при оценке письменных работ в первую учебную неделю. Учитель подчеркивает правильные написания в тетрадях учащихся, используя зеленые чернила, устно отмечает индивидуальные достижения, подтверждая или создавая положительную общую самооценку первоклассника, закрепляя право на ошибку, снимая страх перед проведением оценивания.

Например, на уроке обучения грамоте после изучения темы “Слово и предложение” учитель обращается к ученику: “Вчера мы дополняли рисунок, и ты смог аккуратно дорисовать только 3 карандаша, а сегодня ты правильно и точно достроил забор. Молодец! Думаю, завтра у тебя тоже все получится”. В сентябре учитель не оставляет ученика наедине с ошибкой. Например, учащийся неправильно поставил ударение, учитель соглашается с этим мнением: “Да, я тоже так думаю, кто с нами согласен? А кто думает иначе?”. Если в классе не возникает возражений, тогда учитель предлагает проверить, еще раз “позвать” слово.

Ретроспективная самооценка письменных работ по русскому языку

Формирование ретроспективной самооценки на подготовительном уровне начинается с помощью “линеечек” – инструмента небаллированной оценки, разработанной Г.А. Цукерман на основе классического метода измерения самооценки, созданного Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн. Например, после написания первого диктанта, в котором учащимся необходимо было записать буквы и слоги, учитель подчеркивал зелеными чернилами правильные написания и рисовал на полях “линеечку”. На следующем уроке обращался к ученикам: “Будем учиться себя оценивать: поставьте крестик на самом верху “линеечки”, если все буквы и слоги вы записали верно, в самом низу, если все буквы и слоги записаны неправильно”. Проходя по классу, учитель оценивает выполнение задания, проводит индивидуальную работу с детьми с завышенной и заниженной самооценкой: “Андрей, посмотри, ты поставил крестик на самом верху, но у тебя было 6 ошибок, значит, твоя работа еще не идеальна, крестик нужно поставить посередине. Тебе нужно поучиться правильно себя оценивать”. В некоторых случаях самооценка обсуждалась с классом: “Посмотрите, Марина допустила одну ошибку, а все остальное записала верно, а крестик поставила посередине “линеечки”. Правильно ли это?”.

После освоения способов работы с “линеечкой” учащиеся переходят на следующий уровень – сопровождающий. Учитель определяет, что необходимо оценить, предлагает эталон для сравнения; учащиеся осуществляют самооценку самостоятельно. Например, учащимся предлагается составить схемы трех слов, после выполнения задания ученики самостоятельно проверяют выполнение (правильные ответы даны на карточках), оценивают правильность выполнения с помощью “линеечки”.

Ретроспективная самооценка осуществляется не только с помощью “линеечек”, так, при оценивании орфографических диктантов (слова на одну, позднее – на несколько орфограмм) со второго класса можно предложить учащимся работу с таблицей, в которой отмечается количество правильных написаний, а учащийся выставляет себе оценку (справился / не справился) и самооценку, например:

Правописание безударных гласных в корне слова

Дата

Орфограмма

Общее количество слов

Количество правильных написаний

Количество ошибок

Оценка

Самооценка

13.10

Безударные гласные в корне слова

7

2

5

Не справился

 

01.11

Безударные гласные в корне слова

10

7

3

Справился

 

Прием “ретроспективная самооценка” используется на всех этапах урока русского языка, например, на этапе “минутка чистописания” предлагается учащимся следующее упражнения (прием предложен М.С. Соловейчик): “Проверьте, правильно ли у вас в тетради написаны буквы. Подчеркните буквы, в написании которых вам нужно потренироваться. Задайте себе домашнее задание, используя тетрадь по чистописанию”.

Комментирование устных ответов на уроках русского языка

Подготовительный уровень реализуется на материале звукового анализа на уроках обучения грамоте. Учитель предлагает учащимся вопросы, с помощью которых ученики могли прокомментировать ответы друг друга: “Послушайте, как Дима дает характеристику звуку [р], внимательно следите, как он работает со схемой “Характеристика звука”. Потом вы должны будете ответить на вопросы:

  1. “Все ли шаги были выполнены по порядку?

  2. Какие характеристики были даны верно?

  3. Были ли ошибки?

  4. Согласны ли вы с выбором условного знака?

  5. Оцените ответ, скажите, что уже хорошо умеет делать ваш товарищ, чему ещё надо научиться”.

Со второго класса прием реализуется на втором уровне: выработка критериев оценки осуществляется в ходе обсуждения в классе, готовые памятки учащимся не предлагаются: “Дома вы должны были подготовить рассказ по теме “Состав слова”. Давайте подумаем, как мы будем оценивать ответ, какие критерии выберем? Ученики предлагают критерии: обо всех ли частях слова будет рассказано, будут ли приведены примеры, правильно ли будут даны определения и т.п. Если ученики затрудняются в выработке критериев для оценки, учитель предлагает направляющие вопросы: Подумайте, о каких частях слова нужно говорить, нужно ли приводить примеры и т.д.”

В третьем классе комментирование устных ответов может проходить и в ходе группового опроса с взаимопроверкой, в ходе которого ученики сами в группе выявляли критерии и проводили взаимооценку.

В четвертом классе учитель только предлагает оценить ответ, а учащиеся выполняют это действие самостоятельно.

Взаимодиктант

На уроках русского языка организуется парная работа: на первом этапе ученики работают с текстом диктанта, выявляя “опасные” места, проговаривая способы проверки орфограмм, запоминают трудные для написания слова; на втором этапе один диктует, другой записывает предложение, затем меняются ролями (материалом служили отдельные предложения и тексты не более 4 предложений). На завершающем этапе проводится взаимопроверка и взаимооценка с помощью “линеечек” или гибкой цифровой оценки.

Например, на уроке по теме “Правописание букв Ъ и Ь” учащимся предлагается записать слова в два столбика: вьюнок, полью, въезд, подъём, семья, мальчик, объявление. После выполнения работа оценивается: за каждое правильно записанное слово 1 балл, если заметили “ловушку” и не записали слово “мальчик”, добавляется 2 балла. К следующему уроку ученики самостоятельно составляют такой же диктант из 5 слов. На уроке организуется работа в паре: ученики диктуют друг другу свои диктанты и осуществляют взаимопроверку.

Игра “Научи меня”

В форме игры учащимся предлагается поработать “учителем”. Паре учеников дается определенное задание, например, в рамках урока по теме “Разбор слова по составу”, необходимо разобрать слово по составу. Исполнявший роль “учителя”, должен был рассказать “ученику” последовательность действий, которые необходимо сделать; “ученик” выполнял эти действия, “учитель” контролировал правильность выполнения. Если “учитель” ошибался (предлагал сначала найти корень, а не окончание), “ученик” исправлял его действия, объясняя, что сумел заметить “ловушку”. На уроке обязательно проводилась смена ролей (в качестве учителя каждый работал только с двумя словами). На этапе подведения итогов урока игра используется следующим образом: учащимся предлагается объяснить тему урока младшим детям (I вариант – остаются учениками второго класса, II вариант – “становятся” первоклассниками).

Работа с алгоритмами по орфографическим правилам

Используются алгоритмы для постановки и решения орфографических задач. В результате работы с орфографическим правилом появлялся алгоритм действий, записанный с помощью опорных слов, например:

Безударные гласные в корне слова:

1) Безударные гласные [а], [и];

2) Часть слова – корень;

3) Измени или подбери;

4) Вставь букву.

Прием “Проверь себя” при выполнении письменных работ по русскому языку

В конце урока русского языка отводится 3-5 минут для проведения самопроверки выполненной работы. Самостоятельное исправление ошибок поощрялось словесными высказываниями или условным знаком (если ученик аккуратно исправлял все ошибки, в тетради выставлялась “звездочка”).

Прогностическая самооценка на уроках русского языка

Этот прием используется при условии, что все ученики класса освоили ретроспективную самооценку. Перед проведением самостоятельной работы учитель предлагает оценить свои возможности: “В самостоятельной работе будет три задания: разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, подбор слов к схеме. Начертите 3 “линеечки”, с помощью первой оцените, насколько хорошо вы умеете разбирать слова по составу, второй – подбирать однокоренные слова, третьей – подбирать слова к схеме. Кто уверен, что справится с заданиями, поставит крестик на самом верху”. Прогностическая оценка в начальной школе осуществляется только под руководством учителя на подготовительном и сопровождающем уровне, самостоятельное становление прогностической самооценки происходит в основной школе.

Гибкая система балльной оценки при оценивании самостоятельных и контрольных работ по русскому языку

При проведении проверочных работ учащиеся сами определяют цифровые отметки и критерии. Например, после выполнения проверочной работы, которая состояла из трех заданий, во втором классе (после сдачи работ) ученикам предлагалось определить сложность каждого задания и решить, как оценить это задание в баллах. Так, первое задание ученики оценили в 4 балла, запись предложений в 3 балла, работу с текстом – 10 баллов. Максимальное количество баллов – 17, в дневнике выставлялось количество баллов, набранных учеником, в скобках – максимальное количество баллов, например, 14 (17). Задания повышенной трудности оценивались отдельно.

Целеполагание

В период обучения грамоте детям объясняется, при каких условиях пишутся разделительные Ъ и Ь, но как выбрать букву не объясняется. Ребенок до конца первого класса пишет интуитивно. Затем ребятам дается задание выбрать букву в слове и предлагается следующая запись вороб(ь/ъ)и. Дети знают о своем незнании, поэтому цель они уже могут (и главное хотят) поставить: “Мне нужно узнать, когда нужно писать разделительный Ъ, а когда разделительный Ь”.

Проблемная ситуация более эффективна, если в ее основе лежит контроль и оценка, которые помогают ребенку осознать, что он не знает (в этом суть учебной задачи). Приведу ещё один пример. Детям предлагается вставить пропущенные буквы И или Е в слова л_сник, гр_бник, ветк_ Ребята могут объяснить первые два случая, а в последнем слове видели разные варианты (веткИ и веткЕ). Следующий вопрос учителя: Что же мы еще не знаем? Что нужно узнать?

Запишите слова, на месте пропусков поставьте Ь, если это необходимо.

Тетрад_, ученик_, лошад_, ключ_, рож_.

Проверьте. (Возможно, что ученики сразу заметят “ловушки”, но если и не заметят, то при проверке обратят внимание, что не могут объяснить правописание слов ключ и рожь). Ответьте на вопросы: Какие звуки стоят на конце этих слов? К какой части речи относятся эти слова? Что мы должны узнать на уроке?

На современном этапе развития школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. И оценка должна показать:

  1. качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта;

  2. степень сформированности учебной деятельности (коммуникативной, читательской и пр.)

  3. степень развития основных качеств умственной деятельности;

  4. уровень развития познавательной активности.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями. Учителя начальной школы, например, учитывают психологическую неготовность ребенка младшего школьного возраста объективно оценивать результат своей деятельности.

Не менее важно требование объективности. Необходимо помнить, что оценивается результат деятельности ученика, а не личное отношение учителя к ученику.

Учителю следует учить школьников самоконтролю. Это не только сравнение с эталоном, но и поиск ошибок, анализ их причин и определение путей их исправления. Это умение анализировать правильность выбора способа учебного действия, средств достижения цели.

Словесная оценка более содержательна, она позволяет дать анализ работы школьника, четко зафиксировать успешные результаты и раскрыть причины неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащихся.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг.

В целом содержание оценочного акта и механизм его осуществления зависят от установок учителя, от используемой им технологии обучения.

Таким образом, считаю, что работу по формированию мотивации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности на основе моей методики и с использованием данных видов работ для самоконтроля и самооценки, способствует появлению у младших школьников потребности и желания осуществлять контроль и давать адекватную оценку своей деятельности. Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в оценочной деятельности учащихся, ведь современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности. А это и есть решение данной проблемы.

Формирование первоначального представления о критериях оценки.

Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки устных ответов даю развернутую содержательную оценку ответа ученика (т. е. формулирую оценочное высказывание), из которой дети определяют требования к данному виду ответа, эти ответы и есть критерии оценки устного ответа.

В процессе обсуждения на доске записываются критерии оценки.

Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:

  • что нужно оценивать,

  • как оценивать,

  • зачем оценивать,

  • какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений моих учеников я провожу не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калачева Светлана Валентиновна

Дата: 13.02.2017

Номер свидетельства: 391348

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(144) "sistiema-otsienki-dostizhieniia-planiruiemykh-riezul-tatov-osvoieniia-osnovnoi-obrazovatiel-noi-proghrammy-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "128604"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415540590"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в свете ФГОС "
    ["seo_title"] => string(158) "sistiema-otsienki-dostizhienii-planiruiemykh-riezul-tatov-osvoieniia-osnovnoi-obrazovatiel-noi-proghrammy-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia-v-svietie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "162533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422366740"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Образовательная программа начального общего образования в соответствии с ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(89) "obrazovatiel-naia-proghramma-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "114996"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411758794"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися МОУ СОШ № 25  основной образовательной программы начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(175) "sistiema-otsienki-dostizhieniia-planiruiemykh-riezul-tatov-osvoieniia-obuchaiushchimisia-mou-sosh-25-osnovnoi-obrazovatiel-noi-proghrammy-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "187910"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426597281"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования."
    ["seo_title"] => string(80) "sistema_otsenki_dostizheniia_planiruemykh_rezultatov_osvoeniia_osnovnoi_obrazova"
    ["file_id"] => string(6) "573740"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613803132"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства