Система заданий, направленная ра развитие коммуникативных УУД у обучающихся 3 класса на внеурочных занятиях общеинтеллектуального направления
Система заданий, направленная ра развитие коммуникативных УУД у обучающихся 3 класса на внеурочных занятиях общеинтеллектуального направления
В начальной школе по программе «Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных, коммуникативных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система заданий, направленная ра развитие коммуникативных УУД у обучающихся 3 класса на внеурочных занятиях общеинтеллектуального направления»
Министерство образования молодежной политики Свердловской области
Система заданий, направленная на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 3 класса на внеурочных занятиях общеинтеллектуального направления
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Камышлов, 2020
Система заданий, направленная на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 3 класса на внеурочных занятиях общеинтеллектуального направления / сост. студентка 4 А группы Неустроева К.П. – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020.
Руководитель: Кочнева Г.Н., педагог-психолог, магистр педагогики по направлению "Педагогика"
Система, включает в себя задания, которые направлены на развитие коммуникативных УУД у обучающихся 3 класса при выполнение заданий по программе «Эрудит». Данная система может использоваться на внеурочных занятиях общеинтеллектуального направления. Предназначен для учителей начальных классов.
Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией
Способность действовать и уметь согласовывать свои действия
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества
Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности
Пояснительная записка
Система внеурочных занятий – это ряд занятий на общую или близкую тематику общеинтеллектуального направления, преследующие цель – формирование коммуникативных УУД
Цель разработки внеклассных занятий – разработка и систематизация, пробация системы заданий, направленные на развитие коммуникативных УУД у обучающихся 3-го класса на внеурочных занятиях общеинтеллектуального направления.
Перед современной общеобразовательной школой сегодня стоят новые задачи: согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования школа должна сформировать у учащихся совокупность «универсальных учебных действий» (УУД), в число которых входят и коммуникативные универсальные учебные действия. В наше время без коммуникативной компетенции молодому человеку трудно самореализоваться в жизни – добиться успеха в профессиональной сфере, завести друзей, создать семью, раскрыть свой творческий потенциал. Обладая данным качеством, он, напротив, сможет успешно адаптироваться к социальной реальности: коммуникативные действия помогут ему присваивать новый социальный опыт, развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Поэтому перед педагогами школ и ставится такая задача – формирования у учащихся коммуникативных УУД.
Данные результаты необходимо формировать в процессе внеурочной и урочной деятельности. Несомненно, программа образовательных учреждений стремится реализовывать мероприятия, направленные на достижения поставленных требований. Отсюда и возникает необходимость в разработке системы заданий, направленные на развитие коммуникативных УУД у обучающихся 3-го класса на внеурочных занятиях общеинтеллектуального направления.
В начальной школе по программе «Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных, коммуникативных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
На внеурочных занятиях, представленных в данной системе, предполагается использование различных активных форм организации.
Предлагаемые задания, могут быть использованы учителями начальных классов, студентов педагогических колледжей, рассматривающих проблему моделирования, проектирования и конструирования психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование коммуникативных УУД у обучающихся.
1.Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией
Задание 1«Учимся слушать партнёра»
Цель: формирование умения общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности
Форма выполнения задания: работа в парах с последующим совместным обсуждением в классе
Описание задания: обучающимся предлагается в качестве задания задавать вопросы по определенной теме.
Инструкция:
1. Разделите группу на пары.
2. Посадите учеников на стулья спиной друг к другу. Пусть один из пары задает вопрос другому о том, например, о чем он думал по дороге в школу. Нужно задавать вопросы и выслушивать ответы, не поворачиваясь друг к другу.
3. Задайте вопросы:
- Удобно ли было беседовать?
- Почему неудобно?
-Как чувствовал себя отвечающий?
-Почему было так шумно?
4. Теперь поменяйте ситуацию. Поверните стулья и сядьте лицом друг к другу. Тот, кто отвечал, теперь задает вопросы, например, как он собирается провести сегодняшний вечер.
5. Задайте те же вопросы. (п. 3)
6. Учитель говорит о том, как важно для говорящего, чтобы его не только слушали, но и слышали; объясняет, что есть несколько простых приемов, чтобы выразить свое внимание к собеседнику. Дети перечисляют: наклон в сторону говорящего, кивок, доброжелательный взгляд и т. д.
Задание 2 «Через стекло
Цель: развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации, воспитывать уважение к немым людям.
Форма выполнения задания: работа в парах с последующим совместным обсуждением в классе
Описание задания: обучающимся предлагается в качестве задания разбиться на пары и поработать в парах, один человек показывает, другой отгадывает, что ему показывает собеседник.
Инструкция:
Участники разбиваются на пары.
Педагог говорит:
- Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.
Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого – либо сообщения.
Пример сообщений:
- Я тебе позвоню, когда приеду;
- Напиши мне письмо. И др.
Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.
Задание 3 «Кто прав?»
Цель: развивать уровень коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мнения партнёров по общению (коммуникативная рефлексия).
Форма выполнения задания: работа в парах и в группах.
Описание задания: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок).
Инструкция:
Учащимся предлагается прочитать текст небольшого рассказа и выработать общий ответ на вопросы.
Задание А. Третьеклассник Петя нарисовал Годзиллу и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша не согласился: «Фу, какое страшилище!» Как вы думаете, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? Что бы вы ответили на месте Саши и Володи? Почему поспорили мальчики?
Задание Б. Воскресенье три подруги решили провести вместе. «Давайте пойдём в кино», – предложила Наташа. «Нет, лучше погулять в парке», – возразила Катя. «А вот и нет, давайте останемся дома, поиграем в компьютерные игры», – сказала Ира. Как вы думаете, кто из них прав? Почему? Почему у них возник спор? Как могла бы объяснить свой выбор каждая из девочек? Как им нужно поступить?
*Критерии оценивания: понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учёт разных мнений и умение обосновать собственное; учёт разных потребностей и интересов.
Задание 4 «Общее мнение»
Цель: развитие коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3–4 человека.
Описание задания: учащимся, сидящим парами (или за двумя соседними столами), предлагается выработать, а затем представить и обосновать общее мнение по заданному вопросу, например: почему надо выполнять обещание?
Инструкция:
Дети делятся по парам или группам, затем они выберут тему для обсуждения(для чего необходимо дружить? Зачем нужно соблюдать правила этикета? Почему нужно сдерживать обещания? и т.д.)
После чего ребята обсуждают и потом должны представить общий вывод.
После выполнения задания заслушиваются ответы разных пар. Ответы сравниваются по полноте и обоснованности аргументации. Обсуждаются разные точки зрения и аргументы, вырабатывается общее мнение.
В заключение учащиеся делятся впечатлениями о том, что дала им дискуссия, легко ли было договариваться, изменилось ли их первоначальное мнение и т. д.
*Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа;
умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.;
отношение к выработке общей точки зрения: позитивное (обсуждают вопрос с интересом к мнению друг друга), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, конфликтуют).
Задание 5 «Участвуем в диспуте»
Цель: формирование умения устного общения двух или несколько учеников
Форма выполнения задания: работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе
Описание задания: обучающимся предлагается участвовать в диспуте
Инструкция:
При актуализации прошлого внеурочного занятия необходимо составить таблицу с аргументами или полученных знаний на прошлых занятиях
*Критерии оценивания:
-соответствие содержания фактов и аргументов;
-умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
-уровень самостоятельности обучающихся;
-соотнесение уровня развития морального сознания с содержанием моральной дилеммы.
Задание 6 «Шифровщик»
Цель: развивать уровень коммуникативных действий, умения отгадывать или распознавать слова в группах
Форма выполнения задания: работа в группах
Описание задания: учитель или спикер в группе придумывает тему и шифрует слова, остальные участники должны отгадать
Инструкция: учитель шифрует слова на определённую тематику. Узнайте зашифрованные слова.
Зашифруйте 1 слово для своего соседа.
Разгадайте шифр, который для вас был составлен.
Пример: перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова. Работать будем по группам, по рядам – для каждого ряда своё задание. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.
Задание 7 «Попугай»
Цель: формирование умения с разной эмоциональной окраской произносить фразы
Форма выполнения задания: фронтальная форма выполнения задания
Описание задание: учитель произносит фразу: «Я иду гулять». Все остальные дети должны повторить эту фразу по кругу, но с разными чувствами. Они должны догадаться, кто с каким чувством произнёс эту фразу.
Инструкция:
Учитель придумывает тему для разговора и повторения, потом вскоре дети должны повторить название этой темы и продолжить ее
2.Способность действовать и уметь согласовывать свои действия
Задание 1«Групповые игры»
Цель: расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счёт социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способности к эмпатии.
Форма выполнения задания: групповая работа учащихся.
Описание задания: в задание учитель выступает не в своей привычной роли, а в роли инструктора, который руководит игровым процессом и организует его. В этом качестве он может предоставлять участникам новую информацию, задавать вопросы и направлять игру, а также выполнять следующие правила:
брать на себя роль судьи; выступать в роли эксперта, иначе участникам нелегко будет высказывать собственное мнение;
не навязывать участникам свои ценности и идеи;
поощрять членов группы отвечать на вопросы, обращаясь непосредственно друг к другу;
помогать участникам выражать свои мысли и мнения;
способствовать повышению авторитета каждого участника в глазах остальных, укреплять в каждом участнике чувство уверенности в себе и понимание своей значимости для работы всей группы;
обращать внимание на процесс общения участников игры (помните, что язык жестов, мимики, телодвижения играют в общении самую важную роль.
Если принимать во внимание все возможные способы общения, то можно получить наиболее полное представление о группе);
выбирая ту или иную игру, определять цели, которые учитель ставит перед собой и участниками;
главное – оставаться самим собой, тогда все участники будут чувствовать себя раскованно и непринуждённо и каждый привнесёт в работу что-то особенное.
Инструкция:
Участие в игре должно быть добровольным при чётком определении своей позиции.
Правильных и неправильных ответов не существует. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твоё мнение.
Должна соблюдаться анонимность. Не надо превращать игру в обсуждение поведения конкретного человека.
Вне занятий не обсуждать то, что вы узнали друг о друге, и то, как вы себя ведёте на этих занятиях. Всё, что происходит на занятии, должно оставаться общей тайной.
Лучше промолчать, чем говорить не то, что думаешь, или просто лгать.
Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он не просит это сделать.
Задание 2 «Земля, вода, воздух, ветер».
Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3–4 человека.
Описание:
1. Детям объясняется смысл стихий. Если ведущий говорит «земля», то ребята должны быстро назвать животных или растения, которые живут на земле. Если называется «вода», то ребята называют представителей растительного мира, если «ветер», то кружатся, если «воздух» - то те живые существа, которые могут обитать в воздухе.
На кого укажет ведущий, или перейдет символ передачи, должен ответить.
В течение 5 секунд нужно ответить. Ответы не должны повторяться. За неправильный ответ участники не выходят из игры, а получают штрафные жетоны. Использование жетонов позволяет детям не расстраиваться, быть более увереннее, оставаться на одном уровне с участниками игры.
Инструкция:
Детям объясняется игровой смысл четырёх стихий. Если ведущий произносит слово «земля», то ребята должны быстро назвать животных или растения, которые живут или растут на земле. Если он произносит слово «вода», то учащиеся называют представителей животного и растительного мира, обитающих под водой. Если говорит слово «ветер», то учащиеся кружатся. Если произносит слово «воздух», то ребята называют тех живых существ, которые могут обитать в воздухе. Отвечает тот, на кого укажет ведущий или кому передадут игрушку. Отвечать следует быстро – в течение 5 секунд. Ответы не должны повторяться. За неправильный ответ участники получают штрафные жетоны, но остаются в игре. Это позволяет учащимся не расстраиваться, быть увереннее, чувствовать себя равными с другими участниками игры.
*Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа;
умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.;
отношение к выработке общей точки зрения: позитивное (обсуждают вопрос с интересом к мнению друг друга), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, конфликтуют).
Задание 4 «План предстоящей деятельности»
Цель: формирование умения четко организовывать предстоящую работу
Форма выполнения задания: работа в группах или индивидуальная с последующим совместным обсуждением в классе
Описание задания: обучающимся предлагается в качестве домашнего задания составить план написания реферата(или составить план сообщения, доклада, презентации) по определенной теме. Учащиеся приносят свои работы в письменном виде и устраивают их презентацию в классе. Из предложенных работ учитель выбирает несколько наиболее интересных для всех учащихся. Их обсуждают во время специально организованной групповой дискуссии.
Инструкция:
План деятельности обучающегося:
Определение цели работы
Обоснование цели
Отбор фактов
Группировка фактов и придумывания названия данным группам
Создание плана реферата
Обсуждаются возможные варианты планов реферата (сообщения, доклада, презентации)
и выявляются лучшие работы
*Критерии оценивания:
-соответствие содержания плану работы;
-умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
-уровень самостоятельности обучающихся.
Задание 5 «Стрельба по мишеням»
Цель: формирование умения оценивать и ценить работу товарищей, поддерживает желание ребёнка узнать что-то новое.
Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3–4 человека.
Описание задания: проводится взаимооценка товарищей по группе, где дети стреляют по мишеням и аргументируют свою оценку, которую он ставит за работу на занятие своему товарищу.
Инструкция:
Работа парами (взаимооценка). Каждый ребёнок получает бланк для работы, на обороте пишет своё имя и рисует три линеечки для оценки. Правила игры показывает учитель с кем-то из учащихся на доске. Ребёнок – стрелок берёт мел и ставит его к точке «пистолет». Учитель-командир командует: «Готовься – прицелился – пли!». При слове «пли» стрелок ведёт линию к мишени.
Учитель оценивает результат так: стреляешь метко, то пуля должна лететь в мишень прямо и быстро. 2-ая попытка.
Пары должны были договориться, кто стреляет первым. Игра начиналась и заканчивалась по звонку.
Командир оценивает «стрельбу» по критериям «меткость», «скорость», ровно ли летела пуля. Командир ставит оценку на листочке стрелка. Кто хочет поблагодарить своего командира за справедливость, пусть пожмёт ему руку.
Задание 6 «Эстафета-рассказ»
Цель: активизировать спонтанную речь детей.
Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3–4 человека.
Описание задания: ребятам дается установка на написание более удачного рассказа по определенной теме.
Инструкция:
роведение соревнования двух команд: кто за определённое количество времени удачнее напишет коллективный рассказ. Каждый участник игры имеет право добавить только одно предложение к ранее написанному тексту.
Тема рассказа определяется учителем или учащимися. Перед учащимися ставится иная цель: добиться победы команды, которую можно завоевать только языковыми средствами.
Умение создавать речевые жанры - важнейшее умение, при формировании которого развивается речевое творчество детей, обогащается их словарный запас, воспитывается интерес к слову, эмоциональное богатство ребёнка.
3.Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Задание 1 «Совместное рисование»
Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3–4 человека.
Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению или теме.
Инструкция:
Учащиеся знакомятся с ... (название произведения или изучаемой темы). Затем им предлагают представить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказывается об этом произведении (или теме). Ребята должны придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию.
Примерные вопросы для обсуждения:
1) Довольны ли вы результатом?
2) Кто и как именно проявлял активность при рисовании, кто предлагал идеи?
3) Были ли альтернативы? Почему их приняли или отвергли?
4) Довольны ли сотрудничеством друг с другом?
5) Легко ли было договариваться друг с другом?
*Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла
– создание осмысленного общего рисунка (его художественные качества не имеют принципиального значения);
умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предложения и т. д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования; эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное (учащиеся взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (партнёры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся и др.).
Задание 2 «Руковички»
Цель: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3–4 человека.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция:
«Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Задание 3 «Компьютерная презентация»
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Форма выполнения задания: работа в двух группах.
Описание задания: каждой подгруппе учащихся предлагается создать компьютерную презентацию по определённой теме – предложенной учителем или выбранной детьми.
Инструкция: Сначала в процессе общего обсуждения подгруппа создаёт план и последовательность слайдов, а затем, работая парами, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Полученные презентации демонстрируются другой подгруппе, которая оценивает понятность и полноту представления темы.
*Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности;
способность строить понятные высказывания, учитывающие, что знают, а что не знают адресаты;
способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Задание 4 «Принятие решение»
Цель: развивать умения принимать решения и отвечать за них, прислушиваться к мнениям других, анализировать их, менять свою точку зрения
Форма выполнения задания: в группах по 5–6 человек
Описание задания: ребятам предлагается создать проект, в котором каждый может обладать неограниченными возможностями, неограниченной властью, неограниченным финансированием.
Инструкция:
Ребятам предлагается объединиться в группы по 5–6 человек и создать проект, в котором каждый может обладать неограниченными возможностями, неограниченной властью, неограниченным финансированием.
Одно ограничение – время. Каждому предоставляется возможность возглавить Всемирную комиссию по улучшению жизни человечества, а может быть, и по его спасению от губительного воздействия цивилизации. Учащиеся советуются друг с другом о том, какие меры следовало бы предпринять для этого и как это можно было бы организовать
В процессе игры нужно уважать мнение собеседника. Если человек использует свой опыт, приводя какие-то примеры, необходимо дать ему возможность почувствовать, что он прав, стараться посмотреть на мир его глазами. Если кто-то не согласен с собеседником, так как считает, что у него есть лучшее решение этого вопроса, то надо постараться договориться, прийти к единому мнению.
Задание 5 «Постановка опыта из учебника»
Цель: формирование умения сотрудничества в проектной формы работы
Форма выполнения задания: работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе.
Описание задания: учащимся предлагается провести опыты и оформить в виде мини- проекта свою работу
Инструкция:
3 класс: ученики класса делятся на 5 групп, и в 4 группах есть ученик- инженер (собирает опытную установку, информирует о правилах пользования приборами, о правилах безопасности), ученик- исследователь (выполняет эксперимент, снимает показания), ученик- регистратор (записывает показания) и ученик- лидер (составляет план работы, руководит деятельностью всей группы, готовит сообщение о выполненной работе), каждая группа проводит 1 эксперимент- снимает показания амперметра при заданном напряжении, 5 группа состоит из учеников – теоретиков, которые обобщают все четыре эксперимента, выводят закономерность, строят график зависимости силы тока в проводнике от напряжения и делают общий вывод.
*Критерии оценивания:
-соответствие содержания выполненной работы материалам учебника;
-умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их мнение;
-умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
-уровень самостоятельности обучающихся.
Задание 6 «Фоторобот»
Цель: развитие воображения, творческих способностей
Форма выполнения задания: работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе.
Описание задания: Ребята делятся на группы, с помощью которым им необходимо нарисовать один единый рисунок, но так чтобы каждый нарисовал по одному предмету по очереди.
Инструкция:
Из кинофильмов и книг известно, что при помощи фоторобота, который используется в криминалистике, можно составить п ортрет людей. Мы же придумаем изображение фантастического животного. Фоторобот задает изображение отдельных частей тела животного, а играющие, следуя полученной информации, стараются на бумаге сложить это животное, оценивается соответствие изображения заданного фоторобота, оригинальность, выбор выразительных средств.
4.Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
Задание 1 «Ниточка и иголочка».
Цель: формировать сплочение группы, умения согласовывать вои действия с действиями других участников
Форма выполнения задания: групповая форма или фронтальная
Описание задания: групповое выполнение задания, где идет разделение на «иголочки» и «ниточки» они должны бегать или ходить, так чтобы не чего не порвалось и аккуратно ходили через препятствия.
Инструкция:
Вначале по команде учителя выбираются «иголочки». Желательно, чтобы это были менее активные ребята. Тогда им удастся побыть в роли ведущего, лидера и понять хотя бы в задание, что от них что-то зависит.
Затем к «иголочкам» прикрепляются «ниточки». Желательно, чтобы количество детей в «ниточке» у каждой «иголочки» было одинаково. По команде ведущего начинается движение.
Задача участников – не отцепиться друг от друга, иначе «ниточка» порвётся. Задача «иголочки» – не пересекаться с другими «иголочками». Направление движения произвольное. Игру можно усложнить. Тогда, чтобы отследить движения игроков, желательно участие не одного, а большего числа ведущих. «Иголочкам» предлагается двигаться, преодолевая различные препятствия. Кроме того, можно менять «иголочки»
Примерные препятствия: грибы, которые нужно собрать в лукошко; большая гора, которую нужно обойти; самолёт, летящий в небе, на звук которого нужно посмотреть в небо; речка, которую нужно переплыть; ёжик, которого так хочется потрогать, а он колючий; ручеёк, из которого хочется попить воды; пенёк, на который можно присесть – отдохнуть от долгой дороги, и т. п. По окончании игры дети проводят анализ, выделяя наиболее крепкую «ниточку» и самую размышляющую «иголочку».
Задание 2 «Волшебный стул»
Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом.
Форма выполнения задания: групповая работа учащихся
Описание задания: Это упражнение не только позволяет приобрести и развить навыки получения и передачи обратной связи, но и создает условия для обратной связи среди всех участников занятия.
Инструкция:
В нашем кругу сегодня место чуду и волшебству! Здесь в кругу стоит «волшебный» стул. Что в нем необычного? Человек, который садится на него, становится обладателем уникальной возможности услышать от нескольких человек из группы обратную связь. Это могут быть и критика, и положительные высказывания.
Тем, кто дает обратную связь, необходимо делать это, используя правила обратной связи; тому, кто сидит на «волшебном» стуле, нужно внимательно все выслушать, не оправдываясь, не благодаря, а просто принимая информацию. Затем на «волшебном» стуле окажется следующий участник. Итак, кто хотел бы первым сесть на «волшебный» стул?
Вопросы:
– Что вы чувствовали, когда получали обратную связь?
– Что удивило?
– Удалось ли вам следовать правилам?
– Хотите ли дать обратную связь группе?
Задание 3 «Королевство»
Цель: развивать взаимопонимание в группе.
Форма выполнения задания: групповая форма
Описание задания: Подростки учатся понимать друг друга. Кроме того, определяется статус учащихся в классе, выбираются роли и функции, которые они хотели бы выполнять. Школьники знакомятся с принципами ведения спора, дискуссии, осмысливают трудности общения между людьми, не понимание друг друга.
Инструкция:
Класс делится на группы. Желательно, чтобы у ведущего в этой игре были помощники.
Ведущий объясняет ребятам, что в игре участвует вся группа. Один из добровольцев становится Королём. Он может назначить себе подданных: Королеву, Принца, Принцессу, Слугу, Повара, Палача и т. д. Король раздаёт не только роли, но и поручения. Каждый участник может побывать в роли Короля и распределить остальные роли между участниками сам, попытавшись сделать так, что всё будет зависеть только от него.
Следующим этапом является проигрывание ролей.
Затем роли обсуждаются. Каждый имеет право объяснить, чем его роль привлекательна для него или почему он не согласен с Королём, почему его роль ему не нравится.
Каждому участнику игры даётся возможность внести свои коррективы: повысить или понизить кого-то в должности или вообще ввести новую должность. Очень важно после каждого шага пояснять перестановки. Когда Королевство создано, с ребятами проводится обсуждение и соотнесение полученного опыта с ситуациями в семье, в реальной жизни.
Это задание учит детей не просто уважать мнение другого человека, но и обосновывать свой выбор, кроме того, каждый в этой игре может побыть в роли лидера. Также каждый может испытать на себе давление и понять его отрицательный и положительный эффект.
Задание 4 «Паровозики»
Цель: развитие коммуникативных навыков, произвольности, умения работать в команде
Форма выполнения задания: групповая форма
Описание задания: ребятам необходимо попробовать разные роли им необходимо распределить обязанности и функции.
Инструкция:
Группа детей разбивается на тройки, в каждой тройке дети стоят друг за другом, взявшись руками за талию впереди стоящего. Первый из них выполняет роль "паровозика" (у него закрыты глаза и руки вытянуты вперёд), второй - "пассажир", третий - "машинист". Задача "машиниста" - управлять "паровозиком", избегать столкновений. "Пассажир" является передаточным звеном команд "машиниста" "паровозику". Один из группы детей выполняет роль "диспетчера", он задаёт ритм движения составов хлопками, убыстряя или замедляя их движение. По команде ведущего составы начинают движение, затем через некоторое время по команде останавливаются и дети в тройке меняются ролями (первый становится третьим и т.д.). Важно, чтобы все дети побывали в трёх ролях.
Задание 5 «Ковёр»
Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
Форма выполнения задания: групповая форма
Описание задания: им необходимо нарисовать красивый ковер в групповой форме
Инструкция:
Методика проводится коллективно на уроке художественного труда или на других уроках. Проведение в урочное время связано с тем, что на уроке дети наиболее адекватно принимают на себя социальную роль «ученика» и чувствуют ответственность за выполнение определенного задания. Учитель делит детей на произвольные команды, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп. Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого 46 ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:
а) наличие центрального рисунка;
б) одинаковое оформление углов;
в) симметричное расположение деталей относительно центра.
Дается инструкция: «Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры надо работать дружно и слаженно».
После окончания отведенного для задания времени педагог производит оценку выполненной работы.
*Критерии оценивания:
1. Низкий уровень: на ковре нет ни одного, либо отмечается только один оцениваемый признак.
2. Средний уровень: на ковре присутствуют два из оцениваемых признака.
3. Высокий уровень: наличие трёх из оцениваемых критериев.
В своем исследовании мы проводили отдельно оценку результатов групповой работы, а также путем педагогического наблюдения за детьми в процессе выполнения задания фиксировали индивидуальные особенности коммуникативных действий, проявляемых каждым ребенком в группе (степень конфликтности, умение организовать свою деятельность в группе и скорректировать действия других участников групповой работы, умение слушать партнеров и аргументированно доказывать свое мнение). В результате для методики «Ковер» были получены две оценки уровня сформированности коммуникативных УУД: индивидуальная (И) и групповая (Гр). При этом групповая оценка была одинаковой для всей членов группы, она отражала результат проделанной групповой работы. Индивидуальная оценка могла отличаться от группового результата, так как показывала не столько конечный результат групповой деятельности, сколько особенности коммуникативного поведения каждого ребенка в процессе этой деятельности.
Задание 6 «Пресс-конференция»
Цель: развивать умения задавать корректные вопросы, так чтобы не задеть чужие чувства и уметь работать в группе
Форма выполнения задания: фронтальная форма, индивидуальная и групповая
Описание задания: обучающиеся пишут на листе бумаге вопрос, который адресует одному из участников, следовательно, другой отвечает на него
Инструкция:
Всем участникам игрового упражнения выдаются небольшие карточки, на которых они пишут по одному вопросу (или несколько), обращенному к кому-либо из участников праздника. Затем все карточки собираются организатором игры, который зачитывает вопросы, а те из игроков, кому адресованы эти вопросы, всячески на них отвечают.
Вопросы могут не подписываться - в этом случае игру можно назвать "Анонимная пресс-конференция". Данный момент позволяет делать игру более интересной, так как (об этом свидетельствует опыт) вопросы становятся более интересными и прямыми, особенно, когда дети задают вопросы своим родителям, но тогда педагогу необходимо отслеживать, чтобы не прозвучало вопросов, которые могли бы обидеть кого-либо из участников игры, типа
"Почему Аня такая толстая?" и т. п. Организатор игры, в зависимости от ситуации, может комментировать вопросы или ответы, но, делая это, необходимо быть корректным и чутким, чтобы случайно не обидеть кого-нибудь из участников.
5.Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества
Задание 1 «Волшебный магазин»
Цель: формировать жизненные ценностями, сравнить свои ценности с ценностями других.
Форма выполнения задания: фронтальная форма
Описание задания: ребята распределяются на роли продавца и покупателя и говорят про свои качества
Инструкция:
Ребята могут поделиться своими радостями и огорчениями, связанными с учёбой, с жизнью школы. Подростки учатся понимать, что каждый человек обладает определёнными качествами, чертами характера, что у каждого свои жизненные ценности.
Ведущий предлагает учащимся подумать, какими качествами они обладают. Затем организует игру в волшебный магазин, где каждый по очереди будет продавцом и покупателем. В обмен на свои качества (ум, смелость, равнодушие, трудолюбие и т. д.), которых, как учащийся считает, у него в избытке или от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личные качества, нужные для него. Покупатель сдаёт свои качества, продавец говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д.
Таким образом, все желающие могут побывать в любой из ролей. Самым главным в этой игре является этап обсуждения. В дискуссии участники делятся своими переживаниями, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно.
В процессе обсуждения ребята учатся не только анализировать свои качества, но и выражать свои мысли, доказывать своё мнение. Учатся слушать и слышать друг друга, быть терпимее друг к другу. Важная роль в этой игре отводится ведущему, так как его главная задача – направлять и анализировать.
Ребята, открывая у себя наличие переживаний, начинают осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему возникает новое отношение к себе и окружающим.
Задание 2 «Путешествия по странам»
Цель: показать различное понимание людьми духовных ценностей
Форма выполнения задания: командная форма работы
Описание задания: В ней ребята демонстрируют своё умение критически мыслить и решать проблемы. Они учатся влиять на образ мыслей своих одноклассников, оценивают важность многообразия идей и подходов к решению проблем, демонстрируют навыки эффективного общения.
Инструкция:
Весь класс делится на несколько команд, каждая из которых представляет выбранную ими страну. В команде ребята получают отличную возможность дискутировать и высказывать различные мнения. Каждая команда старается показать особенность, самобытность той страны, того народа, который она представляет, отразить её неповторимость и своеобразие. Другие команды стараются понять причины именно таких условий жизни, особенности данной национальности и т. д. Каждая страна рассматривается с нескольких позиций. Эти позиции ребята определяют в самом начале игры, ещё до деления на группы-страны. Затем эти особенности записываются в таблицу. Позже, когда таблицы каждой страны заполнены и ответы представителей стран выслушаны, участники пытаются найти точки соприкосновения – те ценности, которые неизменны, не зависят от страны, от национальности.
Следующий этап игры – дискуссия. Свобода самовыражения создаёт атмосферу, необходимую для успешных занятий. В результате ребята лучше узнают друг друга и себя.
Задание 3«Всё не так!»
Цель: формирование умения корректно отстаивать свое мнение
Форма выполнения задания: работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе
Описание задания: учащимся предлагается друг за другом продолжить логическую цепь по новой теме (примеры тем: дружба, общение, правда, обещания и т.д.)
Инструкция: Обсуждаются возможные варианты решения, и выявляется, какой ответ бы предложил следующий ученик
*Критерии оценивания:
соответствие содержания учебному материалу;
умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
умение договариваться, вести дискуссию.
Задание 4 «Художники»
Цель: развитие коммуникативных способностей, воображения, коллективного творчества и мышления.
Форма выполнения задания: групповая форма
Описание задания: ребятам предлагается дорисовать рисунок товарища, на большом ватмане в углах рисуют 4 обучающихся
Инструкция:
Дети разбиваются на четвёрки и каждой четвёрке предлагается набор карандашей (пастель) и лист ватмана. Каждый ребёнок произвольно разрисовывает свой угол ватмана. Затем лист переворачивается на 90 и ребёнку предлагается для дорисовки рисунок, сделанный предыдущим художником. После этого лист снова переворачивается и повторяется то же самое задание. Таким способом необходимо "заполнить" весь лист. Затем группа придумывает название картины и демонстрирует её остальным. Замечания: важно, чтобы учитель следил за своевременной сменой положения листа; при обсуждении задать позитивный тон оценки произведений друг друга.
Задание 5 «Парализованный художник»
Цель: развивать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества
Форма выполнения задания: парная форма работы
Описание задания: ребятам предлагается прослушать историю, потом нарисовать по ней ученику художника или самому художника
Инструкция:
В начале упражнения ведущий рассказывает детям историю.
Жил-был художник, у него было много прекрасных картин, он был очень известный, к нему приезжали учиться со всего мира. Прошло много лет, художник состарился, заболел, и его парализовало. Он не мог больше рисовать сам. Художник позвал своего лучшего ученика и сказал ему: «Дорогой мой ученик, я хотел бы написать еще одну самую замечательную картину. Я научил тебя всему, что умею сам. Я тебе сейчас расскажу о своем замысле, а ты, пожалуйста, помоги мне его воплотить. Я тебе буду подробно рассказывать, что рисовать, каким цветом и где расположить».
Сейчас, пожалуйста, выберите себе пару. Один из вас будет художником, другой учеником. Когда закончите картину, поменяйтесь ролями.
Художник не может брать в руки карандаши, исправлять, и сам рисовать. Он подробно говорит, что рисовать его ученику, где, как, каким цветом, придумывает название.
После выполнения упражнения, каждого ребенка спросить, в какой роли ему больше понравилось: художника или ученика, и почему?
Задание 6 «Собери картинку» (текст).
Цель: развивать умения договариваться с одноклассниками
Форма выполнения задания: фронтальная форма и индивидуальная
Описание задания: ребятам предлагается собрать одну картину, текст и т.д. если необходимо обменяться частью, то им нужно правильно договорится
Инструкция:
Для этой игры необходимо заранее приготовить несколько старых журналов и газет (так, чтобы на каждого участника приходилось по одному листу из какого-либо одного журнала). Каждый лист разрезается на 10 (можно больше или меньше) частей. Затем все получившиеся части перемешиваются и каждый участник вытягивает 10 частей из общей кучки. После того, как все части будут вытянуты, организатор игры дает команду и участники начинают собирать тот или иной из разрезанных журнальных листов, обмениваясь (пытаясь вежливо попросить, не задеть чувства другого человека) по принципу "один на один".
Можно попросить участников, чтобы они написали на листах какие-либо тексты, например, стихи или поздравления имениннику. В этом случае, после того, как листы будут разрезаны и розданы, каждый должен собрать именно свой лист или (что, конечно же, значительно сложнее и предполагает знание почерков друг друга) лист какого-либо определенного человека.
Побеждает тот, кто первым правильно сложит лист.
6.Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности
Задание 1 «Дополни предложения»
Цель: развивать речевые действия и умения правильно подобрать слова для фразы
Форма выполнения задания: групповая, фронтальная форма
Описание задания: ребятам необходимо дополнить фразу (примеры фраз: я дружу потому что, нужно выполнять обещания) их задача закончить фразу
Инструкция:
Выбирают ведущего. Он произносит короткое предложение. Игроки по очереди дополняют его одним-двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Например, ведущий говорит: «Я хожу», следующий игрок добавляет: «Я хожу в школу», третий игрок: «Я хожу в школу пешком», четвёртый игрок: «Я хожу в школу пешком каждый день» и т. д. Игра ведётся до тех пор, пока игроки могут дополнять предложение. Выигрывает тот, кто последним сказал законченное предложение. Следующий игрок предлагает новую фразу.
Задание 2 «Телефон доверия»
Цель: развивать умения строить высказывания
Форма выполнения задания: фронтальная, групповая форма
Описание задания: придумывают темы для разговора и обсуждают их, как будто-бы по телефону доверия
Инструкция:
Учащимся предварительно рассказывают о службе «Телефон доверия», называют номер телефона. Затем предлагают подумать, о чём бы каждый хотел спросить дежурного специалиста. Ответом может быть коллективное обсуждение заданного вопроса или чьё-то персональное высказывание (если задающий вопрос желает услышать мнение конкретного человека).
Задание 3 «Разговор через стекло»
Цель: развивать умения объяснять человеку жестами, то что написано на карточке
Форма выполнения задания: парная форма
Описание задания: показать жестами, то что написано на карточки
Инструкция:
Двое желающих только с помощью жестов пытаются о чём-то договориться. Тема сообщается одному из них, а он должен передать эту информацию партнёру как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. (Темы записаны на карточках, которые находятся в конвертах.) Примерные темы: «Ты зовёшь приятеля на рыбалку», «Ты сообщаешь другу о том, что завтра в школе контрольная работа по математике и ему надо подготовиться», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть», «Ты хочешь узнать, который сейчас час» и т. д.
Задание 4 «Хвалить или ругать?»
Цель: развивать умения говорить положительные и отрицательные качества человека
Форма выполнения задания: фронтальная форма
Описание задания: ребятам необходимо по кругу сначала сказать отрицательное качество, потом положительное
Инструкция:
Задание удобно выполнять стоя, образовав небольшой круг (если участников больше 10, то два круга).
Первая часть: участники перебрасываются лёгким мячом или воздушным шаром. Тот, кто поймает мяч, должен назвать слово, означающее какое-либо отрицательное качество человека (как бы ругая, критикуя его). Каждый следующий должен повторить то, что было сказано до него, и предложить что-то своё. Далее участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить то, что они испытывали бы, если бы всё сказанное относилось к ним. Затем все по кругу называют свои переживания.
Вторая часть: перебрасываясь мячом, участники говорят слова, означающие положительные качества человека (как бы хваля его). Правила те же: каждый повторяет всё, что было сказано до него, и предлагает своё слово. После чего позой и жестами, а затем словами выражаются и называются переживания, вызываемые похвалой. В обсуждении подчеркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно.
Задание 5 «Я не такой, как все, и мы разные»
Цель: расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии
Форма выполнения задания: групповая форма и парная
Описание задания: Подросткам предлагается в течение 5 минут с помощью текста и рисунка цветными карандашами выразить чувство радости.
Инструкция:
Рисунок может быть пейзажем, портретом, сюжетом, натюрмортом. Чувство радости можно выразить линией, пятном, цветом, чем угодно. После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания кладутся в «волшебный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний ребят из другого класса. Все они перемешиваются. Ведущий достаёт большую пачку листков, которые школьники рассматривают, передавая друг другу, и просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении о чувстве радости. Далее школьники обсуждают рисунки и делают вывод о том, что люди поразномупонимают одни и те же вещи. Затем ведущий вновь складывает листки в «волшебный ящик», перемешивает их, снова вытаскивает и предлагает каждому найти свой рисунок.
После этого идёт обсуждение. Ребята делают вывод о том, что каждый человек особенный, неповторимый, поэтому он незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность Правильных и неправильных ответов не существует. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твоё мнение. Должна соблюдаться анонимность. Не надо превращать игру в обсуждение поведения конкретного человека. Вне занятий не обсуждать то, что вы узнали друг о друге, и то, как вы себя ведёте на этих занятиях. Всё, что происходит на занятии, должно оставаться общей тайной. Лучше промолчать, чем говорить не то, что думаешь, или просто лгать. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он не просит это сделать.