kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Шахматы - школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Целью программы является: равномерное развитие логического и физического

интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное

развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Шахматы - школе.»





Рабочая программа учебного курса

«Шахматы»

(1-ый год обучения)

на 2018-2019 учебный год.

Пояснительная записка.


Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре» и раскрывает методические основы обучения шахматной игре.

Целью Программы является: равномерное развитие логического и физического

интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное

развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.

Задачи Программы.

Общие:

- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности,

укрепление здоровья;

- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;

- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение

обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям

шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,

интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного от-

дыха и досуга.

Образовательные:

- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития

шахмат;

- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,

особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных

подвижных игр;

- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;

- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования

действий во время партии;

- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование

шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;

- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные:

- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;

- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,

эмоциональных и двигательных проявлений;

- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и

повышение функциональных возможностей их организма;

- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.

Воспитательные:

- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими

упражнениям, играм, и использование их в свободное время;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.

«Физическая культура. Динамичные шахматы» является модульным курсом,

который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения

шахматной теории и практики в рамках 3-го урока физической культуры и включѐн в

целостный образовательный процесс.

Содержание учебного предмета. Настоящая программа включает два основных раздела:

- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».

- «Спортивно – соревновательная деятельность».

В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры»

представлены история, основные термины и понятия, требования техники

безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на

изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых

шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.

Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:

- организацию и проведение шахматных соревнований;

- проведение конкурсов решений задач;

- организацию спортивно – шахматных праздников.

Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства

образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. №889)

Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики

шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально –

физкультурной деятельности, соревновательная деятельность, проведение спортивно – шахматных праздников.

Рабочая программа рассчитана на 33 ч. первый год обучения.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Данная Программа предусматривает достижение определѐнные результатов:

личностных, метепредметных и предметных, личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения

программного материала. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной

децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного

здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам

других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень

сформированностиуниверсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной

задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы

творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических

действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть

реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить

нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести

дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и

осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно

передавать информацию и отображать предметное содержание и условия

деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-

дачей и условиями еѐ реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ

реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт

обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного

предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:

- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на

развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;

- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения

в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;

- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла

и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках

- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

Планируемые предметные результаты.

К концу первого учебного года обучающиеся должны:

  • объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,

диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять

под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • знать правила хода и взятия каждой фигуры;

  • ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в

совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно располагать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на

мат в один ход;

  • знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

  • знать «цену» каждой шахматной фигуры;

  • усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,

ферзѐм и королѐм;

  • овладеть способом «взятия на проходе»;

  • записывать шахматную партию;

  • уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.


Поурочное планирование

(1-ый год обучения)

урока

Дата

Тема

Кол-во ч.

Содержание

1.


Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во

время занятий, соревнования и в спортивном зале.

Шахматы - мои друзья.

1ч.



Беседа о ТБ

Знакомство детей с понятием

«Шахматная игра», с историей

возникновения данного

понятия и шахматной игры в

целом

2.


Шахматная доска.

1ч.

Знакомство детей с новыми

понятием «Шахматнаядос-

ка», белыми и черными по-

лями на шахматной доске, уг-

ловыми и центральными по-

лями, правильным располо-

жение шахматной доски в на-

чале партии, закрепление по-

лученных знаний в динами-

ческих шахматных играх

3.


Горизонталь.

1ч.

Знакомство с шахматной

доской: новое понятие

«горизонталь»,

закрепление полученных

знаний в динамических

шахматных играх.

4.


Вертикаль.

1ч.

Знакомство с шахматной

доской: новое понятие

«вертикаль», закрепление

полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

5.


Диагональ.

1ч.

Повтор понятий

«горизонталь» и

«вертикаль», знакомство с

новым понятием

«диагональ», закрепление полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

6.


Волшебная шахматная доска.

1ч.

Повтор понятий

«горизонталь»,

«вертикаль», «диагональ»

Знакомство с новым

понятием «шахматная

нотация», определение

«адреса» шахматных

полей, закрепление

полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

7.


Ладья.


1ч.


Знакомство обучающихся

с шахматной фигурой

«ладья», местом ладей в

начальной позиции,

способом передвижения

ладьи по доске: ход и

взятие, понятием «ход

фигуры», «невозможный

ход», закрепление

полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

8.


Слон.

1ч.

Повторить ходы и взятие

ладьей, знакомство

обучающихся с новой

шахматной фигурой

«слон», местом слонов в

начальной позиции,

объяснить способы

передвижения слона по

доске: ход и взятие.

Ввести новые понятия

«белопольный» слон,

«чернопольный» слон,

закрепление полученных

знаний в динамических

шахматных играх.

9.


Ферзь

1ч.

Знакомство с шахматной

фигурой «ферзь», местом

ферзя в начальной

позиции, способом

передвижения ферзя по

доске: ход и взятие,

закрепление полученных

знаний в динамических

шахматных играх.

10.


Конь.

1ч.

Знакомство с шахматной

фигурой «конь»,

месторасположением коня

в начальной позиции,

способом передвижения

коня по доске: ход и

взятие, закрепление


.

11.


Пешка.

1ч.

Знакомство с пешкой, место-

расположением пешки в

начальной позиции, спосо-

бом передвижения пешки

по доске: ход и взятие, за-

крепить полученные зна-

ния в динамических шах-

матныхиграх.

12.


Король.

1ч.

Знакомство с шахматной фи-

гурой королем, местораспо-

ложением короля в на-

чальной позиции, спосо-

бом передвижения короля

по доске: ход и взятие, за-

крепить полученные зна-

ния в динамических шах-

матныхиграх.

13.


Шахматные фигуры и начальная позиция.

1ч.

Знакомство расстановкой

шахматных фигур в началь-

ной позиции, местораспо-

ложением короля, ферзя,

ладьи, слона, коня, пешки

в начальной позиции, пра-

вило «ферзь любит свой

цвет», закрепить получен-

ные знания в динамиче-

ских шахматных играх.

14.


Ценность фигур.

1ч.

Знакомство с ценность шах-

матных фигур, сравнительная

сила фигур: короля, ферзя,

ладьи, слона, коня, пешки,

с единицей измерения, за-

крепить полученные зна-

ния в динамических шах-

матных играх, полная но-

тация, закрепить получен-

ные знания в динамиче-

ских шахматных играх.

15.


Шахматная нотация.

1ч.

Знакомство с обозначением

вертикалей, горизонталей,

шахматных полей, шахмат-

ных фигур, закрепить полу-

ченные знания в динами-

ческих шахматных играх.

16.


Шах и защита от шаха.

1ч.

Знакомство с постановкой

шаха всеми фигурами: ферзь,

ладья, слон, конь, пешка,

способы защиты шаха, за-

крепить полученные зна-

ния в динамических шах-

матныхиграх.

17.


Мат.

1ч.

Знакомство с целью шахмат-

ной партии, с постановкой

мата всеми фигурами: ферзь,

ладья, слон, конь, пешка,

закрепить полученные

знания в динамических

шахматных играх.

18.


Пат, ничья.

Знакомство с ничьей, с патом,

с условиями возникновения

пата, закрепить получен-

ные знания в динамиче-

ских шахматных играх.

19.


Рокировка.

1ч.

Знакомство с особым ходом

короля и ладь: с рокировкой,

короткая и длинная рокиров-

ки, с условия при которых

рокировка возможна, закре-

пить полученные знания в

динамических шахматныхиграх.

20.


Взятие на проходе.

1ч.

Знакомство с особым ходом

пешки: взятием на проходе, с

названием вертикалей, за-

крепить полученные зна-

ния в динамических шах-

матныхиграх.

21.


Превращение пешки.

1ч.

Знакомство с превращением

пешки во все фигуры: ферзь,

ладья, слон, конь, пешка, с

понятием проходная пеш-

ка, закрепить полученные

знания в динамических

шахматных играх.

22.


Мат двумя ладьями одинокому королю.

1ч.

Знакомство с техника мато-

вания одинокого короля дву-

мя ладьями, с методом «ле-

сенка», закрепить получен-

ные знания в динамиче-

ских шахматных играх.

23.


Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

1ч.

Знакомство с техника мато-

вания одинокого короля фер-

зем и ладьей, закрепление с

метода «лесенка», закрепить

полученные знания в ди-

намических шахматных

играх.

24.


Мат ферзём и королём одинокому королю.

1ч.

Знакомство с техника мато-

вания одинокого короля фер-

зем и королем, закрепить

полученные знания в ди-

намических шахматных

играх.

25.


Как начинать партию: дебют.

1ч.

Знакомство с общимиприн-

ципы игры в начале шахмат-

ной партии, с центром, с ана-

лизом шахматной партии, за-

крепить полученные зна-

.

26.


Ошибочные ходы в начале партии.

1ч.

Знакомство с ошибочными

ходами в начале партии и их

последствия, «детский мат»,

закрепить полученные

знания в динамических

шахматных играх.

27.


Тактические приёмы.

1ч.

Знакомство с тактическими

приемами: связка и двойной

удар, с понятием материаль-

ное преимущество, закре-

пить полученные знания в

динамических шахматных

играх.


28.


Правила поведения соперников во время игры.

1ч.

Знакомство с правилами по-

ведения шахматиста во время

партии, закрепить получен-

ные знания в динамиче-

ских шахматных играх.

29.


История шахмат.

1ч.

Знакомство с историей воз-

никновения шахмат, закре-

пить полученные знания в

динамических шахматных

играх.

30.


Три стадии шахматной партии.

1ч.

Знакомство с общимиприн-

ципы игры в начале шахмат-

ной партии, в середине шах-

матной партии, в конце шах-

матной партии, закрепить

полученные знания в ди-

намических шахматных

играх.

31.


Шахматный турнир.

1ч.

Игровая практика.

32.


Шахматный турнир.

1ч.

Игровая практика.

33.


Спортивно - шахматный праздник.

1ч.

Решение заданий, игровая

практика






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Шахматы - школе.

Автор: Короткова Татьяна Анатольевна

Дата: 15.12.2018

Номер свидетельства: 490911

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Программа внеурочной деятельности "Шахматная школа" 1-4 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-shakhmatnaia-shkola-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "303159"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457447224"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "внеурочная деятельность рабочая программа шахматы 1 класс"
    ["seo_title"] => string(67) "vnieurochnaia_dieiatiel_nost_rabochaia_proghramma_shakhmaty_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "354013"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477955791"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Программа внеурочной деятельности "Шахматы""
    ["seo_title"] => string(49) "proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_shakhmaty"
    ["file_id"] => string(6) "356643"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478607147"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Программа внеурочной деятельности "Шахматы""
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_shakhmaty_1"
    ["file_id"] => string(6) "356644"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478607149"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Прогоамма по внеурочной работе "Шахматы""
    ["seo_title"] => string(44) "proghoamma_po_vnieurochnoi_rabotie_shakhmaty"
    ["file_id"] => string(6) "472049"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1528031278"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства