Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре» и раскрывает методические основы обучения шахматной игре.
Целью Программы является: равномерное развитие логического и физического
интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное
развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи Программы.
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности,
укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям
шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного от-
дыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.
«Физическая культура. Динамичные шахматы» является модульным курсом,
который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения
шахматной теории и практики в рамках 3-го урока физической культуры и включѐн в
целостный образовательный процесс.
Содержание учебного предмета. Настоящая программа включает два основных раздела:
- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».
- «Спортивно – соревновательная деятельность».
В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры»
представлены история, основные термины и понятия, требования техники
безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на
изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых
шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
- организацию спортивно – шахматных праздников.
Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. №889)
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики
шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально –
физкультурной деятельности, соревновательная деятельность, проведение спортивно – шахматных праздников.
Рабочая программа рассчитана на 33 ч. первый год обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Данная Программа предусматривает достижение определѐнные результатов:
личностных, метепредметных и предметных, личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
программного материала. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень
сформированностиуниверсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной
задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-
дачей и условиями еѐ реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на
развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения
в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла
и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
Планируемые предметные результаты.
К концу первого учебного года обучающиеся должны:
объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять
под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;