Просмотр содержимого документа
«Сенситивные периоды развития ребенка»
Сенситивные периоды развития ребенка
Все хотят видеть успехи своего ребенка, гордиться его достижениями. Но не всегда получается. Почему?
Дети приходит в школу, достигнув 6,5-7 летнего возраста. И родители считают, что наступил момент, когда надо начинать обучение ребенка. Но дошкольный возраст имеет немаловажное значение, это не просто период развития. А наиболее важный период, его упускать нельзя.
В школьной жизни могут возникнуть проблемы, причины которых корнями произрастают из дошкольного возраста. О них я и хотела поговорить….
Что такое сенситивные периоды развития человека - это время качественного скачка в развитии ребенка в одной или нескольких, связанных друг другом областях. Если мы в нужный момент, в подходящий сенситивный период дадим ребенку необходимую информацию, то он усвоит ее в 10-15 раз лучше, чем, если мы ошибемся с периодом. Вот в чем ценность этих периодов.
Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.
Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности:
знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;
предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент.
Эти периоды универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей.
Они индивидуальны по времени возникновения и длительности у конкретного ребенка.
Сенситивный период развития речи (0-6 лет)
Сенситивный период восприятия порядка (0-3 года)
Сенситивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
Сенситивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
Сенситивный период развития движений и действий (1-4 года)
Сенситивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)
Протекание каждого сенситивного периода характеризуется: Началом– начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»; Пиком- сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить; Спадом- более или менее медленным завершением.
Сенситивный период развития речи
Длится в среднем от рождения до шести лет, начинаясь до появления ребенка на свет.
Вывод: до 2.5 лет запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй - образцов хорошего стиля, разных жанров.
В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его «эгоцентрическая» речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или их отсутствие в его мыслях, так как все, о чем он думает, сразу же проговаривается. Постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека можно будет судить лишь косвенным образом. В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Он осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическими обозначениями звуков, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д., могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая рядом друг с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.
Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.
Наконец, в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма – это выражение особым способом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами.
Сенситивный период восприятия порядка
Наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. На его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая среда в возрасте от рождения до 3 лет.
В возрасте 2-2,5 лет он испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, который необходим ему в трех сферах: в окружающей его среде (помещении), во времени, в отношениях со взрослыми*.
Сенситивный период развития движений и действий
Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию.
Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.
Сенситивный период развития социальных навыков
В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т.д.
Вывод: Мы можем учить наших малышей и раньше и позже различным вещам, но есть периоды, в которые это обучение будет иметь максимальную отдачу.
Не упустите время. Оно будет потеряно безвозвратно!