Просмотр содержимого документа
«"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Конспект занятия
по духовно-нравственному воспитанию
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Этическая беседа
Подготовил:
педагог-организатор
Игнатов Д.Г.
.
2022 год
В душе и сердце Ребенка должны быть
поселены светлые образы,
мысли и мечтания – чувство прекрасного,
стремление к самопознанию и саморазвитию;
ответственность за свои мысли;
устремленность к благу; мужество и бесстрашие,
чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,
сознание жизни, смерти и бессмертия…
Шалва Амонашвили
Серьезной проблемой подросткового возраста является отчуждение детей от родителей, отсутствие взаимопонимания между ними. В современном обществе эта проблема обострена в связи с разрушением традиционного уклада семьи, разрывом связей между поколениями. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека. Ведущую роль в становлении личности ребенка играет семья. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт, поэтому одна из задач духовного воспитания - формирование ценности семьи, на основе которой происходит дальнейшее нравственное становление личности. Хорошим помощником в воспитании нравственности у детей является этическая беседа.Этическая беседа — метод привлечения обучающихся к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. Метод особенно актуален для обучающихся 11-16 лет, когда наступает сензитивный период формирования «картины мира».
Цель: Актуализация у обучающихся эмоционального отношения к ценности семьи.
- воспитывать уважение к родителям, к старшему поколению, чувство сопереживания, ответственности за свои слова, поступки;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся, вовлекая их в аналитическую, творческую работу;
- способствовать формированию у обучающихся собственной нравственной оценки прочитанного и услышанного;
- развивать художественный вкус, ассоциативное мышление, умение сравнивать, обобщать, выделять главное, обосновывать свою точку зрения;
- учить обучающихся разбираться в вопросах морали.
Методика построения беседы
Вступительная часть (введение в тему, актуализация знаний, проблемные
вопросы);
Разъяснение смысла понятий, нормы поведения;
Практикование (игровые упражнения, анализ ситуаций, игры);
Обобщение.
Вступительная часть.
(Непродолжительна по времени, главное – вызвать интерес к теме. На этом этапе могут использоваться проблемные вопросы, небольшие стихотворения, пословицы, игровые приемы, конкретные примеры и рассуждения о жизненных ситуациях и др).
Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о том, что является главным в жизни каждого человека. Речь пойдет о семье.
Да, так уж устроено у людей, Хотите вы этого, не хотите ли, Но только родители любят детей Чуть больше, чем дети родителей. И все же – не стоит детей корить, Ведь им не всегда щебетать на ветках. Когда-то им малышей растить, Все предчувствовать и пережить, И побывать и в «стариках» и в «предках».
– Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью. Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной,– покажет время. Сегодня мы поговорим о том, какой должна быть семья, чтобы человек был счастлив.
Разъяснение смысла понятий, нормы поведения.
Педагог: (задает детям вопросы, дети отвечают)
- Скажите, ребята, что такое семья?
- С чего же начинается семья?
- Какой важный вопрос обсуждают молодожены?
- О каком доме можно сказать, что это домашний очаг, что в нем уютно?
Педагог: Семья — это, прежде всего, близкие люди и твои родные. Семья — это такое пространство, где ты можешь быть самим собой. И, конечно, самое главное в семье — это чувство любви, чувство ответственности.
- Скажите, а какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?
(дети отвечают по цепочке – одно – два слова), (примеры: любовь, забота, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, единое целое, мир, покой, тепло, очаг, своя история, дом, род, династия).
Педагог:
Семья - это дом,
Где тепло и уют,
Где любят тебя,
И, конечно же, ждут.
Семья это те,
Без кого мы не можем,
Они нам всех ближе,
Родней и дороже.
Семья - это радость
Улыбок и встреч,
Которые надо
Ценить и беречь
Я думаю, что каждый из вас согласится с тем, что семья - это счастье каждого человека. Как бы много ни было у человека друзей и знакомых, самыми близкими и дорогими для него являются члены его семьи. Пусть это будет семья, где он вырос, то есть, родительская семья, или это его собственная семья, с ее собственными семейными отношениями и традициями — но именно в семье каждый из нас ощущает себя свободным, защищенным от всех проблем. Здесь можно оставаться самим собой, здесь можно снять с себя все маски, прибереженные для окружающих. Ведь только в семье человека смогут понять и простить даже за самые тяжелые грехи! Только здесь могут любить ни за что, просто за то, что ты — есть, что ты — ребенок своих родителей, или родитель своего ребенка. Что ты — любимый муж (жена), брат (сестра), племянник, тетя — или любой другой родственник, связанный близкой или дальней степенью родства. Семья и семейные отношения, дом — эти понятия не зря почитают как святые, и отречься от семьи, порвать семейные отношения — великий грех, простить и понять который очень трудно, почти невозможно. У всех народов мира дом и семья — то главное, ради чего стоит жить, работать, любить.
- Скажите, куда вы возвращаетесь каждый день после школы? (домой). А что же такое дом?
Педагог: Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом, заставленный добром, - ещё не дом.
И даже люстра над столом, - ещё не дом.
И на окне с живым цветком – ещё не дом.
И даже с чайником баском – ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим Теплом.
Практивание (игровые упражнения, анализ ситуаций, игры).
Педагог: Каждый из вас, ребята, должен быть в своем доме хозяином, то ость уметь выполнять посильную для вас домашнюю работу. Я думаю, что вы не лентяи и не белоручки, знаете, как тяжело маме одной выполнять всю работу по дому. Сейчас мы проведем игру-практикум «Ты в доме хозяин».
(Задания детям могут быть следующие:
- рассказать, как приготовить завтрак;
- перечислить, в каком порядке надо делать генеральную уборку в квартире;
- показать, как правильно чистить обувь;
- определить на ощупь, назвать кухонный предмет и объяснить, для чего его использует хозяйка;
- рассказать, как ухаживать за больным человеком;
- показать, как привести в порядок свою одежду и т.п.)
Педагог: А теперь обратимся к народной мудрости. Среди народов бытует огромное число пословиц, касающихся семьи и семейных ценностей. Вдумаемся же в их мудрые суждения. Проведем конкурс «Угадай пословицу».
(Дети зачитывают заготовленные дома пословицы: одна группа инсценирует, а вторая – угадывает пословицу).
Конкурс «Любимые песни семьи» (дети могут напеть хотя бы по куплету любимые песни своей семьи)
Обобщение.
Педагог: Итак, я надеюсь, ребята, сегодня вы поняли, что Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи, ее традиций и ценностей. А сейчас для вас последнее задание – составить «Родословное древо своей семьи».
(Дети рассказывают о своей семье, комментируют изображенное древо).
Ребенок:
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно вчетвером. Малыш для старших как любимец, Родители – во всем мудрей, Любимый папа – друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите и цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой ласковой земле!
Педагог: У меня для вас, дорогие ребята, есть пожелания.
Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.
Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
И помните слова Марины Цветаевой:
«Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».