Сборник игровых упражнений "Успешный старт" предназначен для обучающихся начальной школы.Сборник представляет собой методический комплекс для отработки и формирования навыка читательской компетенции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Проблема формирования навыка чтения у учащихся младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, в настоящее время весьма актуальна, так как чтение играет на обучении огромную роль в образовании, воспитании и развитии личности человека. В Центр поступают дети с общим недоразвитием речи (ОНР), обусловленным дизартрией, алалией, ринолалией. ОНР - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов.
В процессе чтения у учащихся развивается мыслительная деятельность, память, внимание и познание окружающего мира. В процессе коррекционной работы нужно учитывать все принципы, которые служат основой для построения целенаправленной дифференцированной методики устранения нарушений чтения. Для преодоления затруднений при чтении учащимся необходимо применять игровые упражнения как средство формирования этого навыка. Назначением игровой деятельности в процессе обучения является помощь учащимся в овладении грамотой, в расширении их кругозора, развитие физиологических и психических функций человека, страдающих ТНР. В связи с этим, мной разработан сборник игровых упражнений «Успешный старт», составленный на основе книги автора Р. И. Лалаевой "Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 4. Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия".
Данный сборник используется в работе с учащимися 1 – 3 классов, для профилактики нарушений формирования чтения, либо для их коррекции.
При разработке данного сборника были учтены основные механизмы нарушения чтения в зависимости от вида тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Коррекционно-развивающее обучение при формировании навыка чтения у учащихся с ТНР направлено на:
1) развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений;
2) развитие дифференциации звуков речи, развитие функции фонематического анализа;
3) развитие мнестических процессов, закрепление связей между звуком и буквой;
4) развитие понимания читаемого, звуко-слогового синтеза и лексико-грамматического строя речи.
Цель сборника: создание условий для коррекционной работы в формировании навыка чтения у учащихся с ТНР.
Представленный сборник состоит из IV разделов:
В I разделе предлагаются упражнения на формирование зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Во II разделе предлагаются упражнения на формирование дифференциации звуков речи, развитие функции фонематического анализа.
В III разделе предлагаются упражнения на формирование мнестических процессов.
В IV разделе предлагаются упражнения на формирование понимания читаемого, развитие лексико-грамматического строя речи.
В сборнике «Успешный старт» представлены упражнения направленные на развитие навыка чтения у учащихся с ТНР в процессе преподавания учебных дисциплин. Так как именно на уроках создаются необходимые условия, способствующие формированию навыка чтения младших школьников. На занятиях педагог знакомит учащихся с упражнениями, которые направлены на формирование навыка осознанного, правильного чтения. При выполнении игровых упражнений учащиеся анализируют, закрепляют полученный материал.
Раздел I. Формирование зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности: от формирования зрительного анализа и синтеза до упражнений, направленных на пространственное представление (при оптической дислексии).
УПРАЖНЕНИЕ 1. «Игра с цифрами».
Цель: вырабатывать специальное движение глаза, необходимое для чтения.
Оборудование: таблица с цифрами.
Ход упражнения:педагог предлагает посмотреть на таблицу с цифрами. («Таблица Шульте»). Задача учеников назвать и показать все цифры от 1 до 25 в порядке возрастания. Глаза должны сконцентрироваться на середине таблица и смотреть только сверху вниз.
Упражнение 2.«ИГРА - ФОТОГРАФИРОВАНИЕ СЛОВ».
Цель: развитие зрительной памяти, внимания и концентрации.
Оборудование: карточки со словами.
Ход упражнения:Педагог раскладывает перед учеником карточки с написанными словами: лев, мак, слон, тигр. Для запоминания слов даётся 0,5 секунды на каждую букву, итого на запоминание данных четырех слов дается 2 секунды. Задача ученика запомнить и озвучить эти слова в начальной последовательности.
ЛЕВ
МАК
СЛОН
ТИГР
УПРАЖНЕНИЕ 3. «Узнай что нарисовано?».
Цель: развитие у детей зрительного гнозиса.
Оборудование: картинки с контурным изображением.
Ход упражнения:Педагог детям предлагает рисунки с контурным изображением, наложенным друг на друга. Задача учеников назвать все изображения, которые наложены друг на друга. Дети называют 6 предметов: морковь, конверт, яблоко, флажок, чайник, гриб.
УПРАЖНЕНИЕ 4. «ГДЕ НАХОДИТСЯ ПРЕДМЕТ?»
Цель: развитие пространственных представлений предметов.
Оборудование: карандаш, закладка, картинки.
Ход упражнения:Педагог предлагает детям картинки с различным пространственным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом). Затем задает вопросы к ним: «Где ложка, на стакане? Где ложка, в стакане? Где ложка, под стаканом". Задача ученика: показать соответствующую картинку.
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ:
Цель: действием правильно расположить предмет в пространстве.
Ход упражнения: Педагог предлагает ученикам расположить предметы в пространстве в соответствии с заданием: "Положи карандаш в пенал, под пенал, на пенал", "Положи закладку в книгу, на книгу, под книгу".
Ученик должен выполнить действие в соответствии с заданием учителя.
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ:
Цель: закрепление ориентировки в окружающем пространстве.
Оборудование: лист чистой бумаги, карандаш.
Ход упражнения: Педагог предлагает ученикам выполнить «Графический диктант» карандашом нарисовать на чистом листочке точку. Затем нужно нарисовать слева от точки – круг, справа – треугольник, ниже точки – крестик, а выше – квадратик.
УПРАЖНЕНИЕ 5. «УЧИМСЯ СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ»
Цель: формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания.
Оборудование: разноуровневые картинки.
Ход упражнения: педагог раздает детям карточки с картинками, предлагает выполнить задание соответствующей кртинки.
УПРАЖНЕНИЕ 6. «УЧИМСЯ СЛЕДИТЬ ГЛАЗАМИ»
Цель: формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера.
Оборудование: разноуровневые карточки с картинками и заданиями.
Ход упражнения: педагог раздает карточки с картинками для выполнения определенного задания.
УПРАЖНЕНИЕ 7. «ОРИЕНТИРОВКА»
Цель: : формирование представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа”.
Оборудование: разноуровневые каточки с картинками.
Ход упражнения: педагог предлагает детям задания изображенные на картинках и затем просит выполнить соответствующее задание.
УПРАЖНЕНИЕ 8. «УИМСЯ ЗАПОМИНАТЬ И УЗНАВАТЬ» (ВИЗУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЁР)
Цель: подготовить учащихся к выполнению различных видов учебной деятельности.
Оборудование: несколько видов нарезанных цветных полосок.
Ход упражнения: Специальные упражнения по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. Различение наиболее распространенных цветов (черный, коричневый, красный, желтый, синий, зеленый, белый). Обычно для первых упражнений берутся одновременно две – три полоски.
Педагог даёт задание назвать все цвета; назвать все цвета в той последовательности, в какой их дал учитель; распределить полоски так, как на доске; запомнить, как выполнено задание на доске, сделать так же и проверить; выполнить упражнение по словесной инструкции учителя.
2.Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы П, Н,Ш,Т, и т.д.
Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из скольких полосок составлена данная фигура, какого она цвета, размера, как расположены.
3.Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению. Для сравнения берется не более двух сочетаний:
различающихся расположением полосок, сходных по цвету и размеру;
различных по цвету полосок, сходных по их расположению и размеру.
Например:
4.Разложение целого на составные элементы и восстановление целого из отдельных частей. Учащимся предлагаются различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов: стол, стул, елочка и др.
Устанавливается, на что похожа данная фигура, из каких полосок, какого размера и цвета она составлена. После этого фигурка разбивается на полоски и затем опять восстанавливается по следам анализа.
5) Упражнения с геометрическими фигурами.
Интересны упражнения в воспроизведении геометрических фигур в определенной последовательности: в расположении их по горизонтали, по вертикали; в различении комбинаций из этих фигур; в разложении предмета на составные части и восстановлении целого из отдельных частей.
В качестве примеров можно рекомендовать следующее:
Раздел II. Формирование дифференциации звуков речи,развитие функции фонематического анализа.
Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности от выполнения упражнений и заданий, для закрепления дифференциации звуков речи, составления слога и его прочтения до фонематического анализа слова (при фонематической дислексии).
УПРАЖНЕНИЕ 1. «Определить место звука «з» и «ж» в отгадках»
Цель: дифференциация звуков речи.
Ход упражнения:Преподаватель озвучивает загадки для определения места звука «з» и «ж» в отгадках. Ученики вначале говорят отгадку, а потом определяют место звука «з» и «ж» в этом слове – отгадке: Загадки:
«Два конца, два кольца, посредине гвоздик». (Ножницы.) – звук «з» находится в середине слова.
«Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы». (Заяц.) – звук «з» в начале слова.
«Бегут по дорожке доски да ножки». (Лыжи.) – звук «ж» в конце слова.
«Без рук, без топоренка построена избенка». (Гнездо.) – звук «з» в середине слова.
УПРАЖНЕНИЕ 2. «ИГРА В ЛОТО»
Цель: дифференциация звуков «з» и «ж» в словах.
Оборудование: картинки на слова со звуками «з» и «ж» и буквы.
Ход упражнения: Учитель раздаёт учащимся буквы «з» и «ж» и картинки на слова со звуком «з» и «ж» (ёжик, коза, жаба, стрекоза, зайка, жеребёнок). Преподаватель называет слово. Ученик находит соответствующую картинку на карточке, определяет какой звук, слышится в этом слове, и закрывает картинку соответствующей буквой.
УПРАЖНЕНИЕ 3. «CАМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СЛОГООБРАЗОВАНИЕ»
Цель: развитие составления слога без составляющих и его прочтение.
Оборудование: карточки с графической схемой.
Ход упражнения:Педагог раздаёт ученикам карточки. Дети должны образовать слог и записать его самостоятельно. Задание носит формирующий характер и поэтому чтение каждого слога производится сначала самостоятельно, а затем вместе с преподавателем.
УПРАЖНЕНИЕ 4. «ЦЕПОЧКА СЛОВ».
Цель: закрепление функций фонематического анализа.
Ход упражнения:Педагог называет любое одно слово, например, «дом» и предлагает задание: от этого слова, образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом – мак – кот – топор – рот – тарелка – ананас – сапог – горох - хлеб).
УПРАЖНЕНИЕ 5. «ДОБАВЬ СЛОВО НА КАЖДЫЙ ЗВУК»
Цель: формирование фонематического анализа
Ход упражнения: На доске учитель писал через промежуток различные буквы. Ученик подбирал к каждой букве слово, начинающееся с соответствующего звука. Работать можно целым классом. По одному ученики выходили к доске и самостоятельно писали своё придуманное слово, но только в такой последовательности: сначала слова, состоящие из трех букв, затем слова, состоящие из 4-6 букв. Это выглядело так:
УПРАЖНЕНИЕ 6. «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Цель: развитие фонематического анализа.
Оборудование: карточки с зданием.
Ход упражнения: педагог предлагает детям внимательно рассмотреть задание и повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.
Сапоги, шуба, маска, квас.
Собака, кошка, лошадь, лиса.
Шапка, шарф, сарафан, шуба.
Шапка, сапоги, шуба, шорты.
Шкаф, миска, ложка, чашка.
Сосна, ромашка, осина, берёза.
Слива, груша, апельсин, свёкла.
Картошка, капуста, груша, чеснок.
УПРАЖНЕНИЕ 7. «ВЕСЁЛЫЕ СКОРОГОВОРКИ»
Цель: развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход упражнения: педагог раздаёт детям карточки с заданиями (скороговорками) предлагает, повторят скороговорки, постепенно убыстряя темп.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Саша любит сушки, а соня – ватрушки.
Совушка, совушка, большая головушка.
Вымыли мыши миски для мишки.
Саша мал, Саша с мылом уши мыл.
Также предлагается детям скороговорки для каждой буквы.
Ж
У ежа ежата.
У ужа ужата.
Жужжит над жимолостью жук.
Тяжелый на жуке кожух.
Золотистый, как из бронзы,
Жук кружится возле розы
и жужжит: "Жу-жу, жу-жу"
Очень с розами друж-жу!"
Ш
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша!
Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.
Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка.
Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот какие шутки
У нашего Мишутки.
Тише мыши - кот на крыше,
А котята еще выше.
З
За-за-за, за-за-за
Здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы
Мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу
Отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за
Залезает в сад коза.
К нам придет Новый год,
Заведет хоровод.
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.
Две козы и два бизона
Потоптали все газоны.
У Зои своя коза.
Зовут ее Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.
С
Села сойка в уголок,
Съела бублика кусок.
Сосать сосульку - вот беда! -
Нам строго запрещается.
Но почему она тогда
Сосулькой называется?
Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.
Ц
У цапли птенцы
Такие молодцы!
На одной ноге не лень
Стоять им с цаплей
Целый день.
Целый месяц мастерица
Мастерит на тонких спицах
Две цветные рукавицы
Для любимицы-сестрицы.
Ч
Танечка четко
Отбивает чечетку.
Ни у кого чечетка
Не звучит так четко.
У пчелы, у пчелки
Почему нет челки?
Отвечаю почему:
- Челка пчелке ни к чему.
По тонким паутинкам
Четыре паучка
Спешат, надев ботинки
На тонких каблучках.
Щ
В роще и чаще
Ищите почаще
Чернику, щавель
На щи и кисель.
Щегол в гнезде щеглят считал,
Щегол считалку щебетал:
"Щегленок - раз, щегленок - два.
Счастливей в роще нет щегла".
Щетка в ящике лежит,
Щенок к ящику бежит.
Он ищет ее тщательно
И стащит обязательно
УПРАЖНЕНИЕ 8. «НЕЗНАЙКА ЗАБЛУДИЛСЯ»
Цель: закрепление фонематического анализа.
Ход упражнения: Педагог рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки. (лук. жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет педагог).
УПРАЖНЕНИЕ 9 «ПРИДУМАЙ СЛОВО»
Цель: развитие фонематического анализа.
Ход упражнения: педагог предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат, похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).
УПАРЖНЕНИЕ 10. «ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Цель: формирование фонематического анализа.
Ход упражнения: педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:
канава, канава, какао, канава;
утенок, котенок, утенок, утенок;
ком, ком, кот, ком;
минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт;
буфет, букет, буфет, буфет;
дудка, будка, будка, будка и т.д.
“Лишнее слово” (второй вариант). Педагог произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
мак, бак, так, банан;
сом, ком, индюк, дом;
лимон, вагон, кот, бутон;
мак,бак, веник, рак;
совок, гном, венок, каток;
пятка, ватка, лимон, кадка;
ветка, диван, клетка, сетка;
каток, моток, дом, поток и т. д.
УПРАЖНЕНИЕ 11. «ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Цель: закрепление фонематического анализа и извлечение лишнего.
Оборудование: картинки по заданию.
Ход упражнения: педагог предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:
картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;
картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;
картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.
УПРАЖНЕНИЕ 12. «ПОЭТ»
Цель: закрепление фонематического анализа.
Ход упражнения: педагог читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).
От грязнули даже стол Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).
Две сестрички, две лисички Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).
Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).
Говорила мышка мышке:
До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую... (лису, белку).
Опустела мостовая, И уехали... (автобусы, трамваи, такси).
Катя Лену просит дать Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.
УПРАЖНЕНИЕ 13. «РАССТАВЬ ПО МЕСТАМ»
Цель: развитие фонематического анализа.
Ход упражнения: педагог читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.
Я тебе задачу дам — все расставить по местам:
Что скатали мы зимой...? Что построили с тобой...? На крючок в реке попал...? Может все, хоть ростом мал...?
Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.
Я опять задачу дам — все расставить по местам:
Что стащил игривый кот...? Детям мамочка плетет...? С гор спускается, течет? Что за скользкий, ровный лед...?
Слова для выбора: каток, поток, венок, моток
УПРАЖНЕНИЕ 14. «ПОВТОРЯЙ И ЗАПОМИНАЙ»
Цель: развитие памяти и фонематического слуха.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход упражнения: педагог произносит слог чётко и громко, а затем дети повторяют по цепочке.
та – ка – па
ка – на – па
фа – ха – ка
ба – да - га
па – ка – та
га – ба – да
ма – на – ва
ка – ва - ха
по – бо
пу –бу
са - за
па – ба – па
пу – бу –пу
пы – бы – пы
ва – фа – ва
са – за - са
ка - га
фа – ва
шу – жу
та – да – та
да – та – да
ка – га – ка
фа – ва – фа
зу – су - су
ма – мя
ва – вя
та – тя
па – пя
по – пю
му – мю
ву - вю
мо – мё
во – вё
то – тё
по –пё
пы – пи
ту - тю
вы - ви
УПРАЖНЕНИЕ 15. «ТЕЛЕФОН»
Цель: закрепление фонематического слуха.
Ход упражнения: дети сидят в ряд друг за другом. Учитель называет слог или серию слогов (например: ее, су—су—со, па—па—са и т. д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.
УПРАЖНЕНИЕ 16. «КАКОЙ ЗВУК ЛИШНИЙ»
Цель: закрепление фонематического слуха.
Ход упражнения: педагог называет детям звуки а, у и просит запомнить их. Затем педагог называет ряд звуков, включающий наряду с вышеуказанными и другие гласные: э, ы, и, о. Детям предлагается поднимать флажок только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию. Аналогично игра проводится с согласными звуками (далекими и близкими по акустическим характеристикам).
УПРАЖНЕНИЕ 17. «РАЗЛИЧАЙ И ПОВТОРЯЙ»
Цель: дифференциация шипящих звуков, развитие фонематического слуха.
Ход упражнения: педагог предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком.
Например:
“Повторяй за мной только звук с” — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.
“Повторяй за мной только слоги со звуком с” — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.
“Повторяй за мной только слова со звуком с” — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.
\
УПРАЖНЕНИЕ 18. «ОЗОРНЫЕ ЗВУКИ»
Цель: закрепление фонематического слуха.
Ход упражнения:педагог читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
Русская красавица.
Своей козою (косою) славится.
На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
Закричал охотник: “Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!”
Я рубашку сшила шишке (мишке),
Я сошью ему штанишки.
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая пушки (сушки).
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
Белокрылые хозяйки,
Над волной летают сайки (чайки).
Раздел III. Формирование связей между звуком и буквой.
Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности: от узнавания буквы к пониманию и сознательному анализу соответствующего звука и далее – к упражнениям на сознательное определение места звука в слове, которые служат, в конечном счете, формированию мнестических процессов, закрепление связей между звуком и буквой (при мнестической дислексии).
УПРАЖНЕНИЕ 1. «СВЕТОФОР».
Цель: научить правильно, определять места звука в слове
Оборудование: кружки красного, жёлтого, зелёного цвета.
Ход упражнения: педагог предлагает учащимся кружки красного, желтого и зелёного цвета. Учителем произносятся слова с заданным звуком [л’]. Задача детей услышать заданный звук и поднять нужный кружок (красный, жёлтый или зелёный). Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине – жёлтый, в конце слова – зелёный. Озвучивается слово «лиса» звук [л’] слышится в начале слова, ученики поднимают красный кружок, слово «полюс» - жёлтый кружок, слово «метель» - зелёный кружок.
УПРАЖНЕНИЕ 2. «ПОЙМАЙ ЗВУК»
Цель: Формирование правильного выделения звука на фоне слова.
Ход упражнения: при выполнении упражнения дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове услышат звук [с]. Учитель говорит детям предлагаемые слова: «сова», «зонт», «лиса», «лес», «коза», «слон», «слон», «жук», «коса», «ёжик», «нос», «стакан».
УПРАЖНЕНИЕ 3. «КАКОЙ ЗВУК УБЕЖАЛ?»
Цель: развитие звукобуквенного анализа.
Ход упражнения:Педагог пишет на доске слово, например, «лампа», а рядом образованное слово без одного звука (Лампа – лапа). Ученикам задаётся вопрос: «Какой звук убежал?». Убежал звук [м]. Далее учитель продолжает писать слова: речка – река (звук «ч»), гроза – роза, (звук «г»), крот – рот (звук «к»), смех – мех (звук «с»), огород – город (звук «о»). Учащиеся слушают учителя и называют звук, который потерялся. На начальных этапах работы делается опора на проговаривание.
УПРАЖЕНИЕ 4. «УГАДАЙ ЗВУК»
Цель: Формирование правильного выделения звука на фоне слога.
Ход упражнения: преподаватель произносит слоги с одинаковым звуком [к] слоги: ка, ко, ку, сы, ки, затем со звуком [р] слоги: ра, ри, ру, ро, рю, ре. Дети должны услышать в этих слогах одинаковый звук и назвать его. Какой одинаковый звук слышите в слогах? (Дети называют звук [к] и звук [р]).
УПРАЖНЕНИЕ 5. «ЛОВИМ ЗВУК»
Цель: научится правильно определять место звука в слове.
Ход упражнения: педагог начинает зачитывать сказку, далее педагог начинает произносить слова со звуком М и без него. Сначала медленно, затем все быстрее. Сначала коротенькие слова, затем длинные. А закончить игру можно любым стишком: педагог читает стих, а учащиеся «ловят» звук «м».(хлопая в ладоши).
«Жил был звук "м" (начинать лучше с простых звуков, йотированные – "е", "ю", "я", "е" – пока пусть не участвуют в игре, так же как "й", мягкий и твердый знаки). И был очень непослушный: сбежал из Азбуки и пошел гулять по белу свету. А как же жить без "м"? Ведь не будет ни молока, ни мороженого, и даже мама может исчезнуть. Будем его ловить. Как только услышишь звук "м" в слове – сейчас же хлопай в ладоши».
На следующем занятие можно придумать новую сказку, про другой звук.
УПРАЖНЕНИЕ 6. «БУСЫ ИЗ СЛОВ»
Цель: выработка навыка умения слышать и вычленять звуки, увеличение словарного запаса.
Ход упражнения: педагог говорит слово, дети придумывают свои, начинающееся на последнюю букву вашего: арбуз – заяц – цапля – яблоко...
УПРАЖНЕНИЕ 7. «ПАРАВОЗИК»
Цель: научить ребенка читать по две буквы сразу.
Оборудование: картонный паровозик, вырезанные из картона буквы.
Ход упражнения: педагог раздаёт детям вырезанные из картона буквы и картонный паровозик с вагончиком, к которым приклеены кармашки для букв. Паровозик и вагончики соединяются между собой при помощи скрепки. Располагают в столбик гласные буквы: А, О, У, Ы, И.
В карманчик вставляют согласную букву, которую дети знают (например, мамину буковку М), и пусть она едет к станции – гласной букве А! А у станции паровозик дает сигнал, и гласная буква садится на поезд. Получается слог МА. Ребенок тянет согласный звук, когда ведет паровозик, а у станции дает сигнал (произносит гласный звук), затем повторяет слог целиком: М – – – – – – – (А) - МА! Также можно использовать другие буквы.
УПРАЖНЕНИЕ 8. «ПУТШЕСТВИЕ СЛОВ»
Цель: научить ребенка читать по две буквы сразу
Оборудование: картонный паровозик, карточки со слогами.
Ход упражнения: чтобы из слога у вас получилось слово, усовершенствуйте уже пригодившийся вам паровозик – приделайте к нему еще один вагончик с кармашком. На карточках напишите уже не буквы, а слоги. Дальше игра повторяется, но в гости друг к другу ездят не буквы, а слоги (подружившиеся буквы). Паровозик, подобрав на станции одну парочку, едет за другой. И вот чудо: в результате на поезде поедет целое слово: МА-МА, СО-НЯ, РА-MA. Не забывайте просить ребёнка прочесть слово целиком.
УПРАЖНЕНИЕ 9. «ПУТАНИЦА»
Цель: выработка навыка умения слышать и вычленять звуки, увеличение словарного запаса.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход упражнения: педагог пишет несколько слов с переставленными слогами
например:
«камай» (майка),
«кашап» (шапка),
«микдо» (домик).
Ребёнку нужно прочитать «перепутанные» слова, догадаться, как они должны звучать на самом деле, а затем прочесть их правильно (конечно, после того, как вы их правильно напишете).
УПРАЖНЕНИЕ 10. «ВСТАВЬ БУКВУ»
Цель: тренировка навыка чтенияи развитие внимания.
Ход упражнения: педагог рассказывает ребенку о том, что в некоторых словах могут прятаться другие коротенькие словечки.
Например, в слове «кобра» прячутся слова «кора» и «бра», а в слове «кочки» скрываются «очки».
А сколько маленьких слов прячется в слове «электричество»? Посоревнуйтесь с малышом, кто найдет больше.
УПРАЖНЕНИЕ 11. «ЦЕПОЧКИ СЛОВ»
Цель:выработкаправильности навыка чтения.
Оборудование: карточки с цепочками слов.
Ход упражнения: педагог предлагает детям прочитать «цепочки слов»
которые представлены у каждого на карточке. Например: ЛИ-СА-МА-КИ-НО СИ-ЛА. Когда ребенок читает такую цепочку, ему не приходится каждый раз начинать с прочтения первого слога, так как этот слог был только что прочитан. Таким образом читать становится легче, а значит, интереснее.
УПРАЖНЕНИЕ 12. «ПОДБЕРИ СЛОВО»
Цель: выработка навыка умения вычленять звуки, увеличение словарного запаса.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход упражнения: педагог просит детейнарисовать или найти картинки к словам из трех букв (ЛУК, ДОМ, ДЫМ, КОТ, КИТ, РОТ, ЛЕС, МОХ, МАК и т. п.). Под каждой картинкой напишите слово, которое обозначает предмет, изображенный на картинке. Но вместо гласной буквы оставьте пустое место (то есть, под картинкой, на которой изображен дом, у вас будет подпись Д – М). Предложите ребенку вставить пропущенную букву в слово (лучше использовать буквы из вырезанной азбуки, так как, если ребенок впишет букву, второй раз вы не сможете использовать эту карточку, а такая необходимость может возникнуть).
УПРАЖНЕНИЕ 13. «СОСТАВЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»
Цель: формирование слоговой структуры и словарного запаса.
Оборудование: карточки со словами.
Ход упражнения: педагогпишет на карточках слова в разных грамматических формах. Предложите ребенку подобрать подходящие слова и положить их рядом.
УПРАЖНЕНИЕ 14. «СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ»
Цель: формирование орфографической зоркости и внимательности.
Оборудование: карточка с квадратом.
Ход упражнения: педагог раздаёт детям пример квадрата, в котором учащийся должен найти имена сказочных героев.
УПРАЖНЕНИЕ 15. «УСПЕШНЫЙ СТАРТ»
Цель: развитие словаря и фонематической зоркости.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход упражнения: педагогпредлагает ребенку «вернуть» «маленькие словечки» на место. Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается, какое слово пропущено, и вписывает его.
УПРАЖЕНИЕ 16. «ПОДБЕРИ ОКОНЧАНИЕ»
Цель: формирование слоговой структуры.
Оборудование: карточки с словосочетаниями.
Ход упражнения: педагог пишет словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного или глагола в прошедшем времени и существительного, окончания прилагательных и глаголов на отдельных карточках, ребенок должен разложить окончания на места.
УПРАЖНЕНИЕ 17. «РАЗРЕЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цель: выработка сознательного анализа.
Оборудование: карточки с заданиями и сюжетные картинки.
Ход упражнения: педагог пишет предложения на карточках и разрезает их на слова. Дети читают слова, и составляет из них осмысленное предложение. Можно добавлять лишние слова, не подходящие по смыслу или форме слова, например:
Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки по содержанию предложения, это поможет малышу быстрее догадаться, как составить слова.
Раздел IV. Формирование понимания читаемого, лексико-грамматического строя речи.
Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности: выполнение упражнений от развития грамматического строя до понимания читаемого (при семантической дислексии).
УПРАЖЕНИЕ 1. «ИГРА - ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: развитие грамматических навыков.
Оборудование: карточки с не законченными предложениями.
Ход упражнения: Педагог раздает карточки детям и дает задание: «Попробуй угадать конец фразы». Ученик должен дописать все не законченные предложения и озвучить их самостоятельно. Предлагаемые предложения: Дети ели ка…. На столе лежат бумага и кра.... В лесу растут гри.. . В саду растут цве… . Зимой бывает хо… .
УПРАЖНЕНИЕ 2 «ИГРА - СЛОВА ПУТАНИЦЫ»
Цель: развитие грамматических навыков.
Ход упражнения: Педагог пишет на доске предложения и проговаривает их для детей, чтобы они сумели понять не верную последовательность предложений.
Дымок, идет, трубы, из.
Любит, медвежонок, мед.
Стоят, вазе, цветы, в.
Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Далее учитель говорит детям: «Слова в предложениях перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?». Ученики должны озвучить правильные предложения.
Из трубы идёт дымок.
Медвежонок любит мед.
В вазе стоят цветы.
Белка прячет орехи в дупло.
УПРАЖНЕНИЕ 3. «ЧТЕНИЕ НАОБОРОТ»
Цель: развитие навыка чтения (перцептивной и речедвигательных систем).
Ход упражнения: Педагог предлагает текст ученику, и он должен прочитать подчеркнутые слова наоборот. К примеру, «Выпал пушистый снег». Читается так: Выпал йытсишуп снег. Летом светит яркое солнце. (Летом светит еокря солнце.)
У ребенка формируется установка на то, что обычное чтение – это сравнительно несложное, вполне посильное для него дело. И читая, таким образом, слова очень часто получается смешной смысл предложения. Дети с интересом приступают к следующему упражнению, ожидая чего-то необычного.
УПРАЖНЕНИЕ 4. «НАЙДИ КАРТИНКУ»
Цель: развитие понимание читаемого.
Оборудование: картинки с рисунками.
Ход упражнения: Преподаватель давал ученикам задание: прочитать текст и найти подходящую картинку. Картинки висели на доске, карточки с написанным текстом – розданы на руки ученикам). После прочтения текста ученик выходил к доске и выбирал соответствующую картинку.
Название картинки
Текст к картинке
Картинка «Бабушка в кресле со спицами»
Бабушка сидит в кресле. Она вяжет шарф для своей внучки. Вот будет рада внучка подарку от бабушки.
Картинка «Девочка с кошкой»
У Тани дома живет кошка Мурка. Она с Таней любит играть. Таня весело проводит время со своим любимым животным.
Картинка «Велосипедист»
Вова любит спорт. Катается он на велосипеде с детства. Вова готовится к олимпийским соревнованиям.
УПРАЖНЕНИЕ 5.«НАЗОВИ СЛОВО СЛИТНО»
Цель:понимание прочитанных слов
Ход упражнения: Преподаватель озвучивает слова по слогам с паузой: (ба-буш-ка; по-то-лок; са-дов-ник; са-мо-лёт; ма-ши-на; те-ре-мок). Длительность пауз учитель постоянно увеличивает. Ученик, прослушав слоги, называет слово слитно.
УПРАЖНЕНИЕ 6. «СОСТАВЬ ИЗ СЛОГОВ СЛОВО»
На доске учитель пишет слоги, данные в беспорядке (ка, лас, точ; по-ги-са; бе-ме-бель). Вызванный к доске ученик пишет на доске правильные слова (ласточка, сапоги, мебель).
УПРАЖНЕНИЕ 7.«НАЗОВИ СЛИТНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель:понимание прочитанных предложений и текста
Ход упражнения: Преподаватель по слогам произносит целое предложение. (Се-год-ня хо-ро-ша-я по-го-да. В са-ду рас-цве-ли кра-си-вы-е ро-маш-ки.) Ученик прослушав, проговаривает вслух предложение слитно. «Сегодня хорошая погода. В саду расцвели красивые ромашки»
УПРАЖНЕНИЕ 8. «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Учитель называет вслух слова, ученики по очереди называют слова с противоположным значением (слова антонимы):
сладкий - горький
быстрый - медленный
горячий - холодный
старый - молодой
больной - здоровый
добрый - злой
острый - тупой
умный - глупый
толстый - тонкий
мокрый – сухой
УПРАЖНЕНИЕ 9. «ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО»
Преподаватель называет вслух несколько предметов. «А как можно ещё назвать эти все предметы одним словом?» - говорит учитель. Ученик находит обобщающее слово к названию конкретных предметов.
Исследование уровня сформированности навыка чтения
у учащихся 3 «А» класса ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр»
До использования игровых упражнений
ПРИЛОЖЕНИЕ
Критерии выявления уровня сформированности навыка чтения
у учащихся 3 «А» класса
ПРИЛОЖЕНИЕ
Исследование уровня сформированности навыка чтения
у учащихся 3 «А» класса ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр»
После использования игровых упражнений
Школьники достаточно рано начинают проявлять интерес к буквам, и многие родители, не ожидая момента поступления ребенка в школу, начинают знакомить его с буквами, учить читать. Но обучение ребенка чтению начинается не с букв, так как это самая большая абстракция для его сознания. Если он будет знать весь алфавит, это не приведет его к чтению. Звучащее слово, умение слышать и выделять звуки в словах — вот важнейший этап на пути ребенка к чтению. Наигравшись со звуками, научившись их слышать и выделять в словах, ребенок сумеет постичь секреты слухового слогообразования.
Почему нужно ученика учить читать? Да потому что чтение - развивает мыслительную деятельность, память, внимание, а так же в процессе чтения происходит познание окружающего мира. Чтение является сложным психическим процессом, и, прежде всего процессом смыслового восприятия письменной речи, ее понимания.
Нарушение чтения (дислексия) является особенно распространенной в начальной школе и оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие. Дело в том, что речевой центр у большинства людей находится в левом полушарии мозга, а вот за пространственное мышление и зрительные образы отвечает правое полушарие. У людей, страдающих дислексией, одно полушарие «не успевает» за работой другого. Мозг людей с дислексией организован не так, как мозг обычных людей. Когда «дети-дислексики» произносят слова, задняя область их мозга (особенно угловая извилина) менее активна, в то время как передняя часть – более. Многие люди с дислексией медленно «перерабатывают» звуки, а иногда и зрительные стимулы. У них бывают проблемы с равновесием, моторными навыками, координацией и способностью оценивать время. По мнению специалистов при сканирование мозга показало, что мозжечок людей с дислексией во время обучения активизирован только на 10% по сравнению со здоровыми.
Дислексия представляет собой специфическую трудность в обучении чтению. Иногда ее называют слепотой на слова. Детям с дислексией трудно отождествлять звуки с их графическими символами. Они плохо воспринимают речь на слух и перерабатывают аудиоинформацию более медленно, чем другие ученики, несмотря на то, что хорошо понимают прочитанное. «Дети-дислексики» часто догадываются о значении неизвестных им слов по контексту. Наиболее часто дислексия выражается и в орфографических ошибках. Например, ученик с такими нарушениями может запросто пропустить в слове букву, переставить местами слоги. Кроме того, достаточно ярко выражена дислексия и при чтении, когда вместо одного слова человеку «видится» совсем другое. Например, вместо слова «депрессия» - «дирекция» и т.п. Некоторые дислексики медленно читают. Происходит это вовсе не потому, что их в свое время не научили быстрому чтению, а потому, что когда правое полушарие уже «увидело» буквы, слова, левое еще не «сообразило», что эти слова значат, поэтому, приходиться перечитывать по несколько слов или даже строчек. Чтение нельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление. Нет никаких доказательств, что дети «перерастают» проблемы с чтением. Однако большинству дислекиков полезны игровые упражнения, обучающие соотносить звуки и буквы. Надо сказать, что дислексики не научатся быстро читать, но с педагогической помощью их навыки чтения улучшатся. Люди с дислексией часто обладают высокими способностями в других областях – таких как изобразительное искусство, пространственное мышление или решение абстрактных задач. Таким образом, можем сделать вывод, что таким детям вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Тренировки могут быть самыми различными: или игровые упражнения или дидактические игры или разработанные методики, помогающие детям с дислексией. При правильно подобранных индивидуальных тренировках ученик имеет все шансы исправиться. Р.Дейвис считает дислексию уникальным даром. Но следует отметить, что у этих людей нет никаких отклонений. А дислексия – это милая особенность, которая, между прочим, была присуща многим гениальным людям. Например, дислексией страдали: Альберт Эйнштейн, Агата Кристи, Ханс Кристиан Андерсен, Леонардо да Винчи. Люди с дислексией могут проявить недюжинные способности в области физики, математики, живописи, музыки. Из ребёнка-дислексика может получиться отличный изобретатель или даже писатель. Потому что такие люди обладают развитой фантазией, интуицией и проницательностью. Около 40% успешных бизнесменов относятся к числу дислексиков. А все потому, что эти люди очень нестандартно подходят к решению проблем. Они видят те пути, которых не дано увидеть другим. Конечно, никто не даст гарантии, что из ученика-дислексика вырастет гений, но в том, что у него есть столько же шансов, что и у его сверстников добиться успеха, если не больше, чем у них, сомневаться не стоит. Главное, помочь ученику освоиться и научить использовать его уникальные способности себе во благо.