kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Самооценка ребёнка и школьная отметка" (лекция для родителей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самооценка отражает знание человека о себе и его отноше­ние к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В осно­ве позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Самооценка ребёнка и школьная отметка" (лекция для родителей)»



«САМООЦЕНКА РЕБЁНКА И ШКОЛЬНАЯ ОТМЕТКА»

(Лекция для родителей учеников 2-го класса)



Учитель. Обратим сначала внимание на особенности самооценки второклассников.

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьни­ками. Период адаптации ребенка к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник доста­точно хорошо представляет себе, что ждет его в школе. Ожида­ния второклассников во многом зависят от того, насколько ус­пешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у ме­ня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу». Сходные надежды и опасения присутствуют и у ро­дителей второклассников.

Самооценка отражает знание человека о себе и его отноше­ние к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В осно­ве позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.

Младший школьный возраст является узловым в становле­нии самооценки. Она становится более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем бо­лее целостной. Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения. В школе ребенок выступает объек­том перманентных социально-нормированных оценок, что по­буждает его к активному поиску путей соответствия этим оцен­кам. Эта ситуация «поворачивает» ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные по­ступки. Все это способствует становлению у ребенка внутрен­ней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания.

Самооценка второклассников в учебной деятельности суще­ственно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Дети счита­ют себя «хорошими», «умными» и положительно оценивают свои школьные успехи уже только потому, что они очень стара­лись, хотели сделать правильно.

Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».

Снижение самооценки у второклассников связано с повы­шением критичности школьников к себе, их возрастающей спо­собностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании ре­зультатов своего труда еще достаточно ограничены, они еще только учатся этому сложному умению. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки. Осложняющим фактором является и то, что критерии, по которым оцениваются результаты учения, для детей недостаточно ясны и во многом неопределенны.

В этой связи требует обсуждения проблема школьных оценок и отметок и отношения к ним детей и родителей.

Оценка нетождественна отметке. Оценка - это процесс оце­нивания; отметка - результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.

Процесс оценивания должен быть представлен в форме раз­вернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает усилия и старания школьника и только затем как вывод из сказанного называет заслуженную отметку.

Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь «объявлением» отметки, не давая развернутых коммента­риев к ней. И поэтому содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой ос­тается скрытой для маленького школьника. Он не всегда пони­мает, почему вчера получил пятерку, а сегодня - тройку.

Родители также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем.

Выходит, что учителя и родители достаточно успешно взаи­модействуют друг с другом посредством отметок, используя их в качестве обратной связи, а вот потребности и интересы школьника при этом не учитываются.

Однако без помощи взрослых ребенок не в силах верно вы­делить критерии оценивания своей работы, В результате отмет­ка лишается своего содержания, приобретает для детей само­довлеющее значение, превращается в школьного идола, о кото­ром писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол - отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходитель­ный, для другого - жесткий, безжалостный, неумолимый. Поче­му это так, почему он одному покровительствует, а другого ти­ранит - детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий - для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или - на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости, от отметок. Дети зачастую улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не все­гда пятерки получаю».

Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок и проанализировал переживания школьников при получении ими разных отметок. Их названия говорят сами за себя: «торжествующая пятерка», «обнадеживающая четверка», «равнодушная тройка», «угне­тающая двойка», «уничтожающая единица».

Рассмотрим так называемую «торжественную пятёр­ку». Это торжество, чувство собственной полноценности, укре­пление уверенной позиции в глазах одноклассников и учителя.

Радость для родителей и родственников. Чувство уважения со стороны взрослых. Появляется уверенная позиция и в семье, расширяются его права. Как видим, происходит сложное, мно­гослойное положительное воздействие. Возникает желание ис­пытать его повторно, и за короткий срок оно становится потреб­ностью. А возникшая потребность. начинает стимулировать и усилия, которые необходимы для того, чтобы заработать пя­тёрку. Постепенно работа с полной отдачей становится чертой личности школьника.

«Обнадёживающая четвёрка». Переживания школь­ника очень зависят от того, действительно ли эта четвёрка обна­дёживающая, то есть является достижением ученика и заявкой на дальнейшие успехи. Если да, то последствия этой отметки такие же, как при «5». Но если эта'«4» следует за пятёркой, то это воспринимается как снижение результата. Школьник ис­пытывает чувство ущемленного самолюбия, родители тоже ино­гда прибегают к умеренным санкциям: приостанавливают ис­полнение данных ранее обещаний, лишают некоторых удоволь­ствий. Задеваются те же самые глубокие социально-психоло­гические слои, но уже с отрицательным знаком,

«Равнодушная тройка». Здесь нет переживания успе­ха. Нет и отрицательных переживаний. Эмоциональный фон нейтрален. Возникает безразличное отношение к учебе. Появля­ется ли при этом чувство полноценности или неполноценности - зависит от уровня притязаний школьника. Что хуже, сказать трудно. При низком уровне притязаний сохраняется чувство полноценности, но вряд ли сформируется потребность хорошо учиться. При высоком уровне притязаний появляется чувство неполноценности, оно может привести к поискам признания где-то на стороне (у' подростков это прямой путь к уличным компаниям) либо к агрессивности. Позиция в классе тоже впол­не определенная: ребята сближаются с подобными себе, с теми, у кого такое же отношение к учёбе. Позиция в семье в основном нейтральная: говорить об учёбе там не принято, родители и дети взаимно этого избегают - радости такой разговор все равно ни­кому не принесет, а отсутствие «2» позволяет спокойно укло­ниться от обсуждения школьных дел. Хвалить или ругать не за что. С течением времени это перерастает в привычку, а за­тем и в потребность заниматься учёбой настолько, чтобы обес­печить себе спокойное существование. Конечно, это о тех, для которых «3» стала стабильной отметкой.

Не будем говорить о двойке. Последствия не требуют ком­ментариев.

Родители должны помнить, что, связывая своё отношение к ребенку с его отметками (особенно если эти отметки не соот­ветствуют их ожиданиям), они затрудняют формирование адек­ватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию ин­тереса к учению.

В учении важна не столько отметка, сколько реальные зна­ния и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, по­требность в получении новых знаний. К тому же следует учиты­вать, что успешность ребенка в учении определяется множест­вом факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способ­ность оказать ему реальную помощь в учебе.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Самооценка ребёнка и школьная отметка" (лекция для родителей)

Автор: Напалкова Елена Владимировна

Дата: 18.10.2021

Номер свидетельства: 588813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Оценивание результатов обучения в балльной системе. Помощь и контроль за выполнением домашнего задания."2 класс 1 полугодие"
    ["seo_title"] => string(80) "otsienivaniie_riezul_tatov_obuchieniia_v_ball_noi_sistiemie_pomoshch_i_kontrol_z"
    ["file_id"] => string(6) "387944"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1486293696"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства