С раннего возраста, а если быть точнее, с 5 лет, занимаюсь в детском фольклорном ансамбле «Красно Солнышко», в Центре внешкольной работы «Мозаика» образованном в 2008 году. Руководитель ансамбля Гилева Елена Владимировна. Пять лет выступаем на сцене районного Дома культуры, нас приглашают на все торжественные мероприятия. Выезжаем с концертной программой в сельские дома культуры нашего района. Выезжаем с номерами на фестивали, участвуем в конкурсах народного творчества. Домой привозим различные благодарности, грамоты, сертификаты, дипломы. В 2009 году выезжали в Краснодарский край, с. Лазоревское на фестиваль «Культура объединяет народы», на черном море. Год назад выступали на сцене Дома культуры показывая большой концерт. Это было здорово, как настоящие артисты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Русский национальный костюм Пермского края»»
«Русский национальный костюм Пермского края»
Автор: Елизавета Михалева
4 «б» класс «ИСОШ № 1» п. Ильинский
Руководитель: Фалина Галина Михайловна
Учитель первой квалификационной категории
1. Введение
С раннего возраста, а если быть точнее, с 5 лет, занимаюсь в детском фольклорном ансамбле «Красно Солнышко», в Центре внешкольной работы «Мозаика» образованном в 2008 году. Руководитель ансамбля Гилева Елена Владимировна. Пять лет выступаем на сцене районного Дома культуры, нас приглашают на все торжественные мероприятия. Выезжаем с концертной программой в сельские дома культуры нашего района. Выезжаем с номерами на фестивали, участвуем в конкурсах народного творчества. Домой привозим различные благодарности, грамоты, сертификаты, дипломы. В 2009 году выезжали в Краснодарский край, с. Лазоревское на фестиваль «Культура объединяет народы», на черном море. Год назад выступали на сцене Дома культуры показывая большой концерт. Это было здорово, как настоящие артисты.
Для выступлений нам шьют различные костюмы. Самые первые сарафаны кроила и частично отшивала моя мама. Эти костюмы выполнены в стиле русского народного костюма, как говорят стилизованные костюмы. Когда была маленькая, мама шила костюмы в народном стиле для Филатовского Дома культуры. Любила наблюдать за ней, и мне было интересно, как она их придумывает? Мне стало интересно, а есть ли в Пермском крае свой традиционный народный костюм? Захотелось подробно изучить традиционный костюм Пермского края.
Начала изучать различные источники литературы. Узнала что, на нашей Пермской земле в дружбе и согласии проживает много народностей – удмурты, коми-пермяки, татары, башкиры и люди других национальностей. Русский народный костюм – это часть нашей истории. Историю должен каждый, потому что у каждой истории есть свои традиции, культурные и духовные ценности.
Цель исследования: Русский национальный костюм Пермского края.
Задачи моей работы можно увидеть на экране.
1. Национальный костюм Пермского края
Традиционная русская одежда разнообразна. Это важная часть культуры народа, которую надо знать, любить, уважать и сохранять.
Материалом для одежды служили ткани домашнего производства: льняные, сукно из овечьей шерсти.
Помимо ткани для изготовления одежды использовали кожу, овчину, меха.
2. Женский костюм
Традиционный женский костюм русского населения Прикамья состоял из рубахи и сарафана.
Дополнял женский костюм передник, который надевали на сарафан. Будничные (повседневные) передники шили из холста, пестряди; выходные(праздничные) - из ситца, шелка, часто украшали вышивкой.
3. Мужской костюм
Мужской костюм составлял рубахи туникообразного покроя из холста, и штаны порты из полосатой штанной пестряди Рубаху носили навыпуск, подпоясывая поясом, получившим разные названия — пояс, тельник, опояска
Штаны носили только мужчины, в старину мальчики не носили штанов до 15 лет, а нередко и до самой свадьбы. Также носили летники, кафтаны (современные плащи) и понитки, гуни, азямы (современные пальто). В зимнее время носили шубы — борчатки, шубы с расклешенным подолом — татарки, троеклинки. Зимняя дорожная одежда — зипуны, тулупы — обычно имела прямоспинный крой, была большей длины и имела высокий стоячий воротник.
4. Головные уборы
Женские головные уборы это платок, шапка, чепец и девичий венец. Замужние женщины поверх небольших головных уборов, которые прятали их волосы, обязательно носили платок или шаль.
Девичий головной убор отличался от женского тем, что девушкам не нужно было закрывать волосы, они не прятали косу, непокрытые волосы считались показателем "чистоты" девушки. Девушки носили повязку с лентами на затылке, венец или почелок, бедные девушки носили перевязку из пестряди, а более богатые - шелковую украшенную вышивкой или бисером.
Головные уборы зимой были разнообразными по форме. Основным материалом являлся мех (чаще овчина), по форме они были в виде конуса, цилиндра или полушария. Валяные шапки назывались шляпами, или конниками. К полукруглым головным уборам относится и треух - меховая шапка с наушниками.
5. Обувь
Все виды обуви носили как мужчины, так и женщины.
Для изготовления обуви в качестве материала использовались шкуры животных, дубленая кожа, реже мех, древесная кора, пеньковая веревка. Носили поршни, коты.
Кожаную обувь с высокими голенищами - сапоги (чеботы).
К специальной женской обуви относятся башмачки – черевички.
Летом носили лапти, В среднем одна пара лаптей изнашивалась за три - четыре дня.
Валяная обувь появилась у русских в конце XVII - начале XVIII в. Из шерсти катали коты, валенки, чуни.
6. Украшение костюма
Цвет одежды – это знак - символ будничной, праздничной и траурной одежды. Белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль, чёрный считался символом земли, покоя, отрешенности и траура. Красный - символом огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием.
Женские рубахи украшались скромно: вышивка крестом или тамбуром украшала рукава и воротник. Вышивка служила оберегом, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.
Важной деталью костюма были пояса. Праздничные пояса делали ярких цветов, будничные - более скромной расцветки, концы украшали бахромой, кистями, помпонами.
Многие знаки-символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на видные места предметов быта и построек, по краям и швам одежды.
На рубахах вышивали традиционные образы народного творчества – коней, птиц, деревья. Птица несла радость, свет, добро; конь воплощал силу небесного светила; дерево символизировало вечно живую природу. Искусство вышивки, ее символика сохраняются в произведениях народных мастериц и в наши дни.
7. Выводы.
Изучив литературу о русском костюме населения Пермского края, можно сделать вывод, что мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы только деталями, некоторыми элементами покроя, размером.
По результатам анкетирования я узнала, что большинство ребят,70% от общего числа, не знакомы с русским народным костюмом Пермского края. Поэтому я подготовила выступление на классном часе, а затем мы ходили в районный дом культуры, костюмерную, в краеведческий музей.
По моим наблюдениям многие участники фольклорных коллективов нашего района (Филатовский ДК, Васильевский ДК, Ильинский ДК) выступают в национальных костюмах, или стилизованных костюмах (приближенных к оригиналу) демонстрируя нам красоту национального костюма.
Русский народный костюм Прикамья, его вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас настроением праздничности и веселья.
Изучая материал, я обнаружила журнал Куклы в народных костюмах «Повседневный костюм Пермской губернии» и к нему куклу именно в таком костюме. Слайд демонстрация куклы.
Так как я уже говорила, у моей мамы есть хобби шить костюмы, она мне тоже сшила костюм.