kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ролевые игры на уроках иностранного языка в начальных классах как одно из условий повышения качества образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от проссеца  познания, доказывая, что образование - не всегданудное занятие.Более того - это путь к осмыслениюрассматриваемых проблем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ролевые игры на уроках иностранного языка в начальных классах как одно из условий повышения качества образования»












Доклад

«Ролевые игры на уроках иностранного языка

в начальных классах как одно из условий

повышения качества образования».











Доценко Людмила Николаевна

Учитель английского языка

в начальных классах

МКОУ СОШ №1 с. Дивное











2021

«Ролевые игры на уроках иностранного языка».

Качественно новые взаимоотношения России со странами мирового сообщества, новые политические и социально-экономические реалии создали благоприятные возможности для изучения иностранных языков и наполнили обучение этому предмету новым содержанием. Одной из основных целей стала подготовка школьников к жизни и деятельности в демократическом мультинациональном, мультикультурном обществе.

Овладение иностранным языком как средством общения предполагает развитие у обучаемых коммуникативной компетенции, основу которой составляют коммуникативные умения, сформированные на базе языков знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний.

Обязательный минимум содержания образования по иностранным языкам определяет сферы и тематику общения и языковые знания, на которые должны ориентироваться учителя, авторы и родители.

Цель каждого учителя - заинтересовать детей своим предметом, вызвать желание овладеть им. Как правило, к иностранному языку относятся как к очень трудному предмету, не поддающемуся обучению в условиях школы. Такое положение можно изменить, если создать у учащихся положительную мотивацию к обучению иностранному языку. А для этого надо сочетать в своей работе урочную и внеурочную деятельность. Недостаточно вызвать первоначальный интерес к изучению иностранного языка, нужно его постоянно поддерживать и расширять. Одним из распространенных средств развития интереса к предмету, особенно на начальном этапе, является игра. Потребность учащихся в изучении предмета зависит и от того, какую технологию в обучении использует учитель, т.е как он учит.

Как известно, успех в обучении иностранным языкам в значительной мере определяется правильной организацией учебного процесса, умением учителя обеспечить активную деятельность учеников на уроке. Вовлечение школьников в активную речевую деятельность на уроке путем использования современных средств и различных организационных форм работы на уроке может служить важным средством повышения мотивации в обучении иностранному языку.

Мой многолетний опыт работы в школе подтверждает, что одним из эффективных приемов обучения английскому языку, а также важным элементом урока является обучающая игра или игровое упражнение, поскольку в игре наиболее полно и порой с неожиданной стороны проявляются способности ребенка, с ее помощью легко преодолевается психологический барьер в общении на иностранном языке.

Она является одним из сильных мотивов в овладении учащимися иностранным языком. Для детей игра- это путь к познанию в дополнении к скучным и однообразным приемам. Играя, ученики без особых усилий, с удовольствием включаются в процесс обучения, забывая, что идет урок.

Использование на уроке игровых приемов, соревнования не только оживляет урок, но и выполняет обучающие, контролирующие функции. В процессе игры языковой материал закрепляется в увлекательной для детей форме. Игры развивают наблюдательность у ребят, оживляют урок. Повышают интерес к изучению иностранного языка.

Игра- это наиболее интересная и приемлемая форма работы с детьми. Все виды игр: дидактические, подвижные, творческие и ролевые т.п., оказывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых умений¸ навыков, повышает работоспособность детей, они учатся с радостью и увлечением.

Игра- это мощный стимул к овладению языком, она ведет за собой развитие. Повышает интерес к предмету, способствует более прочному усвоению изучаемого материала, а также является необходимой психологической разгрузкой. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра- это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Очень часто на урока я провожу ролевые игры. К ролевой игре методика преподавания иностранных языков идет уже давно. Упражнения типа « читайте по ролям, инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, так как всем ясно, что в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно более глубокое восприятие языкового материала.

Однако в драматизации присутствуют лишь некоторые возможности ролевой игры. В настоящее время идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории, которая получила название « теория ролей», разработанной социологами и социопсихологами. Сторонники этой теории считают, что связь личности с окружающей средой проявляется в том, что личность исполняет несколько социальных ролей: например - роль родителя, вне семьи - роль учителя, врача и т.д. Эти роли в обществе определяют речевое/ неречевое поведение человека. От человека в роли родителя ожидают, что он будет принимать участие в воспитании детей, от него же в роли врача - что он будет заботиться о здоровье пациентов и т.д.

Понятие социальной роли является, таким образом, элементом общественных отношений: окружающая среда выступает по отношению к человеку как первичная социализация. В ней он усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке. Естественные социальные роли в учебных условиях сводятся к двум: учитель- ученик. Поэтому при использовании ролевой игры как средства обучения мы будем говорить о « вторичной социализации», имитирующей первую в ее самых существенных чертах.

Социальные роли в рамках вторичной социализации носят неизбежно

искусственный, условный характер (представь, что врач, продавец, репортер и т.д.). Мера условности может быть различной: перевоплощение в реальных людей, в литературных персонажей, героев сказок и т.д. Иногда ролевая игра носит характер уподобления, и т.д. разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды (врач и пациент), а иногда она может быть более театрализованной: с конфликтом, кульминацией и развязкой. Но элемент условности присущ всем видам ролевой игры.

Ролевая игра- это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра- это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Она обладает большими обучающими возможностями.

  1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения.

  2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.

  3. Ролевая игра предполагает усилие личностной сопричастности ко всему происходящему.

  4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала.

  5. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства.

  6. Ролевая игра имеет образовательное значение.

Ролевая игра- это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра- это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению.

Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволяет учащимся, сосредоточится на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой. Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся. Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли.

Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей мере соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и своеобразие их темперамента. На начальном этапе ролевого общения целесообразно дать учащимся роли, наиболее полно соответствующие их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно начинать лишь тогда, когда учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе. Важную роль при распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого ученика на лидерские позиции ходе организации игры. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра). Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в коллективе. Такие ребята должны получать роли положительных личностей, имеющих влияние и популярность по сюжету игры. Работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и внеклассную, учебную и воспитательную работу.

Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Нужно выбрать наиболее подходящие игры для своего класса в зависимости от опыта учащихся.

1.Для неуверенных в себе учеников можно использовать «разогревающие» упражнения пантомимического характера для того, чтобы ученики могли почувствовать себя свободней в кругу своих сверстников. Это могут быть упражнения типа:

  • представьте, что вы гуляете по очень глубокому снегу;

  • покажите классу, как вы попытаетесь поднять тяжелые гири;

  • покажите, как бы вы почистили зубы утром без зубной щетки.

2. Можно предложить задания в форме шарад с использованием пантомимы, мимики:

  • покажите, что вы чувствуете, когда… вы видите большую собаку, бегущую к вам;

  • вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего учебника.

По завершении упражнений учитель может попросить учащихся подготовить небольшой рассказ, отражающий их чувства и реакцию в подобных ситуациях.

3.Можно усложнить ситуации, которые помогут развить спонтанность и выразительность в поведении. Учитель дает инструкции поэтапно, по мере развития действия. Ученик должен их выполнять без остановки. Например: вы вешаете картину на стену. Вам нравится картина, вы нашли хорошее место, куда ее повесить, довольны тем, как она украсит комнату. Вы берете молоток и гвозди и начинаете заколачивать гвоздь в стену. Вы поранили свой палец.

После « разогревающих» упражнений можно перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.

Например: твой друг пригласил тебя кататься на коньках, но мама говорит, что ты должен остаться дома. Ты не хочешь обидеть друга. Мама стоит рядом. Далее можно приступить к ситуациям с альтернативным решениями для двух и более человек, поднимающие различные жизненные проблемы.

По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы.

Что касается видов ролевых игр, то их можно условно разделить на две основные группы: контролируемая ролевая игра и свободная ролевая игра. Контролируемая ролевая игра является более простым видом и может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого этикета и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога, опираясь на базовый диалог и написанные на доске опоры. Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов и ответов, диалог этот и может быть короче или длиннее базового. Кроме того, по мере необходимости учитель может давать инструкции по ходу ролевой игры.

Вторым видом контролируемой ролевой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом учитель может предложить одному из учащихся сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим ученикам - взять у него интервью. Причем ученики – репортеры могут задавать не только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие, их интересующие, а ученик, исполняющий роль персонажа, может проявить свою фантазию при ответах на эти вопросы.

Как и в первом случае. Учитель может давать инструкции и помогать учащимся по ходу ролевой игры.

Что касается свободной ролевой игры, то при ее проведении сами учащиеся должны решать, какую лексику им использовать и как будет развиваться действие. Учитель называет тему ролевой игры, а затем просить учащихся составить различные ситуации, затрагивающие разные аспекты темы. Учитель может разделить класс на группы, предложить каждой группе выбрать ситуацию и дать время на подготовку. При этом, если потребуется, он помогает учащимся распределить роли, обсудить, что может быть сказано по выбранной ситуации, или оказать какую-либо другую помощь.

Большую помощь в работе мне оказывает компьютер. На своих уроках я использую диски «Английский язык» - начальный уровень, средний уровень, «Английский язык для малышей», «БНП «Английский язык». С помощью диска «Большая энциклопедия наглядных пособий: Английский язык – основная школа» с учениками мы создаем презентации для своих уроков, проводим интерактивные игры, фонетические зарядки, речевые упражнения.11сл.

Итак, ролевая игра является очень перспективной формой обучения. Так как она:

  • способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке

  • - усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся;

  • дает возможность использовать имеющие знания, опыт навыки общения в разных ситуациях.

Поэтому использование ролевых игр на уроках:

  • повышает эффективность учебного процесса;

  • помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.



Заключение

Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса – явление не новое. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условиям формирования личности.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия. В то же время игра повышает интерес учеников к английскому языку, позволяет получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между мной и моими учениками, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть ученикам свои личностные качества, лучшие стороны своего характера, она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность.

Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. Более того, это путь к осмыслению рассматриваемой проблемы.
























10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Доценко Людмила Николаевна

Дата: 30.07.2021

Номер свидетельства: 584930

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад на тему:  «Об организации обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации содержания образования»"
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnatiemuoborghanizatsiiobuchieniiainostrannomuiazykunanachalnometapievusloviiakhmodiernizatsiisodierzhaniiaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "300253"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456680257"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методическая разработка : «Использование современных педагогических технологий  на уроках английского языка»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaispolzovaniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiinaurokakhanghliiskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "314184"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459625144"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Проект. Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка "
    ["seo_title"] => string(107) "proiekt-primienieniie-eliemientov-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokie-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "223526"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437806655"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Досугово-образовательная программа лагеря с дневным пребыванием"
    ["seo_title"] => string(66) "dosughovoobrazovatielnaiaproghrammalaghieriasdnievnympriebyvaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "307901"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458474473"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства