Просмотр содержимого документа
«Роль внеурочной деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий»
Роль внеурочной деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника являются совокупностью качественно различных универсальных учебных действий, находящихся между собой в сложных и динамических отношениях и объединенных общей целью деятельности.
Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. К познавательным УУД относятся: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем, которые в свою очередь состоят из частных умений.
Логические - анализ с целью выделения признаков; - синтез как составление целого из частей; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - построение логической цепи рассуждений; - подведение под понятие; - установление причинно-следственных связей; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование;
Действия постановки и решения проблем - формулирование проблемы; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Процесс формирования универсальных учебных действий отличается системностью и последовательностью действий, направленных на усвоение отдельных операций. На примере отдельных логических универсальных действий мы продемонстрируем систему работы, используемую педагогами гимназии на практике.
Анализ – это умение выделять в предметах признаки. Это универсальное действие формируется в следующей последовательности: - сначала обучающиеся учатся выделять 2-3 свойства, - затем множество свойств, - после этого учатся находить общие и отличительные признаки предметов, - далее - существенные и несущественные свойства, - в заключении обучающиеся учатся различать общие и существенные свойства.
Система работы по формированию данного умения с 1 по 4 класс выглядит так [7]: 1 класс – проводить анализ учебного материала по вопросам учителя или опорным словам; 2 класс – выполнять анализ учебного материала, опираясь на существенные и несущественные признаки; 3 класс – анализировать с помощью учителя, выделяя существенные признаки предметов; 4 класс – самостоятельно выполнять анализ объектов с целью выделения их существенных признаков.
Синтез – это умение соединять или объединять из частей целое, восполнять недостающие компоненты. В качестве инструмента для синтезирования сложной или большой по объему информации, многие учителя на обобщающем урокеиспользуют «синквейн». Этоизвестный и полезный прием, развивающий умение находить в информации наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Структура синквейна: 1 строка – 1 существительное, 2 строка – 2 прилагательных, 3 строка – 3 глагола, 4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме (понятию, объекту) 5 строка – 1 слово (синоним, который повторяет суть темы). Форма работы с представленным инструментом - индивидуальная, парная. Система работы по формированию данного умения в нашей гимназии с 1 по 4 класс заключается в следующем.[7]: 1 класс – действовать по вопросам учителя, составляя из предложенных учителем частей целое (например: буквы, рисунок); 2 класс – выбирать только нужные объекты для создания целого; 3класс – составлять целое из предложенных учителем частей, самостоятельно достраивая объект; 4класс – самостоятельно составлять целое из частей, восполняя недостающие компоненты.
Сравнение – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять) предметов, понятий, явлений. Алгоритм сравнения состоит из следующих компонентов: 1.Определение сопоставимых объектов. 2. Выделение признаков объектов. 3. Установление общих и существенных признаков предметов. 4. Определение критериев сравнения (основание). 5. Сопоставление объектов по данному основанию (определение общих черт объектов; определение отличительных черт объектов). Сравнение бывает последовательным и параллельным. Последовательное сравнение – это сравнение, при котором сначала описываются признаки первого предмета, а затем второго предмета, но обязательно в сравнении с признаками первого. Параллельное сравнение – это такое сравнение, при котором одновременно сравниваются два предмета с указанием их общих и отличительных признаков. Под классификацией понимают распределение объектов какого-либо понятия на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам. Сериация – способность составления серий из предметов по выделенному свойству. Логическая операция сериации состоит из: - выделения отличительных свойств предметов, - определения содержания выделенных свойств, - составление серии из предметов путем их подбора с учетом выделенных свойств. Система работы по формированию данных умений (сравнение, классификация, сериация) в нашей гимназии с 1 по 4 класс выглядит таким образом.[7]: 1 класс – осуществлять сравнение объектов по указанным учителем критериям; 2 класс – выполнять классификацию объектов по записанным первым объектам, самостоятельно определяя основание для продолжения классификации; 3 класс – классифицировать данные объекты по самостоятельно выбранному критерию; 4 класс – выполнять указанные логические операции, самостоятельно подбирая объекты.
Поэтому для развития этих умений необходимо подбирать задания разных типов и уровней сложности:
- воспроизведение и применение знаний в знакомой ситуации - это задания ниже базового уровня;
- применение знаний в измененной ситуации – задания базового уровня;
- применение знаний в новой ситуации – это задания повышенного уровня - предполагает, что обучающиеся используют приобретенные знания в практической деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют и интегрируют знания, решают практические и творческие задачи.
Тип задания ниже базового уровня - распознавать по описанию или изображению типичные объекты или их части, процессы, явления базового уровня - сравнивать, - описывать, - классифицировать объекты, процессы и явления повышенного уровня -устанавливать причинно-следственные связи, - формулировать и аргументировать выводы, - применять знания для объяснения явлений
Для формирования логических УУД целесообразны следующие виды заданий: «на что похоже?», поиск «лишнего», «найди отличия» (можно задать их количество), «сравни», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», незаконченные предложения, «хитроумные решения», «синквейн». Многие из них знакомы и действенны. Очень важно разбирать с детьми технологию выполнения заданий – в чём и заключается процесс формирования УУД.
Сформированные логические действия определяют характер логического мышления школьника. Именно в младшем школьном возрасте наглядно-образное мышление, имевшее в дошкольном возрасте основное значение, трансформируется в словесно-логическое, понятийное. Поэтому так важно уделять внимание становлению логического мышления в этом возрасте.
В результате работы по формированию логических УУД выпускник начальной школы научится.[7]: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К общеучебным УУД относятся знаково-символические действия. Основными из знаково-символических действий являются моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель) и преобразование самой модели с целью выявления общих законов. Использование разнообразных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что является существенным показателем понимания обучаемыми учебной задачи. К знаково-символическим действиям относятся: - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); - преобразование моделис целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; Для успешного обучения в начальной школенеобходимы следующие компоненты моделирования: - декодирование/считывание информации; - кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов); - умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач; - умение строить схемы, модели, диаграммы. Чтобы формирование знаково-символических действий было результативно, нужно соблюдать этапность: 1 этап - знакомство с условными знаками (цифра, буква, символ, рисунок, схема, таблица, диаграмма). 2 этап - считывание информации с модели. 3 этап - дополнение информации в модели. 4 этап - заполнение информацией модели. 5 этап - построение модели Приведем примеры заданий, используемые педагогами гимназии для формирования у обучающихся умения моделировать. Учителем на уроке русского языка предлагается обучающимся в 3 классе заполнить таблицу. Анализ информации, представленной в виде таблицы, позволяет детям понять и сформулировать задание, дополнить её материалом и дать ответ.
По окончанию начальной школы выпускник по знаково-символическим действиям научится [7]: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы, рисунки, таблицы для решения задач. Одним из важных компонентов общеучебных действий является смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Ученик должен понимать, зачем он читает. На этапе знакомства с текстом учитель сообщает обучаемым цель чтения. Например: читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понимание смысла одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Смысловое чтение - это - осмысление целичтении и выбор вида чтения в зависимости от цели; - извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; - определение основной и второстепенной информации; - понимание явной и скрытой информации; - самостоятельная интерпретация; - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Формируя смысловое чтение, учитель ориентируется на модель «идеального читателя», который: - формулирует тему текста; -работает с заголовками: выбирает наиболее точный из предложенных, озаглавливает текст, прогнозирует содержание по заголовку; - выявляет в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознаёт потребность в выяснении их смысла; -отвечает на вопросы по содержанию словами текста; -выделяет опорные слова; -определяет мотивы поведения героев; - находит главную мысль, сформулированную в тексте, или выбирает из ряда пословиц ту, которая наиболее точно выражает главную мысль; - осознаёт авторское и собственное отношение к персонажам; - выявляет смысловой и эмоциональный подтекст. «Идеальный читатель» задает себе вопросы по ходу чтения, задумывается о дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом. Такое чтение похоже на беседу, диалог с текстом. Одним из приёмов по формированию смыслового чтения является антиципация или прогнозирование содержания по: заголовку, началу или окончанию текста.
В итоге работы по формированию смыслового чтения выпускник начальных классов научится[7]: - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; - делить тексты на смысловые части, составлять план текста; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; - воспринимать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из сообщений разных видов и жанров.
Также одним из важнейших познавательных универсальных действий является умение решать проблемы и задачи. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, то есть формулировать проблему, и как он ее будет решать, то есть создавать собственные способы решения. В действия постановки и решения проблемы входят: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо пройти следующие этапы: 1 этап - умение находить проблему; 2 этап - понимание важности умения самому ставить и формулировать проблему; 3 этап - сознательное формулирование проблемы. Постановку проблемы можно использовать на этапе актуализации и на этапе закрепления. Действие постановки и решения проблемы выступает как цель и как средство обучения. Данное учебное действие является одним из показателей уровня интеллектуального развития учащихся, открывает пути для овладения новым знанием Проблемные ситуации делятся на 4 типа[4] Типы проблемных ситуаций I тип II тип III тип IV тип учащийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос. столкновение учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования В соответствии с типом проблемной ситуации педагог может построить работу следующими способами: 1) учитель сам ставит и решает проблему; 2) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения; 3) учащиеся ставят и решают проблему с помощью учителя; 4) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но, как правило, под его руководством). Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемные ситуации необходимо создавать с учетом реальных противоречий, значимых для учащихся. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям.
В результате формирования действия постановки и решения проблем у обучаемых появятся не только знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. В итоге работы по формированию действия постановки и решения проблем выпускник начальных классов научится способам решения проблем творческого и поискового характера.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. В процессе изучения учебных предметов, каждый из которых обладает педагогическим потенциалом, происходит формирование определенных познавательных универсальных учебных действий школьника.
Познавательные УУД, которые формируют умственные операции:
- умение сравнивать разнообразные объекты: выделение из множества одного или нескольких объектов, которые имеют общие свойства; сопоставление характеристик объектов по одному или нескольким признакам; выявление сходств и различий объектов;
- способность выделения общего и частного (существенного и несущественного), целого и части, общего и различного в изучаемых объектах;
- навыки классификации объектов (объединение в группы по определенным существенным признакам);
- умение приводить примеры для доказательства правильности и существенности выдвигаемых положений;
- навыки установления причинно-следственных связей и зависимостей между объектами;
- способность выполнения учебных задач, не имеющих однозначного решения.
Познавательные УУД, направленные на формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности:
- умение высказывать собственные предположения и обсуждать проблемные вопросы; 19
- навыки составления плана простого эксперимента;
- способность выбора единственного решения из нескольких предложенных вариантов, уметь кратко обосновывать выбор;
- умение выявлять известное и неизвестное при выполнении решения задач;
- навыки преобразования моделей в соответствии с их содержанием учебного материала и поставленных учебных целей;
- способность моделирования различных взаимоотношений между объектами окружающего мира, с учетом их специфики;
- умение исследовать собственно выводимые нестандартные способы решения задач;