kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль внеурочной деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль внеурочной деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль внеурочной деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий»

Роль внеурочной деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий.



Познавательные универсальные учебные действия  младшего школьника являются совокупностью качественно различных универсальных учебных действий, находящихся между собой  в сложных и динамических отношениях и объединенных общей целью деятельности.

Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. К познавательным УУД относятся: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем, которые в свою очередь состоят из частных умений.

Логические   - анализ с целью выделения признаков; - синтез как составление целого из частей; - выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - построение логической цепи рассуждений; - подведение под понятие; - установление причинно-следственных связей; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование;

Действия постановки и решения проблем   - формулирование проблемы; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  

Процесс формирования универсальных учебных действий отличается системностью и последовательностью действий, направленных на усвоение отдельных операций. На примере отдельных логических универсальных действий мы продемонстрируем систему работы, используемую педагогами гимназии на практике.  

Анализ – это умение выделять в предметах признаки. Это универсальное действие формируется в следующей последовательности: - сначала обучающиеся учатся выделять 2-3 свойства, - затем множество свойств, - после этого учатся находить общие и отличительные признаки предметов, - далее - существенные и несущественные свойства, - в заключении обучающиеся учатся различать общие и существенные свойства.

Система работы по формированию данного умения с 1 по 4 класс выглядит так [7]: 1 класс – проводить анализ учебного материала по вопросам учителя или опорным словам; 2 класс – выполнять анализ учебного материала, опираясь на существенные и несущественные признаки; 3 класс – анализировать с помощью учителя, выделяя существенные признаки предметов; 4 класс – самостоятельно выполнять анализ объектов с целью выделения их существенных признаков.  

Синтез – это умение соединять или объединять из частей целое, восполнять недостающие компоненты. В качестве инструмента для синтезирования сложной или большой по объему информации, многие учителя  на  обобщающем урокеиспользуют «синквейн». Этоизвестный и полезный прием, развивающий умение находить в информации наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Структура синквейна: 1 строка – 1 существительное,  2 строка – 2 прилагательных,  3 строка – 3 глагола,  4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме (понятию, объекту) 5 строка – 1 слово (синоним, который повторяет суть темы). Форма работы с представленным инструментом -  индивидуальная, парная. Система работы по формированию данного умения в нашей гимназии с 1 по 4 класс заключается в следующем.[7]: 1 класс – действовать по вопросам учителя, составляя из предложенных учителем частей целое (например: буквы, рисунок); 2 класс – выбирать только нужные объекты для создания целого; 3класс – составлять целое из предложенных учителем частей, самостоятельно достраивая объект; 4класс – самостоятельно составлять целое из частей, восполняя недостающие компоненты.  

Сравнение – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять) предметов, понятий, явлений. Алгоритм сравнения состоит из следующих компонентов: 1.Определение сопоставимых объектов. 2. Выделение признаков объектов. 3. Установление общих и существенных признаков предметов. 4. Определение критериев сравнения (основание). 5. Сопоставление объектов по данному основанию (определение общих черт объектов; определение отличительных черт объектов). Сравнение бывает последовательным и параллельным. Последовательное сравнение – это сравнение, при котором сначала описываются признаки первого предмета, а затем второго предмета, но обязательно в сравнении с признаками первого. Параллельное сравнение – это такое сравнение, при котором одновременно сравниваются два предмета с указанием их общих и отличительных признаков.   Под классификацией понимают распределение объектов какого-либо понятия на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам. Сериация – способность составления серий из предметов по выделенному свойству. Логическая операция сериации состоит из: - выделения отличительных свойств предметов, - определения содержания выделенных свойств, - составление серии из предметов путем их подбора с учетом выделенных свойств. Система работы по формированию данных умений (сравнение,   классификация,    сериация) в нашей гимназии с 1 по 4 класс выглядит таким образом.[7]: 1 класс – осуществлять сравнение объектов по указанным учителем критериям; 2 класс – выполнять классификацию объектов по записанным первым объектам, самостоятельно определяя основание для продолжения классификации; 3 класс – классифицировать данные объекты по самостоятельно выбранному критерию; 4 класс – выполнять указанные логические операции, самостоятельно подбирая объекты.  

Поэтому для развития этих умений необходимо подбирать задания разных типов и уровней сложности:

- воспроизведение и применение знаний в знакомой ситуации  - это задания ниже базового уровня;

- применение знаний в измененной ситуации – задания базового уровня;

- применение знаний в новой ситуации – это задания повышенного уровня - предполагает, что обучающиеся используют приобретенные знания в практической деятельности, устанавливают причинно-следственные связи,  систематизируют и интегрируют знания, решают практические и творческие задачи. 

Тип задания ниже базового уровня - распознавать по описанию или изображению типичные объекты или их части, процессы, явления   базового уровня - сравнивать, - описывать, - классифицировать объекты, процессы и явления повышенного  уровня   -устанавливать причинно-следственные связи, - формулировать и аргументировать выводы, - применять знания для объяснения явлений  

Для    формирования    логических    УУД  целесообразны    следующие    виды    заданий: «на что похоже?», поиск «лишнего», «найди отличия» (можно задать их количество), «сравни», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», незаконченные предложения, «хитроумные решения», «синквейн».  Многие из них знакомы и действенны. Очень важно разбирать с детьми технологию выполнения заданий – в чём и заключается процесс формирования УУД.

Сформированные логические действия определяют характер логического мышления школьника. Именно в младшем школьном возрасте наглядно-образное мышление, имевшее в дошкольном возрасте основное значение, трансформируется в словесно-логическое, понятийное. Поэтому так важно уделять внимание становлению логического мышления в этом возрасте.

В результате работы по формированию логических УУД выпускник начальной школы научится.[7]: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.             

К общеучебным УУД относятся знаково-символические действия. Основными из знаково-символических действий являются моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель) и преобразование самой модели с целью выявления общих законов. Использование разнообразных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения  содержания от формы, что  является существенным  показателем  понимания обучаемыми учебной  задачи. К знаково-символическим    действиям относятся: - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные  характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); - преобразование моделис целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; Для успешного обучения в начальной школенеобходимы следующие компоненты моделирования: - декодирование/считывание информации; - кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов); - умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач; - умение строить схемы, модели, диаграммы. Чтобы формирование знаково-символических действий было результативно, нужно соблюдать этапность:       1 этап - знакомство с условными знаками (цифра, буква, символ, рисунок, схема, таблица, диаграмма).       2 этап -  считывание информации с модели.       3 этап -  дополнение информации в модели.       4 этап -  заполнение информацией модели.       5 этап -  построение модели Приведем примеры заданий, используемые педагогами гимназии для формирования у обучающихся умения моделировать.  Учителем на уроке русского языка предлагается обучающимся в 3 классе заполнить таблицу. Анализ информации, представленной в виде таблицы, позволяет детям понять и сформулировать задание, дополнить её материалом  и дать ответ.

По окончанию начальной школы выпускник по знаково-символическим действиям научится [7]: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы, рисунки, таблицы для решения задач. Одним из важных  компонентов общеучебных  действий является смысловое  чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Ученик должен понимать, зачем он читает. На этапе знакомства с текстом учитель сообщает обучаемым цель чтения. Например: читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним  словосочетание. Понимание смысла одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Смысловое  чтение - это - осмысление целичтении и выбор вида чтения в зависимости от цели; - извлечение необходимой информации из  текстов различных жанров; - определение основной и второстепенной информации; - понимание явной и скрытой информации; - самостоятельная интерпретация; - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Формируя смысловое чтение, учитель ориентируется на модель «идеального читателя», который: - формулирует тему текста; -работает с заголовками: выбирает наиболее точный из предложенных, озаглавливает текст, прогнозирует содержание по заголовку; - выявляет в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознаёт потребность  в выяснении их смысла; -отвечает на вопросы по содержанию словами текста; -выделяет опорные слова; -определяет мотивы поведения героев; - находит главную мысль, сформулированную в тексте, или выбирает из ряда пословиц ту, которая  наиболее точно выражает главную мысль; - осознаёт авторское и собственное отношение к персонажам; - выявляет смысловой и эмоциональный подтекст. «Идеальный читатель» задает себе вопросы по ходу чтения, задумывается о дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом. Такое чтение похоже на беседу, диалог  с текстом. Одним из приёмов по формированию смыслового чтения является антиципация или прогнозирование содержания по: заголовку, началу или окончанию текста.

В итоге работы по формированию смыслового чтения выпускник начальных классов научится[7]: - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; - делить тексты на смысловые части, составлять план текста; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; - воспринимать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из сообщений разных видов и жанров.

Также одним из важнейших познавательных универсальных действий является  умение решать проблемы и задачи. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, то есть  формулировать проблему, и как он ее будет решать, то есть  создавать собственные способы решения. В действия постановки и решения проблемы входят: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо пройти следующие  этапы: 1 этап -  умение  находить проблему; 2 этап - понимание  важности умения самому ставить и формулировать проблему; 3 этап -  сознательное  формулирование проблемы. Постановку проблемы можно использовать на этапе актуализации и на этапе закрепления. Действие постановки и решения проблемы выступает как цель и как средство обучения. Данное учебное действие является одним из показателей уровня интеллектуального развития учащихся, открывает пути для овладения новым знанием Проблемные ситуации делятся на 4 типа[4]  Типы     проблемных    ситуаций I тип   II тип   III тип   IV тип учащийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.   столкновение учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях   имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа   имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования В соответствии с типом проблемной ситуации педагог может построить работу следующими способами: 1) учитель сам ставит и решает проблему; 2) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения; 3) учащиеся ставят и решают проблему с помощью учителя; 4) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но, как правило, под его руководством). Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемные ситуации необходимо создавать с учетом реальных противоречий, значимых для учащихся. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям.

В результате формирования действия постановки и решения проблем у обучаемых появятся не только знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. В итоге работы по формированию действия постановки и решения проблем выпускник начальных классов научится способам решения проблем творческого и поискового характера.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. В процессе изучения учебных  предметов, каждый из которых обладает педагогическим потенциалом, происходит формирование определенных познавательных универсальных учебных действий школьника. 



Познавательные УУД, которые формируют умственные операции:

- умение сравнивать разнообразные объекты: выделение из множества одного или нескольких объектов, которые имеют общие свойства; сопоставление характеристик объектов по одному или нескольким признакам; выявление сходств и различий объектов;

- способность выделения общего и частного (существенного и несущественного), целого и части, общего и различного в изучаемых объектах;

- навыки классификации объектов (объединение в группы по определенным существенным признакам);

- умение приводить примеры для доказательства правильности и существенности выдвигаемых положений;

- навыки установления причинно-следственных связей и зависимостей между объектами;

- способность выполнения учебных задач, не имеющих однозначного решения.

Познавательные УУД, направленные на формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности:

- умение высказывать собственные предположения и обсуждать проблемные вопросы; 19

- навыки составления плана простого эксперимента;

- способность выбора единственного решения из нескольких предложенных вариантов, уметь кратко обосновывать выбор;

- умение выявлять известное и неизвестное при выполнении решения задач;

- навыки преобразования моделей в соответствии с их содержанием учебного материала и поставленных учебных целей;

- способность моделирования различных взаимоотношений между объектами окружающего мира, с учетом их специфики;

- умение исследовать собственно выводимые нестандартные способы решения задач;

- навыки преобразования объектов: импровизация, изменения, творческие переделки.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

-         "найди отличия" (можно задать их количество);

-         "на что похоже?";

-         поиск лишнего;

-         "лабиринты";

-         упорядочивание;

-         "цепочки";

-         хитроумные решения;

-         составление схем-опор;

-         работа с разного вида таблицами;

-         составление и распознавание диаграмм;

-         работа со словарями;




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кологреева Ирина Валентиновна

Дата: 31.01.2024

Номер свидетельства: 645007

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Презентация "Роль внеурочной деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_rol_vneurochnoi_deiatelnosti_v_formirovanii_poznavatelnykh_univers"
    ["file_id"] => string(6) "645008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1706733105"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Роль внеурочной деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий"
    ["seo_title"] => string(80) "rol_vneurochnoi_deiatelnosti_v_formirovanii_poznavatelnykh_universalnykh_ucheb_1"
    ["file_id"] => string(6) "647754"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1711138685"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ."
    ["seo_title"] => string(108) "rol-zaniatii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-dostizhienii-lichnostnykh-riezul-tatov-obuchieniia-i-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "250921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447162263"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Программа по внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematika-vokrugh-nas-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163409"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422469886"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства