Роль игровых технологий в формировании читательской компетентности у учащихся второго класса на уроке литературного чтения
Роль игровых технологий в формировании читательской компетентности у учащихся второго класса на уроке литературного чтения
Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования привел к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения — компетенция.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль игровых технологий в формировании читательской компетентности у учащихся второго класса на уроке литературного чтения»
Приложение Д
Статья на тему «Роль игровых технологий в формировании читательской компетентности у учащихся второго класса на уроке литературного чтения»
А.С. Савинова, руководитель Т.В.Солопова
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования привел к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения — компетенция. Читательская компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС). Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности.
К проблеме чтения младших школьников обращались многие: Д.Б. Эльконин рассматривает процесс чтения как средство развития теоретического мышления; JI.B. Занков, З.И. Романовская, В.И. Яковлева раскрывают механизмы развития личности путем детского чтения; Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова и др. изучают чтение как процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, что подтверждает актуальность данного исследования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в начальном общеобразовательной школы.
Одним из лучших способов организации активного отношения читателя к книге и развития умения к осмыслению книг считается применение игровых технологий на уроках, в процессе их применения у учащихся проявляются индивидуальные способности, а главное - абсолютно все учащиеся подходят к процессу игры творчески, тем самым еще быстрее достигается задача каждого учителя литературы - увлечь детей чтением с помощью игровых технологий. Всё вышеизложенное позволило сделать следующие выводы: накопленный психолого-педагогический опыт недостаточен для разрешения противоречия между необходимостью качественного изменения процесса и результатов обучения младших школьников чтению, а также отсутствием научно-обоснованных педагогических условий формирования основ читательской компетентности младших школьников, потенциал которых является педагогической базой успешного приобщения обучающихся к чтению. Данное противоречие определяет тему исследования: «Роль игровых технологий в формировании читательской компетентности у учащихся второго класса на уроке литературного чтения». В рамках сформулированной темы поставлена цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы разработать комплекс игровых упражнений, направленных на формирование читательской компетентности на уроках литературного чтения и обосновать его эффективность в образовательном процессе.
Параметрами темы исследования определены:
Объект исследования: Процесс обучения на уроках литературного чтения во втором классе.
Предмет исследования: Формирование читательской компетентности у учащихся второго класса, МОУ «Каслинская СОШ № 27» г. Касли.
С целью подтверждения гипотезы, «Формирование читательской компетентности будет происходить более эффективно, если разработать комплект конспектов уроков, электронную копилку игровых технологий, маршрутную карту формирования читательской компетентности и систематически использовать игровые технологии на уроках литературного чтения», была проведена опытно-экспериментальная работа. Цель которой выявить эффективность игровых технологий в формировании читательской компетентности учащихся второго класса на уроках литературного чтения.
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:
На констатирующем этапе был выявлен уровень формирования читательской компетентности у учащихся второго класса и определен уровень владения техникой чтения.
По результатам констатирующего среза высокий уровень сформированности читательской компетентности присутствует у 5 (33%) учеников, средний у 7 (47%) учеников, низкий у 3 (20%) учеников.
На формирующем этапе разработаны и внедрены конспекты уроков (10 конспектов) с использованием игровых технологий, дана оценка уровню развития читательской компетентности.
Все задумки были осуществлены на практике успешно с применением игровых технологий. Например, неа уроке по теме: «Э. Успенский «Чебурашка» детям была предложена викторина по пройденной ранее сказке: «Чебурашка», которая проводилась на этапе самостоятельной работы. Учащиеся успешно прошли ее, все отметки были положительными.
На уроке по теме: «Стихи Э. Успенского» учащиеся читали стихи, заменяя рисунки в тексте словами. Данное задание выполнялось на этапе «открытия» нового знания с целью формирования техники чтения, приемов понимания и анализа текста.
На уроке «Стихи В. Берестова» у учащихся сформировался навык чтения, осуществлялась проверка понимания прочитанного произведения, развивалась связная, повествовательная речь и творческие способности. На этапе постановки учебной задачи учащиеся познакомились с новым произведением с помощью игры «Восстанови пропущенные буквы», после чего отрабатывалась техника чтения. Затем учащиеся поработали в группах, им был предложен текст стихотворения. Задание состояло из анализа данного стихотворения и изображения его на листе бумаги в виде рисунка. После чего каждой группе было необходимо защитить свой рисунок, восстанавливая по нему изученное стихотворение.
В конце урока была сделана выставка рисунков и проведена взаимооценка деятельности.
На контрольном этапе проведен сравнительный анализ уровня сформированности читательской компетентности и выявлены результаты эксперимента.
По результатам контрольного среза высокий уровень формирования читательской компетентности присутствует у 9 (60%) учеников, средний у 5 (33%) учеников, низкий уровень стал значительно меньше — 1 (7%) учащийся.
Сравнив результаты констатирующего и контрольного срезов, можно заметить положительную динамику, переход двух учеников с низкого уровня на средний, переход четырех учеников со среднего уровня на высокий. У девяти учеников не произошло перехода. Один ученик остался на низком уровне и три ученика остались на среднем и 5 – на высоком.
В результате проведения опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что применение игровых технологий на уроках литературного чтения положительно влияет на формирование читательской деятельности младших школьников.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза: Формирование читательской компетентности будет происходить более эффективно, если разработать комплект конспектов уроков, электронную копилку игровых технологий, маршрутную карту формирования читательской компетентности и систематически использовать игровые технологии на уроках литературного чтения», доказана.
Работа с игровыми технологиями в процессе формирования читательской компетентности получила положительную оценку учителя второго класса и вызвала интерес у учащихся.
Библиографический список
1.Васильева, М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 1997. - … с.
2. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя / В.С. Кукушин. – Ростов: Феникс, 2013. – 448 с.
3. Сергеева, В.П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Сергеева. – 3-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2014. – 320 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования». — М.: Просвещение, 2011. — 33 с.