Просмотр содержимого документа
«Роль и место родителей в образовательной политике школы с введением ФГОС»
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта изменилась роль и место родителей в образовательной политике школы. Семья — это один из важнейших социальных заказчиков образования, поэтому необходимо учитывать и активно изучать позицию родителей. Семья может стать активным помощником лишь при условии осознания ее ответственности за воспитание детей и заинтересованности в их развитии. Работа педагога с родителями невозможна без привлечения их к сотрудничеству в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию разнообразных кружков по интересам, спортивных секций, участие в заседаниях клубов, проведение мастер — классов и т. д. Как добиться того, чтобы воспитание нового человека было наиболее действенным? Учитель всегда сможет найти пути для решения этой задачи. Это и изучение воспитательных возможностей семей своих учеников, повышение педагогической культуры родителей, умение вовремя предупредить ошибки в воспитании, умение координировать усилия семьи в воспитательной работе, а также тесное сотрудничество с родительской общественностью. Чтобы заинтересовать детей мы должны связать в единое целое школу и семью. Для этого необходимо направить родителей на активное включение в сотрудничество с детьми и педагогами в учебно-воспитательный процесс, во внеклассную и внеурочную деятельность. Родители, не зная и не изучая возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно, вслепую. Все это, не приносит положительных результатов. В таких семьях, чаще всего нет прочных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Родители не справляются со своим ребенком и перестают быть его авторитетом.
Поэтому возникла необходимость обновления формы работы с родителями. Интересной для меня стала идея разработки такой формы, которая позволяла бы объединить воедино интересы родителей, ребенка и, в конечном итоге, класса и школы. И одной из таких форм стало создание семейного клуба «Мы вместе». Любая клубная деятельность — это объединение на равных и детей, и взрослых. Это сотрудничество и тех и других. Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется на принципах взаимопонимания, открытости и доверия.
Семейный клуб — это передача опыта в воспитании детей, интересная, плодотворная форма работы с родителями, которая учитывает актуальные потребности семьи и способствует формированию активных, инициативных, образованных участников процесса. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов. Первым этапом работы по взаимодействию школы с семьёй было возникновение идеи создание чего — то нового, Для этого была собрана информация об участниках образовательного процесса, информация о желаемом образе взаимоотношений с родителями, был намечен план работы, были сформулированы цели. Итогом проведённой работы было принято решение создание семейного клуба «Мы вместе», и была разработан план работы клуба совместно с родителями, в котором отразилась вся система по взаимодействию семьи и школы на год. В работе клуба было запланировано проведение нетрадиционных совместных мероприятий, направленных на развитие у учащихся и их родителей здоровых духовных потребностей и интересов, на которые большое влияние оказывает та нравственная атмосфера, которая складывается в семье, а также спортивных мероприятий, направленных на здоровый образ жизни. Здесь родители проявили свою активность, при который они могли не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказали об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросили совета у учителя по интересующим их проблемам.
Были выделены несколько главных определяющих направлений взаимодействия с родителями: изучение семей учащихся (была предложена анкета по изучению семьи); педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.
Цель совместной работы с родителями состоит в том, чтобы объединить усилия школы и семьи в вопросах воспитания и развития детей; скоординировать действия по формированию единого воспитательного пространства; повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей. Для успешной работы выделены такие задачи:
Просветительская — познакомить с основными правилами общения; научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; между детьми и взрослыми, а также приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, с перспективами развития детского коллектива
Консультативная — формировать у родителей культуру к школьному образовательно-воспитательному процессу совместное нахождение методов и способов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Коммуникативная — максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развития личности. Обогащение опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
В организации работы клуба применяются разнообразные формы: анкетирование, опрос, тестирование, проведение родительских собраний, индивидуальные беседы, консультации, родительские лектории, вечера вопросов и ответов, классные тематические конференции, «Круглые столы», диспуты, дискуссии, дни творчества, дни открытых дверей. Родители привлекаются к проведению совместных праздников, к оформлению кабинета и к изготовлению костюмов и, к организации досуга учащихся (экскурсии, посещение культурно — досуговых центров города и района), к общественно — полезному труду в классе и школе, к выпуску стенгазет и фотовыставок, к организации художественной самодеятельности, к спортивно — оздоровительной деятельности. В классе выбран родительский комитет, который контролирует выполнение плана работы клуба и вносит в него своевременные корректировки. В конце каждой четверти, по итогам года награждаются самые активные участники семейного клуба. Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями на занятиях семейного клуба даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психолого-педагогические знания, развивать креативные способности. Все формы работы с детьми и родителями при этом разделены: на индивидуальную работу с родителем и ребёнком; работу в мини-группах; групповую работу с родителями; групповую работу с родителями и их детьми. Индивидуальная форма работы с семьей включает в себявключается посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития учащихся, педагогические консультации, индивидуальные поручения. Индивидуальная работа позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Используя групповые формы взаимодействия, я опираюсь на дифференциацию определенных групп родителей по следующим признакам: актив родителей; родители, разрабатывающие и решающие какие — либо проблемы класса, школы; родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей; родители, которые воспитывают девочек (мальчиков); родители, воспитывающие одного ребенка (много детей); родители, дети которых имеют отклонения в развитии поведении. В нашем классе предпочтение отдаётся коллективным формам работы. Мы разработали правила проведения семейного клуба: добровольная основа — через красочное, яркое объявление за неделю до начала мероприятия; вместе с ребёнком заседание посещает кто-то из родителей; занятия проводятся 1 раз в месяц в различных помещениях школы и вне;каждое занятие рассчитано на 35–60 минут;каждое занятие включает в себя игровую деятельность; в конце каждого занятия — подведение итогов, вручение небольших сюрпризов, памяток. Семейный клуб в нашем классе — структура динамичная: встречи могут сливаться в один цикл или дробиться. Всё это направлено на максимальную результативность встреч для всех участников. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клуба может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов образовательного учреждения в выработке единства педагогических требований к ребёнку и расширении познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей. В деятельности клуба мы придерживаемся следующих принципов: участие в работе клуба заинтересованных и активных родителей; любить и понимать детей такими, какие они есть; каждый может иметь свою точку зрения, независимо от возраста; учиться слушать и слышать друг друга в клубе, школе, дома, на улице; оказывать поддержку. Семейный клуб позволяет поделиться собственным опытом общения с детьми, их воспитания, расширить социальные контакты семьи в совместных играх и чаепитиях детей и взрослых, детско-родительских занятиях, «издании» семейных газет, разновозрастных творческих мастерских, конкурсах, семейных викторинах и т. п. Таким образом, опыт работы семейного клуба в нашем классе показывает, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребёнку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребёнку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей — прекрасный фундамент для развития личности. Кроме того, работа семейного клуба показывает, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и взрослых в образовательном учреждении, переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что «слова учат, а пример заставляет подражать».