Роль педагога – дефектолога в комплексной реабилитации детей инвалидов.
К старшему дошкольному возрасту у большинства детей инвалидов становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается низким по сравнению со сверстниками.
С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы. Проблема школьной дезадаптации может быть во многом разрешена при условии ранней диагностики и коррекции задержки психического развития.
Трудности в обучении, в усвоении программы школы влекут за собой проблемы учебного и коммуникативного характера в подростковом возрасте, деформацию личностного развития ребенка, осложняет социальную адаптацию.
Задачами педагога – дефектолога являются:
изучение особенностей познавательной деятельности;
осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии;
преодоление индивидуальных трудностей в обучении.
С чем связаны трудности в обучении? Прежде всего с тем, что у детей не сформированы базовые предпосылки психической деятельности. Отсюда главной задачей работы педагога - дефектолога является формирование и закрепление базисных систем.
Это формирование и развитие:
зрительного восприятия;
звукоразличения;
пространственных представлений;
кинетических и кинестетических процессов;
произвольной регуляции деятельности.
Нейропсихологическое обследование позволило выявить у большинства обучающихся детей – инвалидов недостаточность пространственных представлений. Поэтому одним из главных направлений работы педагога – дефектолога является формирование и развитие пространственных представлений и ориентации. Пространственные представления участвуют в формировании и функционировании практически всех сложных процессов и навыков. Это элементарно и сложно ориентированные движения, восприятие, копирование и самостоятельный рисунок ребенка, письмо, чтение, счет.
Работа по формированию пространственных представлений осуществляется совместно с логопедом и психологом.
Еще одна трудность, часто встречающаяся у наших детей, связана с недостатками формирования навыков письма и чтения. Отсюда следующее направление в работе педагога- дефектолога:
развитие зрительно-двигательной координации;
развитие тонкой моторики;
создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.
Одно из важных направлений в коррекционной работе является формирование у детей произвольной деятельности (способности удерживать цель деятельности, ее плана, выбор адекватных средств выполнения, проверка результата, преодоление трудностей в работе, умение доводить дело до конца).
Стратегия педагогического воздействия предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка – инвалида, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Роль педагога – дефектолога в комплексной реабилитации детей инвалидов.
К старшему дошкольному возрасту у большинства детей инвалидов становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается низким по сравнению со сверстниками.
С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы. Проблема школьной дезадаптации может быть во многом разрешена при условии ранней диагностики и коррекции задержки психического развития.
Трудности в обучении, в усвоении программы школы влекут за собой проблемы учебного и коммуникативного характера в подростковом возрасте, деформацию личностного развития ребенка, осложняет социальную адаптацию.
Задачами педагога – дефектолога являются:
изучение особенностей познавательной деятельности;
осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии;
преодоление индивидуальных трудностей в обучении.
С чем связаны трудности в обучении? Прежде всего с тем, что у детей не сформированы базовые предпосылки психической деятельности. Отсюда главной задачей работы педагога - дефектолога является формирование и закрепление базисных систем.
Это формирование и развитие:
зрительного восприятия;
звукоразличения;
пространственных представлений;
кинетических и кинестетических процессов;
произвольной регуляции деятельности.
Нейропсихологическое обследование позволило выявить у большинства обучающихся детей – инвалидов недостаточность пространственных представлений. Поэтому одним из главных направлений работы педагога – дефектолога является формирование и развитие пространственных представлений и ориентации. Пространственные представления участвуют в формировании и функционировании практически всех сложных процессов и навыков. Это элементарно и сложно ориентированные движения, восприятие, копирование и самостоятельный рисунок ребенка, письмо, чтение, счет.
Работа по формированию пространственных представлений осуществляется совместно с логопедом и психологом.
Еще одна трудность, часто встречающаяся у наших детей, связана с недостатками формирования навыков письма и чтения. Отсюда следующее направление в работе педагога- дефектолога:
развитие зрительно-двигательной координации;
развитие тонкой моторики;
создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.
Одно из важных направлений в коррекционной работе является формирование у детей произвольной деятельности (способности удерживать цель деятельности, ее плана, выбор адекватных средств выполнения, проверка результата, преодоление трудностей в работе, умение доводить дело до конца).
Стратегия педагогического воздействия предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка – инвалида, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике ребенка.