- Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время прийти сегодня в школу. Потому что это значит, что наши с вами интересы совпадают. Ведь мы будем говорить о НАШИХ детях и о том, как они адаптируются к школьным условиям жизни. Обратите внимание, что каждому из вас мы подготовили брошюры, но к ним мы обратимся чуть позже. Вы, наверное, с трепетом ждали этого события, и вот наступил тот долгожданный момент, когда ваши дети пришли учиться в школу. Теперь им предстоит приложить массу усилий, чтобы привыкнуть к новому ритму жизни, к глобальным переменам режима дня и многим другим новшествам. Они столкнуться с необходимостью выполнять требования взрослых, а это бывает зачастую очень сложно. Тем более если раньше, перед ними никогда не было таких задач. Кроме этого, у детей возникнет необходимость сотрудничества с новым коллективом и учителем. Как вы думаете, уважаемые родители, легко ли будет справиться первоклашкам с такими трудностями самостоятельно и нужно ли нам, взрослым, им помогать? (выслушать ответы родителей)
- Конечно, кто как ни взрослые, в нужной степени помогут детям, справится со всеми трудностями. Согласитесь, что мы и сами бываем в таких ситуациях, когда не знаем, что делать. Так же и дети, только у них такие ситуации возникают гораздо чаще. Я уверена, что каждый из вас готов на все ради своего ребёнка. И вы, как и я, хотите, чтобы ребята как можно быстрее адаптировались к школе и начали плодотворно заниматься учебным процессом. Хочется, чтобы после сегодняшней нашей встречи были решены все вопросы, и мы вместе поразмышляли над тем, как облегчить пути адаптации детей к школе.
- Я думаю, вы и так понимаете, что начало обучения в школе – очень сложный и ответственный момент для каждого ребенка. Причем не только в психологическом плане, но и интеллектуальном, физическом и т.д.
Приспособление или адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, в котором задействованы все стороны жизни школьника. Большие сложности испытывает организм ребёнка, который не привык к таким нагрузкам. Конечно, со стороны школы, в этом плане будут предприняты все необходимые меры, чтобы с первых дней не наваливать на ребенка тяжелый груз знаний. Вы, наверное, знаете, что у первоклассников нет домашних заданий, в течение урока несколько раз делаются физминутки, дающие возможность немного отдохнуть от урока. Кроме того, для учащихся первых классов существуют дополнительные каникулы, которых нет больше ни в одном классе школы. Эти и многие другие «привилегии» предоставляются школьникам с учетом их возрастных особенностей и для более быстрого и безболезненного привыкания к школе. Мы, взрослые, должны нести большую ответственность за здоровье каждого ребёнка. Не давать ему перенапрягаться, но в тоже время оптимально рассчитывать нагрузку, чтобы ребенок не ленился.
Примерно 50-60% детей адаптируются в течение 2-3 месяцев обучения. Такие дети достаточно быстро осваиваются, вливаются в коллектив, находят в классе новых друзей. Как правило, у них обычно хорошее настроение, они спокойно выполняют поручения учителя и добросовестно относятся ко всем требованиям. Примерно к концу октября такие дети полностью привыкают к школьной жизни и осознают, что они настоящие ученики.
Но, бывают и детки, которым требуется больше времени для привыкания к школе. Это около 30% школьников. Обычно их поведение не соответствует требованиям школы. Это проявляется в том, что дети ведут себя как в садике, они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, плачут и обижаются, если в их адрес звучит какое-то замечание. То есть дети никак не могут принять ситуацию обучения. На этом фоне школьники испытывают трудности в учебе. Требуется много терпения и сил, со стороны родителей и педагогов, для перестроения понимания ребенка изменения ситуации. Примерно к концу только первого полугодия реакция детей на школу меняется и становится более адекватной. Ребенок, наконец, понимает, что от него хотят, и постепенно начинает соответствовать требованиям школы и непосредственно учителя.
Но и это еще не все. Почти в каждом классе есть дети, они составляют приблизительно 14% обучающихся, которые помимо больших трудностей в учебе сталкиваются с болезненной и длительной адаптацией, которая может затянуться даже на целый год. Да. Такие случаи тоже могут быть. Мы привыкли слышать от учителей про таких детей «двоечники», «хулиганы» и т.д. То есть мало того, что они не усваивают учебную программу, так они еще могут мешать работать в классе остальным ребятам.
Что же будет указывать на то, что ребенок адаптировался. Или другими словами, как понять, что период адаптации прошел успешно, теперь будем учиться. Во-первых, у ребенка сформируется адекватное поведение, соответствующее школьным требованиям. Первоклассники становятся очень важными, ходят в школу как взрослые на работу. Во-вторых, у ребенка устанавливается контакт с одноклассниками и учителем. То есть он может свободно общаться с другими детьми в классе, идет на разговор с учителем, что-то спрашивает у него или, наоборот, отвечает на заданные ему вопросы без стеснения или страха. Ну и, наконец, ребенок в полной степени овладевает навыками учебной деятельности. С удовольствием приходит в школу, выполняет все задания, запоминает учебный материал, ему интересно.
Большое влияние на длительность и успешность процесса адаптации оказывает состояние здоровья ребенка. Понятное дело, что легче всего адаптироваться здоровым детям. Но ведь очень часто к обучению приступают ребята с какими-то хроническими заболеваниями или черепно-мозговыми травмами, расстройствами нервной системы и т.д. конечно, им будет гораздо сложнее. Наша с вами задача наблюдать за состоянием здоровья детей. В период адаптации возможно проявление усталости, вялости, сонливости, в некоторых случаях ребенок может становиться раздражительным или даже агрессивным. Нам следует уделять им в такие моменты больше внимания, проявлять заботу и всячески помогать, совместными усилиями, преодолевать возникшие трудности.
Теперь обратимся к брошюркам, которые получил каждый из вас в начале нашей встречи. Здесь прописаны некоторые советы родителям первоклассников, для более успешного протекания периода адаптации. Предлагаю по очереди зачитать каждый пункт и при необходимости разобрать его.
(начиная с первого ряда, родители зачитывают пункты советов и вместе с учителем разбирают его детально)
1. Постарайтесь будить ребенка утром спокойно, с улыбкой.
2. Не торопите его, ведь умение рассчитывать время - задача родителей.
3. Приучите детей обязательно завтракать перед школой.
4. Когда забираете первоклассника из школы, в первую очередь спросите, что нового он сегодня узнал.
5. Если ваш ребенок чем-то расстроен, не начинайте сразу расспрашивать его, что случилось. Дайте ему время успокоиться, и он сам вам все расскажет.
6. Не наказывайте своего сына или дочь, за какие-либо шалости в присутствии его друзей или при учителе.
7. После школы рекомендуется 2-3 часа отдохнуть, желательно даже поспать, и обязательно погулять на свежем воздухе. Главное, уважаемые родители, стараться уделять вашему ребенку как можно больше времени.
- Еще существуют, так называемые, заповеди для родителей первоклассника, которые тоже способствуют быстрой адаптации ребенка:
1. Родителям следует поддерживать ребенка, в его стремлении стать настоящим школьником. Если вы будете искренне заинтересованы во всех его школьных делах, будете серьезно относиться к его первым победам и достижениям, станете помогать при возможных трудностях в обучении, то первоклассник почувствует значимость своего нового положения и деятельности. Это очень важный момент.
2. Обсудите со своим ребенком те правила и нормы, которые ему теперь предстоит выполнять в школе. Постарайтесь объяснить их необходимость и целесообразность. Дети прислушаются к вашему мнению.
3.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Вы должны быть готовы к тому, что не все сразу будет получаться. Все мы ошибаемся, и ребенок имеет право на ошибку.
4. Совместно с первоклассником составьте распорядок дня, и постарайтесь следить за его соблюдением.
5. Какую бы работу не выполнял ваш ребенок, найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что такого рода слова, любая эмоциональная поддержка, способны повысить самооценку учащихся, тем самым заметно приумножив их интеллектуальные достижения.
6. Если вас что-то тревожит в поведении ребенка, вы переживаете за его учебу, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю.
7. С приходом ребенка в школу в его жизни появляется более авторитетный человек, чем вы - учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
8. Учеба будет отнимать у первоклассника много сил, потому что это далеко нелегкий труд. Но между тем, вне уроков должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
9. Спрашивайте у ребенка, как он провел день в школе, что ему больше всего понравилось и т.д. Больше общайтесь.
10. Не запугивайте ребенка возможностью ошибиться. Потому что невозможно чему-либо научиться не ошибаясь. Первоклассник не должен бояться высказывать свое мнение, даже если оно неверное.
11. Не указывайте ребенку на то, что он что-то не умеет или что-то не знает. Какие его годы! Для этого он и пришел учиться в школу! Скоро всему научится.
12. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Он такой, какой есть. Все дети индивидуальны.
13. Никогда не ругайте ребенка обидными словами, если у него не получается что-то сделать или он не может что-то понять. Старайтесь положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам порой кажется, что его успехов явно недостаточно.
2. Практическая часть
Родителям предлагается по собственному желанию разместиться за четырьмя столами. Каждая образовавшаяся группа вытягивает билет с педагогической ситуацией, затем обсуждают её, высказывают своё мнение, предлагают другой вариант развития ситуации.
Ситуация 1. Вы провожаете ребёнка в школу. Чир вы скажете ему на прощание:
а) Смотри, веди себя как следует.
б) Сегодня увидимся в … часов.
в) Не вздумай болтаться на улице, сразу иди домой.
Ситуация 2. В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или пластилин. Вы скажете:
а) Ну когда же ты сам запомнишь, что надо брать в школу.
б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах!
в) Вот твой учебник (дневник, пластилин)
Ситуация 3. Ребёнок вернулся из школы. Вы спросите:
а) Что сегодня получил?
б) Что сегодня было интересного в школе?
в) Чему сегодня научился?
Ситуация 4. Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы:
а) Объясняете ему важность сна для его здоровья.
б) Позволяете делать ему, что хочет (когда ляжет, тогда и ладно)
в) Всегда в одно время, даже если со слезами.
- ну и еще хотелось бы дать небольшие общие рекомендации для успешного воспитания и обучения в школе.
1. Научите ребёнка самостоятельно готовиться к завтрашнему дню:
— собрать школьные принадлежности;
— подготовить обувь, одежду.
Но в первое время, обязательно все контролируйте, поскольку дети в этом возрасте бывают очень рассеяны.
Рационально организуйте режим дня ребенка. Чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, вовремя ложиться спать и смотрел телевизор или пользовался компьютером не больше 1 часа.
Относитесь внимательно и доброжелательно к делам своих детей, но в тоже время проявляйте требовательность к результатам его деятельности.
С самых первых дней обучения вселяйте в детей веру лучшее и оптимизм. Говорите, что если у него что-то не получается сегодня, то это обязательно получится завтра.
3. Заключительная часть собрания
- Ну и в заключении, завершая нашу встречу, подведем небольшие итоги. Адаптация — это приспособление ребенка к чему-то новому, в данном случае к новым отношениям, требованиям, видам деятельности и новому режиму дня.
В период адаптации все дети по-разному реагируют на смену обстановки: одни ведут себя очень шумно, другие рассеянно или зажато, кто-то плачет больше, чем обычно.
Все эти проявления вызваны той нагрузкой, которую испытывает организм ребенка.
Без сомнения, в такие моменты для первоклассника очень нужна и важна ваша поддержка и оказание всяческой помощи, совместно со школой, конечно.
Если ребенок не всегда успешно справляется с заданием, дайте ему понять, что ваше отношение к нему не изменилось.
Ребенок всегда должен чувствовать свою значимость для вас. Будьте терпеливы по отношению к нему, верьте в себя и ребенка, радуйтесь каждому мгновению, проведенному вместе!
Проявляйте максимум внимания к своим детям, поддерживайте в случае неудачи и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Станьте ему другом, чтобы он мог делиться с вами самыми сокровенными вещами.
Главное, верьте в своего ребенка, и у него обязательно все получится! А я благодарю вас за внимание и надеюсь на наше сотрудничество.