Родительское собрание «Особенности мыслительной деятельности младших школьников».
Родительское собрание «Особенности мыслительной деятельности младших школьников».
Родительское собрание "Особенности мыслительной деятельности младших школьников" знакомит родителей с особенностями развития мышления учащихся начальной школы. Заполняя анкеты и выполняя множество упражнений, родители с помощью учителя определяют вид мышления у своего ребёнка. Узнают о способах развития мышления учащихся в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Особенности мыслительной деятельности младших школьников».»
Родительское собрание.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУСОШ №9 г. Сердобска Пензенской области Поляковой О.Г.
Тема: «Особенности мыслительной деятельности младших школьников».
Цели:
познакомить родителей с особенностями мыслительной деятельности младших школьников;
изучить упражнения и игры, развивающие мышление.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.
Форма: информационно-практическая беседа.
Оборудование:
выставка литературы о мышлении, способах его развития, о психологии познавательных процессов личности ребёнка;
листы с описанием развивающих игр;
наглядный материал для развития мыслительных способностей ребёнка;
магнитофон.
Подготовительный этап:
подбор музыкального сопровождения;
приглашение родителей на собрание;
анкетирование родителей;
экспресс – диагностика сформированности мыслительных процессов учащихся;
анализ результатов анкетирования родителей и диагностики учащихся совместно со школьным психологом;
подготовка выставки книг, статей о развитии мышления и других психических процессах.
Ход собрания:
Звучит музыка. Родители занимают свои места за пятью столами, в результате чего образуются рабочие группы участников собрания.
Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и причины, побудившие провести такое собрание. Докладывает о результатах анкетирования родителей и экспресс – диагностики учащихся и предлагает более глубоко и детально разобраться в том, что такое мышление и как его развивать.
Выступает школьный психолог.
Мышление – это творческий познавательный процесс, обобщённо и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: форме чувственного познания и абстрактного мышления. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления.
Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Восприятие – целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.
Представление – это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаём посредством абстрактного мышления.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Признаки предметов могут быть существенными и несущественными. В понятии отражается совокупность существенных признаков, т.е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все, вместе взятые, достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить предмет от всех остальных.
Понятия могут быть видовыми и родовыми. Например, понятие «рыба» является родовым относительно понятия «окунь». Понятие «посуда» является родовым относительно понятия «тарелка».
Существуют всеобщие понятия: материя, движение, время, пространство, качество, количество, покой и т.д.
Все понятия можно ещё разделить на конкретные и абстрактные.
Конкретные понятия: молодой человек, белый снег.
Абстрактные понятия: скорость, белизна, сила, юность, молодость и др.
Основными логическими приёмами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, дедукция, индукция.
Остановимся более подробно на этих операциях мышления.
Анализ – это расчленение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, определённым целым, а также установление связей, отношений между ними.
Способность к анализу можно определить многообразно; о диагностике степени сформированности мыслительных операций мы расскажем несколько ниже.
Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечении от несущественных, второстепенных.
Обобщение – объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам.
Конкретизация – операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого объекта.
Например, вода имеет следующие связи или отношения:
а) как необходимый продукт питания;
б) как среда химических реакций;
в) как среда происхождения и развития жизни;
г) как условие обмена веществ в организме;
д) как средство гигиены и др.
Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.
Дедукция и индукция. Эти методы используются в изучении учебного материала. Они неразрывны. В индукции мы идём от отдельных посылок, суждений к новому суждению большей степени общности; от отдельных конкретных явлений к обобщению.
В дедукции ход рассуждения противоположный, т.е. от обобщений к конкретным фактам.
Индуктивный метод используется тогда, когда изучается новый материал, и когда в результате беседы учащиеся сами могут сделать обобщение, заключение сформулировать правило, некоторую закономерность (это требует творческого подхода).
Дедуктивный метод состоит в том, что учитель сам формулирует общее суждение, а затем иллюстрирует его частными примерами, случаями, фактами.
Аналогия – умозаключение о принадлежности предмету определённого признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом. В форме такого умозаключения осуществляется перенос отношений между предметами и понятиями.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках, их отношениях.
Например: Ученик Орлов – отличник.
Умозаключения – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений мы по определённым правилам вывода получаем заключение.
Например: 1-е суждение: Все металлы – простые вещества.
2-е суждение: Литий – металл.
Заключение: Литий – простое вещество.
Психологический практикум:
Группам родителей раздаётся описание игр или игровых упражнений для развития мышления. В течение 15-20 минут каждая группа знакомится с их содержанием и готовит выступление, в котором рассказывается, как проводятся эти упражнения с детьми. Одно – два упражнения демонстрируются.
Заключительный этап.
В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:
Помогите вашим детям совершенствовать мыслительные процессы, используя рекомендованные игры, подбирая другие из предложенной литературы, приобретая логические игры и игрушки, конструкторы.
Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании и развитии детей.
Анкета для родителей.
Способен к систематизации и классификации (находит общее, различие предметов, явлений, процессов).
Активно воспринимает любую информацию, задаёт вопросы.
Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в жизни). Способен сделать простой, логический вывод.
Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться.
Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.
Оценка ответов:
ставьте 5 баллов, если так бывает всегда, если способность или качество не вызывает сомнения;
4 балла, если иногда бывает иначе, если вы считаете, что это качество, умение может быть развито лучше;
3 балла, если есть проблемы: поведение, качества, умения проявляются редко, не сформированы или для этого нужны определённые условия;
1 балл, если поведение, качества, умения выражены очень слабо, реализуются с большим трудом.
Назовите предложенные слова одним общим словом. Например: синица, воробей – птицы.
Окунь, карась…
Метла, лопата…
Лето, зима…
Огурец, помидор…
Сирень, орешник…
Шкаф, диван…
Июнь, июль…
День, ночь…
Слон, муравей…
Дерево, цветок…
Аналогия.
Даны три слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти и подчеркнуть четвёртое.
По каждому блоку подсчитывается количество правильных ответов. Поскольку в каждом блоке по 10 заданий, максимальное количество баллов –10. Суммирую количество баллов всех четырёх блоков, получаем общий показатель развития логических операций ребёнка.
Оценка может производиться по следующим таблицам.
Оценка результатов детей 7 лет.
Количество баллов
Уровень развития интеллектуальных операций
36-40
Выше возрастного
32-35
Высокий
26-31
Выше среднего
20-25
Средний уровень
15-20
Ниже среднего
14 и меньше
Низкий
Оценка результатов детей 8 лет.
Количество баллов
Уровень развития интеллектуальных операций
36-40
Высокий уровень
32-35
Выше среднего
26-31
Средний уровень
20-25
Уровень ниже среднего
19 и менее
Низкий уровень
Упражнения для развития мышления.
Упражнение 1. «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания».
«Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче».
Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?
Кот или кит? Какое больше? Почему?
Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?
Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?
Ведущий может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведённые выше.
Упражнение 2. «Формирование умения устанавливать связи между понятиями».
Приведённое ниже упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов является как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведётся совместно с учителем и детьми. Задача ведущего – подвести ребят к логическому выбору связей между понятиями, к возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведённое рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Только когда у детей будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, ведущий может переходить к заданиям для самостоятельной работы.
Примерные виды заданий:
1. ЛошадьКорова
Жеребёнок Пастбище, рога, молоко, телёнок, бык.
2. ЯйцоКартофель
Скорлупа Курица, огород, капуста, суп, шелуха.
3. ЛожкаВилка
Каша Масло, нож, тарелка, мясо, посуда.
4. КонькиЛодка
Зима Лёд, каток, весло, лето, река.
5. УхоЗубы
Слышать Видеть, лечить, рот, щётка, жевать.
6. СобакаЩука
Шерсть Овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя.
7. ПробкаКамень
Плавать Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик.
8. ЧайСуп
Сахар Вода, тарелка, крупа, соль, ложка.
9. ДеревоРука
Сук Топор, перчатка, нога, работа, палец.
10. ДождьМороз
Зонтик Полка, холод, сани, зима, шуба.
11. НожСтол
Сталь Вилка, дерево, стул, пища, скатерть.
12. ПтицаЧеловек
Гнездо Люди, птенец, рабочий, зверь, дом.
Упражнение 3. «Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач».
Ведущий говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад. Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?… Без садовника… собаки… забора… земли?… почему?»
Каждое из предлагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Это упражнение позволяет целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определённый уровень абстрагирования.
Работа по формированию у детей умения выделять существенные признаки понятий, устанавливать различные отношения подготавливает благоприятную почву для развития способностей к образованию суждений как более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления. Целенаправленность суждений, степень их глубины зависит от умения ребёнка оперировать смыслом, понимать переносный смысл. Для этой работы можно использовать различный литературный материал, пословицы, поговорки, содержащие в себе возможности вербализации и трансформации текста.
Упражнение 4. «Формирование способности оперирования смыслом».
«Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословиц».
Например:
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы;
Прежде чем сделать, надо хорошо подумать;
Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.
Правильный выбор здесь – «Прежде чем сделать, надо хорошо подумать», а ножницы или продавец – лишь частности и не отражают основного смысла.
Примерные задания.
1
Лучше меньше, да лучше.
Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих;
Один вкусный пирог стоит десяти невкусных;
Не спеши делать много – сделай хорошо.
2
Поспешишь – людей насмешишь.
Клоун смешит людей;
Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать;
Торопливость может привести к нелепым результатам.
3
Куй железо, пока горячо.
Кузнец куёт горячее железо;
Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать;
Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.
4
Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая.
Не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом;
Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла;
Зеркало висит криво.
5
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб;
Не важно богатство в доме, важно гостеприимство;
Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.
6
Сделал дело – гуляй смело.
Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть;
Мальчик вышел на прогулку.
7
Умелые руки не знают скуки.
Пётр Иванович никогда не скучает;
Мастер своего дела любит и умеет трудиться.
8
Не в свои сани не садись.
Если не знаешь дела, не берись за него;
Зимой ездят на санях, а летом на телеге;
Езди только на своих санях.
9
Не всё золото, что блестит.
Медный браслет блестел как золотой;
Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством;
Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.
Список литературы:
1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Родительские собрания в 1-2 классах. (Серия «Сердце отдаю детям») – Ростов н/Д: изд-во»Феникс», 2004 г.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: ОСЬ-89, 1998.
3. Гамезо М.В., Домашенко ПА. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986.
4. Сергеева О.И., Мясникова М.Н. Сборник игровых упражнений по развитию психических процессов учащихся начальной школы. — Ростов н/Д:ГПЦ, 1993.
5. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль: Гринго, 1996.