Этот конспект беседы с родителями о проблемах семейного воспитания проводится в третьем классе начальной школы. Необходимо заранее оформить классную доску: написать тему предстоящего собрания, эпиграф. В заключении попросить родителей поделиться своим положительным опытом воспитания детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Азбука воспитания" »
Родительское собраниев
3 класс
«АЗБУКА ВОСПИТАНИЯ»
Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями
третьеклассников; дать рекомендации родителям по воспитанию детей.
Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В.А. Сухомлинский
I Кто такой третьеклассник?
Есть разные семьи: и многодетные, и такие, в которых только один взрослый и один ребёнок. Они могут различаться по национальности и уровню образования родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью можно считать лучшей для ребёнка с точки зрения психологов? Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей – ведь все мы когда-то были детьми?
Если ребёнка сравнить с молодым деревцем, то семья – это та почва, на которой оно растёт, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвёртые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Семья – это первые опыты диалога с миром или … их отсутствие, представления о справедливости, о конечном смысле человеческой жизни, о Боге.
Умеем ли мы разговаривать с детьми по-человечески? Не с позиции мамы или папы? Эта способность в большой степени зависит от того, были ли в нашем собственном детстве такие человеческие разговоры. Слушал ли нас кто-нибудь, принимал ли всерьёз, или мы были только молчаливыми слушателями чужих монологов? Как трудно переучиваться, если собственный детский опыт был негативным! И мы, помня обиды и боли собственного детства, порою ужасаемся, понимая, что по отношению к собственным детям ведём себя точно так же неправильно, как вели себя с нами наши родители. Наверное, поэтому родительство – самая трудная жизненная задача: здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность, зато каждый в своём ребёнке находит себя, и встречи эти порой бывают болезненными.
Мифы о девятилетних
Отечественные и зарубежные психологи подробно описали некоторые возрастные кризисы – тяжёлое для родителей время, когда характер детей не просто меняется, но нередко становится просто невыносимым. Помимо подросткового, выделяют также кризисы 3-х- и 7-летнего возраста. Для последнего характерно то, что дети резко меняют свой образ жизни, причём не по своей воле. Меняется всё – от режима дня до отношения со стороны взрослых. Настоящий шторм в море семейной жизни. Но вот адаптация к школе завершена, и начинается безоблачное детство младшего школьника. К социальной ситуации дети уже приспособились, а до подростковых драм ещё далеко.
Происходит резкая перемена в душе ребёнка в возрасте примерно девяти лет.
Мифв том, что девятилетних детей, третьеклассников считают цельными, гармоничными и доброжелательными людьми, в отличие от первоклассников или подростков.
Реальность: Многие из них – довольно злые критики. Именно на девятом году жизни дети обесценивают авторитет взрослых, становясь циниками. Но и в более позднем возрасте можно заметить их удивительную чёрствость и безапелляционность, склонность к прямолинейным решениям, этакую «двухмерность» мышления. Один знаменитый психолог сказал: «Эти дети уже хорошо знают, что такое справедливость, но ещё ничего не слыхали о милосердии».
Миф: Самооценка детей данного возраста зависит от успехов в учёбе, ведь учёба – это их ведущая деятельность, как утверждают многие психологи.
Реальность: У детей в возрасте девяти лет, в отличие от следующего периода (10-12 лет), самооценка по-прежнему в значительной степени определяется отношением родителей. Чем сильнее дети чувствуют критику и отвержение с нашей стороны, тем хуже они о себе думают. Хорошее отношение родителей, несмотря на отсутствие выдающихся успехов в учёбе, формирует в целом позитивное отношение к себе.
Итак, какие они, эти загадочные девятилетки? Ранимые и трепетные, они пока ещё по-детски беззащитны. Ещё верят в своих родителей как в богов, но вместе с тем иногда критикуют вас до обидного точно. Влюбляются и дружат, постоянно играют разные роли на сцене, видимой им одним. Всё более внимательно присматриваются к другим людям, проявляя то чудеса сострадания, то поразительное эгоистическое упрямство. У них особый интерес к теме справедливости и «взрослым» запретным темам. Они способны на справедливые замечания в свой адрес, но порой совершенно неадекватно оценивают собственные возможности.
О душе и личности ребёнка
По отношению к детям нас обычно волнуют два аспекта: хорошо ли нам с ними, и хорошо ли они адаптировались к миру. Другими словами, нас интересует внешняя сторона. Но ведь у детей есть ещё и внутренний мир, есть их душа, живущая по своим законам! Пришло время приоткрыть некоторые её тайны.
Детям доступ к душе широко открыт. Их душа ещё не защищена сильным «Я», она уязвима и ранима, но ей свойственны и сила чувств, и впечатлительность, и фантазии, и желания. Немецкий антропософ Рудольф Штайнер называл детей маленькими ангелами, которые год за годом всё ближе спускаются к земле. В девять лет, говорил он, эти ангелы окончательно падают на землю, теряя свои крылышки. Примерно в девять лет мозг ребёнка созревает настолько, что готов начать мыслить по законам формальной логики. Дети начинают воспринимать и пытаются осмысливать окружающий мир не открытой душой, а уже хорошо сформировавшимся рассудком.
Плюсы и минусы развивающегося интеллекта
У девятилетних школьников в самом пике развития находится стадия конкретных операций. Это означает, что они начинают видеть ситуацию не только «со своей колокольни», но и с учётом мнений других людей. В этом возрасте им уже известно также об обратных действиях (если 3 + 5 = 8, то 8 – 3 = 5), о стабильном характере данных законов (2 х 2 = 4 всегда, а не только по пятницам). Вместе с тем, мышление детей по-прежнему характеризуется приземлённым, конкретным, практическим подходом к решению проблем.
До девяти лет дети воспринимают всё окружающее весьма необъективно, их картина мира оставляет место для чудес, но зато сущность происходящего они понимают лучше, поскольку сами напрямую соединены с этим миром. Им нетрудно представить себя камнем, деревом, кошкой или другим человеком. После девяти лет они утрачивают эту способность – на смену эмоциональной открытости приходит логика. И первым выводом о том, что в мире, раньше таком целостном и непротиворечивом, есть непримиримые противоречия. Это новое ощущение тревожит ребёнка, его психодинамика начинает работать «на выживание», включая защитные механизмы.
Наиболее распространённым защитным механизмом является избегание. Ребёнку нравится процесс использования логических схем для объяснений. Они любят схемы, планы, карты, классификации? Они со знанием дела перечисляют марки автомобилей, названия музыкальных групп, различные торговые бренды, столицы государств, т.е. воспринимают мир списками, сериями. Благодаря своим логическим способам мышления они отмечают, что наблюдаемые ими явления весьма противоречивы. Оказывается, не все люди доброжелательны, не все взрослые справедливы, добро не всегда побеждает зло, хорошие люди (и даже дети!) погибают, а родители иногда считают правильным и справедливым совсем не то, что кажется верным для детей. Они тонко подмечают те особенности родительского поведения, которые сами родители стараются не замечать. Кажется, что они нас не слушают, но при этом удивительно точно копируют нас… Чем больше внимания получает та или иная сфера жизни ребёнка, чем больше диалогов происходит между ним и взрослым, тем скорее преодолевается стадия примитивных схем.
Девятилетние дети пока не могут вообразить, как ситуация выглядит со стороны. Видение более широкого появляется только после 10 лет. Именно поэтому между девятилетками и взрослыми так часто возникает непонимание (пример про девочку, которой запретили лазить на дерево).
Влюблённость как форма жизни
Да, дети 8-10 лет влюбляются. Свидания и тайные поцелуи. Переживания, обмен номерами телефонов. На первый взгляд, здесь пока ещё много игры, но чувства, восторг, глубина переживаний – это всё настоящее. Но всё же любовь пока второстепенна. Дружба – вот настоящая тема отношений. Девятилетний ребёнок начинает считать своим другом того, кто его понимает и бережно относится к его чувствам. Друзья для него – это уже не просто знакомые, с которыми он проводит время, а люди, помогающие друг другу, отзывающиеся на его просьбы и разделяющие его интересы. Появляется представление об обязательствах в человеческих отношениях, и дети начинают оценивать действия друг друга. Они становятся очень чувствительными к мнению других детей и обижаются, когда те не выказывают им достаточного уважения. Дети учатся различать тёплые чувства и уважение.
В разговоре со взрослыми могут позволить откровенность, но между собой стараются вести себя более осмотрительно. Они становятся более застенчивыми, значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Такое поведение связано с возникающей в этот период потребностью занять определённое положение в группе сверстников. При этом успехи в учёбе у 3-классников становятся менее значимыми.
II Итог. Что же нужно третьекласснику?
1.Пространстводля того, что идёт из его души: страхов, опасений, желаний, вопросов. Для того, чтобы дать ему это пространство, нужно уметь слушать. Не отвечать на поставленный вопрос, а искать, что за этим стоит, почему это затронуло душу ребёнка, не оценивать, а уточнять, расспрашивать. Очень важно находить время для таких драгоценных разговоров «ни о чём».
2.Структура. Душа ребёнка может легко потеряться в избыточном количестве свободы. Для хорошего развития нужна структура: режим дня, постоянные обязанности по дому, семейные традиции. Они необыкновенно облегчают прохождение девятилетним ребёнком тревожного периода переживания враждебности окружающего мира.
3.Чтение хорошей литературы. Рекомендуется читать рассказы наших советских авторов.
4.Уважение к их собственному мнению. Дети нуждаются в уважительной дистанции. Вопросы «А ты как думаешь?», «У тебя есть идеи?», «Что бы ты сделал на моём месте?», «Как, по-твоему, мы правильно поступили?» развивают их доверие к своей совести, своей интуиции, себе самим.
5.Искренность со стороны взрослых. Так мы проявляем свои душевные качества.
III Советы родителям
Когда ваш ребёнок проснётся, скажите ему: «Доброе утро» и … не ждите ответа. Начинайте день добром.
Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
Внушите ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
Мы ночью отдыхаем, а ребёнок работает – он растёт. Хорошо покормите его перед школой.
Вам кажется, что бабушка портит вашего ребёнка, и вместо того, чтобы воспитывать ребёнка, вы воспитываете бабушку. Скандалы в доме ещё опаснее.
В спорах с ребёнком хоть иногда уступайте, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.
Наши разговоры нередко с детьми бедны, поэтому: каждый день вслух читайте хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.
Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех домашних делах. Старайтесь, чтобы ваше «Сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.