Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям по всем видам нарушения поведения ребенка»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Обнимайте своего ребенка.
2. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
3. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
4. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.
5. Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
6. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ
Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.)
Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
Повышайте самооценку ребенка.
Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.
Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!
(“Надо беречь природу”, - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”.
“Драться нехорошо”, - говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”)
Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему в глубь. Необходимо искать причину ее возникновения.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПРОТЕСТНЫХ ДЕТЕЙ
1. В первую очередь, нужно убрать из лексикона слова «управлять», «утихомиривать» и так далее. Ребёнок не тигр, чтобы его усмирять. Он – личность, который требует к себе индивидуального подхода.
2. Во-вторых, нужно снизить количество требований. Акцентировать внимание желательно только на тех просьбах, которые, действительно, важны для него. Проявлять протест ребёнок может в тех случаях, когда задания становятся непосильными. У каждого человека есть свои потребности в познании мира. Взрослый должен направлять деятельность, а не решать, за ребёнка круг его интересов. Например, если подросток хочет заниматься борьбой, не следует его отправлять в музыкальную школу.
3. Важно уметь слышать своё чадо. Вопросы, которые иногда взрослые задают специалистам, иногда удручают. Например, можно услышать такой вопрос: «Как заставить сына меня слушаться?» В таком случае, хочется задать встречный вопрос: «Готовы ли вы слушать своих детей? Понимать их потребности?» Дети будут слышать родителей в том случае, если родители будут слышать своих детей. Это значит – вникать в их проблемы. Порой, взрослые во время общения с сыновьями и дочерями разговаривают по телефону, сидят в социальных сетях, считая, что дети и так получат долю внимания с их стороны. Но, могут ли дети сосредотачивать внимание на родительской просьбе, если родители не в состоянии сделать то же самое?
4. Многие считают, что «мягкое» воспитание - один из самых неэффективных методов воспитания. Но, это неправда. «Мягкое» воспитание - это интерактивное, активное, совместное воспитание. Оно требует повышенного внимания и максимального участия в жизни подрастающего поколения.
5. Если ребёнок всё время протестует по любому поводу – причину нужно искать только в себе. Возможно, сами взрослые постоянно раздражаются по пустякам. Принуждая ребёнка к постоянному подчинению, взрослые не замечают, как дети повторяют сценарий их поведения. Родителям следует помнить о том, что чувство вины или страх неудачи никогда не станут хорошим мотиватором для примерного поведения.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕМОНСТРАТИВНЫХ ДЕТЕЙ
Очень важно показать такому малышу, что отношение других людей к нему — далеко не самое главное в жизни. Конечно, объяснить на словах это трудно.
Создайте условия, в которых малыш будет сотрудничать со сверстниками, а не соревноваться с ними.
Полезна коллективная работа — пусть рисует с другими детьми на листе ватмана, собирает конструктор, лепит детали замка.
Покажите ребёнку, что ровесники — это партнёры, а не конкуренты. Включайте малыша в самые простые коллективные игры с правилами, да хоть просто водите хороводы.
Главное, чтобы он чувствовал свою причастность к общему делу. Учите слушать других людей.
Начните с аудиокниг, перейдите к чтению по ролям, устройте семейный совет, на котором каждый должен выслушать другого, не перебивая.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ИНФАЛЬТИВНЫХ ДЕТЕЙ
Во-первых, покажите ребенка психоневрологу, возможно, ему требуется небольшое медикаментозное лечение. Оно может улучшить память, внимание, работоспособность, помочь ребенку в учебе. Однако только таблетками помощь не исчерпывается. Таким детям необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его психической организации.
Во-вторых, система общения с инфантильным ребенком ни в коем случае не должна строиться на насильственном внушении ему определенных правил и запретах. Наоборот, лучше воздействовать на него ненавязчиво, учитывая интересы и пристрастия.
Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, предоставляйте ему возможность пообщаться с ровесниками, побуждайте его к такому общению, учите сотрудничать с другими детьми, прощать обиды, улаживать конфликты. Разъясняйте последствия его ошибок, побуждайте ребенка преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам.
Продумайте и установите для ребенка ряд посильных ежедневных обязанностей, которые он будет четко знать. Также объясните ему, что последует за их невыполнением. Ребенок должен хорошо усвоить эту логическую связь.
Избегайте так называемого отрицательного внимания - окриков, высмеивания, угроз, наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими эмоциональными формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их.
Внимательно следите за ребенком. Инфантильные дети - личности слабовольные и внушаемые, поэтому родители и воспитатели должны быть начеку, чтобы дети не попали под влияние плохой компании, а имели достойные занятия - спорт, туризм, чтение.
Поощряйте любое стремление ребенка к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этом процессе отца, особенно при воспитании мальчиков.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ КОНФОРМНЫХ ДЕТЕЙ
1. Развивайте критичность мышления ребёнка Умение трезво оценивать информацию и логически мыслить позволит быть ребенку самостоятельными и независимыми.
2. Золотое правило «Не сотвори себе кумира» Главные вопросы, которые ребенок должен уметь себе задавать: Так ли это на самом деле? Кто сказал, что это так, а не иначе? Кому может быть выгодно так утверждать?
3. Учить ребенка быть честным важно отличать свое частное мнение от истины.
4. Учить ребенка быть мужественным пойти против большинства всегда страшно.
5. Развитие индивидуальности Разговаривайте и действуйте как взрослый.
6. Не соперничайте с ребёнком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ СИМПТОМАТИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ
Родителям следует рассказать, как взрослый может целенаправленно строить общение небольшой группы детей.
Поначалу ребенка надо учить общаться и сотрудничать с одним-двумя партнерами. Общий принцип участия взрослого в детском общении: как можно более незаметная помощь, подсказка в случае конфликта или выпадения из общего дела.
Предположим, дети не могут сами придумать, чем им заняться. Тогда взрослый должен подсказать им какую-нибудь интересную игру. Как только они начали играть, он отходит в сторону, представляя дальнейшую инициативу им самим. Но вдруг снова возникает затруднение - например, двое ребят поспорили, кому из них достанется самая интересная роль. Тут взрослый снова вмешивается, помогает решить спор (скажем, предлагает ввести в игру еще одну не менее привлекательную роль) и снова отодвигается на задний план.