Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по развитию мелкой моторики»
Уровень развития мелкой моторики
Высокий
Средний
Ниже среднего
Низкий
Количество детей
1
2
3
37 сад
Всем детям следует выполнятьупражнения на развитие графических навыков
Для развития графического навыка следует использовать: рисование линий: прямые дорожки, фигурные; рисование по точкам, по контурам по клеточкам; выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
Прямые дорожки Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.
Игра «Лабиринты»
Цель: формировать умелость и уверенность руки.
Ход: Ребенок должен единой линией соединить два изображенных на бумаге предмета («помоги животному добраться до дома», «человек идет к дому», «машина заезжает в гараж» и др.). Линия может быть прямой, волнистой, прерывистой, зигзагообразной, ломаной и т.д. Затем ребенок может заштриховать предметы по своему усмотрению.
Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки) Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: • вертикальные (сверху вниз) • горизонтальные (слева направо) • наклонные • «клубочками» (круговые движения руки) • полукругами. Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.
Игра «Тир»
Цель: развитие точности движения.
Ход: Нарисованы на бумаге схематическое ружье и мишень. Мишени могут располагаться в разных концах листа и на разном расстоянии от ружья, и размеры их будут разными: большими и маленькими. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Объясните детям, что нужно стараться попасть в центр или как можно ближе к нему.
Игра «Парашютисты»
Цель: развитие графических умений.
Оборудование: лист бумаги, в верхней части которого несколько разноцветных точек (парашютисты), внизу листа – небольшой круг – место их приземления.
Ход: Педагог ставит перед детьми задачу: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.
Средний уровень
Детям входящим в эту группу рекомендуется выполнять упражнения для тренировки навыка вырезания ножницами
Делать бахрому,
Нарезать линии по шаблону
Резать бумагу по прямой без шаблона
Резать зигзаги
Вырезать ножницами фигуры с закругленными углами или кривые (круги, волны, сердечки и т.п.)
Вырезать ножницами фигуры с прямыми углами (квадраты, прямоугольники)
Алия
Ребёнок очень слабо нажимает на карандаш, поэтому следует выполнять упражнения по типу штриховок.
Катя
Рекомендуется выполнять кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения на развитие моторики – это упражнения с последовательной сменой разных положений рук, такие движения обеспечивают зффективное взаимодействие полушарий мозга и развивают их способности.
Основные принципы методики обучения детей таким упражнениям:
От простого – к сложному.
Последовательность и постепенность.
Систематичность.
«Колечко»: «Зайчик прыгнул на крылечко, он нашёл в траве колечко» - Поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем: указательный, средний и т.д., сначала одной рукой, затем сразу двумя руками.
Одно и то же упражнение может иметь разные названия и, соответственно, сопровождаться разными стихами, например: это же упражнение «Колечко» на следующем занятии мы закрепим с детьми как:
«Очки»: «Бабушка очки одела, в них внучонка разглядела»,
«Орешки»: «Белки для потехи щёлкали орехи, как расколется орех – слышен звонкий белок смех»,
«Ладошки»: Правую и левую ладошки переворачиваем на столе сначала одной рукой, затем – двумя синхронно: «Вот ладошка правая, а вот – ладошка левая, мы ладошками играем, мы зарядку делаем».
«Барабан»:Левая рука - пальцы сжаты в кулак (барабан), правая - сжаты в кулак кроме указательного и среднего пальцев (палочки). Пальцами правой руки ударяем по кулачку левой, затем меняем положение рук: «В руки палочки возьмите, по барабану постучите. Бум-бум-бум и бам-бам-бам, нам купили барабан».
«Зайчик-коза-вилка» - «Заяц»: средний и указательный пальцы вытянуты вверх, при этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.
«Коза»: указательный палец и мизинец вытянуты вверх, при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.
«Вилка»: вытянуты вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони.
Ниже среднего
Всем детям, входящим в эту группу, необходимо выполнять упражнения для развития тактильно-двигательных ощущений.
Способы развития тактильно-двигательных ощущений
Игры и упражнения для развития тактильно-двигательных ощущений
Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.
Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.
Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.
Чудесный мешочек
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины,
фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
Узнай фигуру
Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно- воспринимаемому образцу.
Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).
Определи на ощупь
Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.
Угадай, из чего сделан предмет
Цель: определение фактуры материала при прикосновении.
Оборудование: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл). Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.
Угадай предмет
Цель: определение предмета по контуру.
Оборудование: лист бумаги, карандаш, объемное контурное изображение предмета (елочка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.).
Найди пару
Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.
- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
- собирание пазлов;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
- игры с водой разной температуры;
- игры с мелкими камушками, бобовыми, сухим песком (теплым и холодным) и др.
Использование различных дидактических тренажеров, игр, пособий.
Шариковые ванны для рук - большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размера.
Осязательные ванны - небольшая коробка или емкость, наполненная горохом (бобами, фасолью, чечевицей и пр.). Поиск мелких предметов в такой ванне способствует активизации пальцевого гнозиса.
Тактильное панно (сенсорная панель для рук) - панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет(домики, деревья, кусты, цветы, ягоды, животные, травка и др.). Детали, отличающиеся по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу, крепятся к основной панели с помощью различных застежек: липучек, кнопок, крючков, пуговиц, и т.д. Составляя из них сюжетные композиции на панно, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая различных материалов, упражняясь пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем - и по собственному замыслу.
Волшебный куб – многофункциональное пособие (найти и обвести по контуру определённую фигуру, пройти пальчиком лабиринт
Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные мячи, щетки, махровые рукавички, массажеры, используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины.
Эдик
С трудом дается выполнение статических упражнений, поэтому следует выполнять кинезиологические упражнения, данные выше, начиная с самых простых.