kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации по развитию мелкой моторики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет интересна учителям, дефектологам, логопедам для развития у учащихся мелкой моторики пальцев рук.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по развитию мелкой моторики»

Уровень развития мелкой моторики

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

Количество детей

1

2

3


37 сад

Всем детям следует выполнять упражнения на развитие графических навыков

Для развития графического навыка следует использовать:
рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.


Прямые дорожки
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.


Фигурные дорожки
Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. 
Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается. 


Игра «Лабиринты»

Цель: формировать умелость и уверенность руки.

Ход: Ребенок должен единой линией соединить два изображенных на бумаге предмета («помоги животному добраться до дома», «человек идет к дому», «машина заезжает в гараж» и др.). Линия может быть прямой, волнистой, прерывистой, зигзагообразной, ломаной и т.д. Затем ребенок может заштриховать предметы по своему усмотрению.


Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.


Игра «Тир»

Цель: развитие точности движения.

Ход: Нарисованы на бумаге схематическое ружье и мишень. Мишени могут располагаться в разных концах листа и на разном расстоянии от ружья, и размеры их будут разными: большими и маленькими. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Объясните детям, что нужно стараться попасть в центр или как можно ближе к нему.


Игра «Парашютисты»

Цель: развитие графических умений.

Оборудование: лист бумаги, в верхней части которого несколько разноцветных точек (парашютисты), внизу листа – небольшой круг – место их приземления.

Ход: Педагог ставит перед детьми задачу: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.


Средний уровень

Детям входящим в эту группу рекомендуется выполнять упражнения для тренировки навыка вырезания ножницами

  • Делать бахрому,

  • Нарезать линии по шаблону

  • Резать бумагу по прямой без шаблона

  • Резать зигзаги

  • Вырезать ножницами фигуры с закругленными углами или кривые (круги, волны, сердечки и т.п.)

  • Вырезать ножницами фигуры с прямыми углами (квадраты, прямоугольники)

Алия

Ребёнок очень слабо нажимает на карандаш, поэтому следует выполнять упражнения по типу штриховок.


Катя

Рекомендуется выполнять кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения на развитие моторики – это упражнения с последовательной сменой разных положений рук, такие движения обеспечивают зффективное взаимодействие полушарий мозга и развивают их способности. 


Основные принципы методики обучения детей таким упражнениям:

От простого – к сложному.

Последовательность и постепенность.

Систематичность.


«Колечко»: «Зайчик прыгнул на крылечко, он нашёл в траве колечко» - Поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем: указательный, средний и т.д., сначала одной рукой, затем сразу двумя руками.

Одно и то же упражнение может иметь разные названия и, соответственно, сопровождаться разными стихами, например: это же упражнение «Колечко» на следующем занятии мы закрепим с детьми как:

«Очки»: «Бабушка очки одела, в них внучонка разглядела»,

«Орешки»: «Белки для потехи щёлкали орехи, как расколется орех – слышен звонкий белок смех», 

«Ладошки»: Правую и левую ладошки переворачиваем на столе сначала одной рукой, затем – двумя синхронно: «Вот ладошка правая, а вот – ладошка левая, мы ладошками играем, мы зарядку делаем».

«Барабан»:Левая рука - пальцы сжаты в кулак (барабан), правая - сжаты в кулак кроме указательного и среднего пальцев (палочки). Пальцами правой руки ударяем по кулачку левой, затем меняем положение рук: «В руки палочки возьмите, по барабану постучите. Бум-бум-бум и бам-бам-бам, нам купили барабан».

«Зайчик-коза-вилка» - «Заяц»: средний и указательный пальцы вытянуты вверх, при этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.

«Коза»: указательный палец и мизинец вытянуты вверх, при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.

«Вилка»: вытянуты вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони.



Ниже среднего

Всем детям, входящим в эту группу, необходимо выполнять упражнения для развития тактильно-двигательных ощущений.

Способы развития тактильно-двигательных ощущений


Игры и упражнения для развития тактильно-двигательных ощущений

Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.

Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.

Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.

Чудесный мешочек

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины,

фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

Узнай фигуру

Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно- воспринимаемому образцу.

Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).

Определи на ощупь

Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.

Угадай, из чего сделан предмет

Цель: определение фактуры материала при прикосновении.

Оборудование: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл). Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.

Угадай предмет

Цель: определение предмета по контуру.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, объемное контурное изображение предмета (елочка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.).

Найди пару

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.

Разложи по размеру

Цель: определение размера наполнителей на ощупь.

Оборудование: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т.п.

Отгадай цифру (букву)

Цель: определение знаков при помощи тактильных ощущений.

Собери матрешку

Цель: определение величины знакомых игрушек на ощупь.

Оборудование: две матрешки-вкладыши.

Помоги Золушке

Цель: различение мелких предметов на ощупь.

Оборудование: мисочка со смесью зерен (фасоль, семечки и т.п.) и тарелка (для каждого ребенка).

С какого дерева листочек?

Цель: определять с какого дерева листочек и соединять их.

Оборудование: отдельные карточки с изображением листочков и деревьев.

Лабиринт

Цель: активизация тактильных движений указательного пальца.

Оборудование: лабиринт – наклеенная толстая нитка или липучка (по кругу,

волнообразно и т.п.)

Гладкая - шершавая

Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.

Оборудование: набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.

Холодно - тепло - горячо

Цель: определение температуры воды на ощупь.

Оборудование: три миски с водой (холодной, теплой, горячей).

Найди самый лёгкий и самый тяжелый мешочек

Цель: определение веса мешочков

Оборудование: мешочки с различным по весу наполнителем.

Упражнения по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами):

- называние пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет);

- ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой;

- ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих - той же или другой рукой;

- опознание фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке.

Различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

-   лепка из глины, пластилина, теста;

- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

- конструирование из бумаги (оригами);

- макраме (плетение из ниток, веревок);

- вышивка по картону (изонить);

- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

- собирание пазлов;

- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

- игры с водой разной температуры;

- игры с мелкими камушками, бобовыми, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Использование различных дидактических тренажеров, игр, пособий.

Шариковые ванны для рук - большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размера.

Осязательные ванны - небольшая коробка или емкость, наполненная горохом (бобами, фасолью, чечевицей и пр.). Поиск мелких предметов в такой ванне способствует активизации пальцевого гнозиса.

Тактильное панно (сенсорная панель для рук) - панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет(домики, деревья, кусты, цветы, ягоды, животные, травка и др.). Детали, отличающиеся по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу, крепятся к основной панели с помощью различных застежек: липучек, кнопок, крючков, пуговиц, и т.д. Составляя из них сюжетные композиции на панно, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая различных материалов, упражняясь пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем - и по собственному замыслу.

Волшебный куб – многофункциональное пособие (найти и обвести по контуру определённую фигуру, пройти пальчиком лабиринт

Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные мячи, щетки, махровые рукавички, массажеры, используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины.


Эдик

С трудом дается выполнение статических упражнений, поэтому следует выполнять кинезиологические упражнения, данные выше, начиная с самых простых.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рекомендации по развитию мелкой моторики

Автор: Качесова Екатерина Николаевна

Дата: 18.11.2019

Номер свидетельства: 527506

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Развитие мелкой моторики посредством квиллинга у детей "
    ["seo_title"] => string(60) "razvitiie-mielkoi-motoriki-posriedstvom-kvillingha-u-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "242815"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445539426"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Методическая рекомендация для родителей и педагогов "Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста"."
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_riekomiendatsiia_dlia_roditieliei_i_piedaghoghov_razvitiie_miel"
    ["file_id"] => string(6) "366070"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480951575"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Упражнения  для  развития   мелкой моторики   детей  дошкольного  возраста  в  технике  «Штриховка» "
    ["seo_title"] => string(101) "uprazhnieniia-dlia-razvitiia-mielkoi-motoriki-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-tiekhnikie-shtrikhovka"
    ["file_id"] => string(6) "244293"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445905871"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики""
    ["seo_title"] => string(67) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-ighry-na-razvitiie-mielkoi-motoriki"
    ["file_id"] => string(6) "321863"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461423285"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "презентация по теме:"Развитие  мелкой  моторики рук у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности""
    ["seo_title"] => string(122) "priezientatsiiapotiemierazvitiiemielkoimotorikirukudietieistarshieghodoshkolnoghovozrastachieriezraznyievidydieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "261139"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449072811"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства