б) ослепшие - зрительные представления остались в памяти человека.
2. Слабовидящие – лица с остротой зрения от 0,05 до 0,4, а также с другими нарушениями: сужение поля зрения, патология цветоощущения, косоглазие.
Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) — наука о воспитании и
обучении лиц с нарушением зрения. Основоположником тифлопедагогики
является французский педагог Гаюи.
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения школьника, испытывающего трудности в обучении. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения.
2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения располагается в центре класса, на первой-второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением.
3. Педагогу рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета.
4. Следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных).
5. Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика)
6. Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на обдумывание.
7. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту.
8. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
9. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное восприятие.
Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке, при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором.
Особенности образования слепых детей:
1) обучение проводит тифлопедагог;
2) увеличение срока обучения;
3) занятия по развитию осязания, ориентировке в пространстве;
4) использование тифлоприборов;
5) использование специального дидактического материала (рельефного);
6) обучение чтению и письму по системе Брайля.
Ейск 2023
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»
Отделение Школьного образования и прикладной информатики. Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рекомендации по организации инклюзивного обучения детей с нарушением зрения