Просмотр содержимого документа
«"Развитие познавательного интереса через создание проблемных ситуаций"»
Развитие познавательного интереса через создание проблемных ситуаций.
В течение многих лет я работаю по учебно-методическому комплексу «Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова ». Программа представляет собой комплект учебников и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям образования с учетом возрастных особенностей детей с постепенным нарастанием трудностей учебного материала. Для достижения цели и задач на уроках и во внеурочной деятельности я внедряю технологию проблемного обучения, здоровье сберегающие и информационно-коммуникационные технологии, реализую метод дифференцированного обучения. На своих уроках воспитываю толерантность, уважительное отношение друг к другу, что дает возможность свободно высказать свою точку зрения, аргументировать свою позицию. Считаю, что главной задачей в процессе обучения является выработка положительных эмоций, когда никто не чувствует себя обделенным вниманием, чтобы каждый ребенок мог ответить, чтобы он получил поддержку своим усилиям словом, взглядом.
Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Успех в учебе – это основа взаимопонимания между учителем и учеником. Для того чтобы определить успехи и выявить «пробелы» в учении большое внимание уделяю личностным характеристикам школьника. Я приучаю детей слышать и слушать друг друга, «добывать» новые знания, учу общаться, уважать друг друга. Намного быстрее преодолевается психологический барьер, если дети умеют объективно оценивать свою работу, работать по правилам дружелюбного спора. Уже с 1 класса провожу работу по формированию умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и устранять их. Часто на своих уроках я использую шкалу успеха. Моя цель - научить ребенка оценивать реально свои возможности. Обязательное условие - обсуждение критерий, по которым оценивается работа ученика. По каждому предмету эти критерии свои. Несовпадение оценок дает мне возможность помочь ребенку, который испытывает трудности. Шкала удобна при выполнении, как письменных работ, так и при выполнении устных заданий. Ребенок видит положительные результаты своей деятельности, совместно обсуждает причины появления ошибок, и устраняет их по возможности. Для формирования у учащихся навыка самоконтроля и самооценки я придерживаюсь следующих правил:
самооценка ученика всегда должна предшествовать учительской оценке;
никогда не говорить ученику о его плохих результатах;
для закрепления веры в достигнутый результат, предлагаю выполнить разноуровневые задания;
оценивать динамику успешности учащихся относительно их самих же;
хвалить конкретного ученика за его пусть маленький, но успех.
С первых дней обучения в 1 классе завожу тетрадь, в которой отслеживаю продвижение каждого ребенка. Для родителей делаю отдельные «Листы индивидуальных достижений» по русскому языку, математике, литературе. Такая форма отслеживания удобна не только учителю и родителям, но и ученикам. Родители видят успехи и пробелы в знаниях своего ребенка, могут проконсультироваться у учителя.
С первого урока математики завожу таблицу, в которой учитываются параметры: контролируемые знания, умения, навыки; умение продолжать заданную закономерность; умение сравнивать предметы по форме, цвету, размеру.
В первых двух четвертях 1 класса использую цветовые пометки, как при работе с сигнальными карточками, а дальше применяю такие обозначения + «я выполнил успешно», - «есть неточности», = «надо еще потрудиться».
На уроках русского языка в1 классе использую параметры: контролируемые знания, умения, навыки; большая буква в начале предложения; знаки препинания в конце предложения; пропуск, замена, перестановка букв.
Навык чтения – важное звено в курсе начального обучения. Развитие техники чтения следует рассматривать за довольно большой промежуток времени. Поэтому я отслеживаю с 1 класса при помощи сводной таблицы, которая помогает увидеть динамику развития навыка чтения у каждого ученика по четвертям. Отслеживание провожу по следующим параметрам: способ чтения; темп; характер ошибок. После анализа достижений из полученных результатов проводится индивидуальная работа с каждым учеником.
Дети учатся с радостью, любят школу и стараются не пропускать занятия. На уроках постоянно применяю ситуации, где ученик должен вступить в диалог, отстаивать свою точку зрения. Для поиска различных путей решения поставленной проблемы дети учатся наблюдать, сравнивать, доказывать, сопоставлять, выявлять закономерности. Ребенок не только усваивает информацию, нопереживает чувство удовлетворения и сопричастности к коллективному поиску.
Внеурочная деятельность по предметам занимает важное место в моей деятельности. Это школьные и районные, областные и республиканские олимпиады. Ежегодно мои учащиеся являются призерами. Дети принимают активное участие в конкурсах, викторинах, тестированиях, экскурсиях. Начиная с 3 класса, привлекаю детей к подготовке внеклассных мероприятий по учебным предметам. Это формирует познавательную мотивацию учебной деятельности и активную жизненную позицию.
Начиная со 2 класса, каждый ребенок заводит свою «Тетрадь для творческих работ». В ней он записывает стишки, загадки, сказки, рисует рисунки. Лучшие работы оформляем красочно на листах, делаем выставки на родительских собраниях, а некоторые работы использую на уроках литературного чтения. На выявление общего кругозора провожу различные конкурсы и викторины по учебным предметам, чтобы задействовать и выявить интеллектуальные способности каждого ученика. Вся система воспитательной работы строится для пробуждения у ребенка интереса к самому себе. Он должен научиться задавать себе вопросы: Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? и отвечать на них, он должен научиться любить себя.
Чтобы знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными, педагогами и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка я применяю психолого-педагогические методы изучения личности младшего школьника – диагностику. Эту работу начинаю с подготовительного этапа, когда знакомлюсь с детьми в КПП. Завожу тетрадь, где фиксирую результаты различных методик, затем их изучаю и анализирую. На каждого ребенка заполняю индивидуальную карту сопровождения.
Младшие школьники очень любят выполнять в классе поручения. Они чувствуют себя нужными, ждут возможности проявить себя.Начиная работать с первоклассниками, сразу привлекаю их к выполнению различных поручений. Без поручения не остается ни один ученик. В первом классе в 1 четверти поручения меняем довольно часто, через две недели, а затем реже. Во втором классе – через месяц, а в третьем и четвертом классах – каждую четверть. Если не хватает обязанностей, мы придумываем их сами.
Очень важным считаю не держать при себе накопленный опыт, а делиться им. Обобщение имеющегося практического опыта осуществляю через обмен конкретными наработками методиками через самоотчеты, открытые уроки, внеклассные мероприятия. Делюсь своим опытом на ШМО, на школьных семинарах, педсоветах, заседаниях. Провожу открытые уроки, посещаю уроки моих коллег. Все результаты учебной и внеклассной деятельности (как удачные, так и проблемные) становятся предметом обсуждения.