Развитие коммуникативной и речевой деятельности учащихся
Развитие коммуникативной и речевой деятельности учащихся
«Учитель – профессия особая. Её величие в том, что она служит развитию человека будущего. Любовью учителя воспитывается сердце ребёнка, разумом учителя формируется ум его питомцев, убеждения учителя определяют убеждения его воспитанников, трудом учителя создается величайшая ценность на Земле – Человек».
В.А.Сухомлинский.
Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения.
В качестве методологической основы модернизации образовательного процесса мной используется системный подход. С учетом особенностей развития младших школьников развитие коммуникативной и речевой деятельности ученика строю через:
Личностно-ориентированный подход.
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей.
- Опора на положительные качества личности ребенка.
- Подкрепление индивидуальных успехов. 2. Деятельностный подход.
- Мотивация деятельности, направленной на сотворчество.
- Социальная значимость выполняемой деятельности.
- Результаты совместной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативной и речевой деятельности учащихся »
Развитие коммуникативной и речевой деятельности учащихся
«Учитель – профессия особая. Её величие в том, что она служит развитию человека будущего. Любовью учителя воспитывается сердце ребёнка, разумом учителя формируется ум его питомцев, убеждения учителя определяют убеждения его воспитанников, трудом учителя создается величайшая ценность на Земле – Человек».
В.А.Сухомлинский.
Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения.
В качестве методологической основы модернизации образовательного процесса мной используется системный подход. С учетом особенностей развития младших школьников развитие коммуникативной и речевой деятельности ученика строю через:
Личностно-ориентированный подход.
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей. - Опора на положительные качества личности ребенка. - Подкрепление индивидуальных успехов. 2. Деятельностный подход. - Мотивация деятельности, направленной на сотворчество. - Социальная значимость выполняемой деятельности. - Результаты совместной деятельности.
Достижение максимального результата строится через общее развитие школьников на основе самостоятельного добывания новых знаний в процессе коллективно – распределительной деятельности в форме групповой, парной работы, поэтому создаю на уроках коммуникативное пространство в учебной жизни ребенка, для эффективной организации общения. Уже в первом классе учу детей слушать не только меня, но и своих одноклассников. Планирую место и время, чтобы дети могли обсуждать друг с другом свои мысли. Приучаю к мысли о том, что каждый имеет право на свою гипотезу и право критиковать или поддерживать мысль другого. С самых первых уроков создаю у первоклассников позитивное и доброжелательное отношение друг к другу. В этом мне помогает специальный курс «Азбука Вежливости», автора Людмилы Васильевой - Гангнус
Вводя форму сотрудничества, коллективного диалога в процессе групповой и парной работы, первоначально даю ее образец, при этом внимание акцентирую на формах взаимодействия – речевых клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т. д. Это вопросы запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. Таким образом, групповая и парная работа рассматривается мной как процесс обучения исследовательской деятельности, а значит как средство развития речи и коммуникативной деятельности. Результат такой работы дает положительную динамику:
С совместной парной работой «Раскрасим варежки для Феи», которая проводилась в сентябре, справились 35% детей.
С работой в парах «Помоги Гномику найти сапожки», проводимой в декабре, уже справились 70% детей.
Работа в группах удовлетворяет потребность детей в общении: общении творческом. Дети самообучаются и учат друг друга.
Благодаря пониманию того, что необходим комплексный подход, позволяющий формировать и развивать коммуникативные и речевые навыки учеников, на уроках часто применяются театральные и ролевые постановки. А в рамках внеурочной деятельности два года был организован театральный кружок.
В ходе такой работы все направления представлены в единстве:
- качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи);
- умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи (т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой).
Умение работать с текстом – важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и коммуникативных умений и культуры человека вообще.
Работу строю на основе использования комплексных методов, соединяющих разные виды деятельности – рисование, конструирование, речь, игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность; в рисовании проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств и фантазии. Особенно это важно на первых этапах обучения ребенка.
Использую методы, иллюстрирующие взаимосвязь разных видов деятельности.
I. Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего.
Рисование является для ребенка более знакомым видом деятельности, поэтому этот метод применяю в начале обучения. Сказочный сюжет предлагается мной, но развивается и дополняется детьми. Эта работа вызывает у ребенка чувство уверенности в собственных силах, что стимулирует процесс коллективного творчества. Для более яркого и образного представления применяю ИКТ.
Одновременно с составлением сказки с детьми зарисовываем опоры – иллюстрации к себе в альбомы.
Например:
Все вы любите слушать и смотреть сказки. А сегодня мы с вами вместе сочиним сказку. Герои в этой сказке необычные. Итак, мы начинаем….
В некотором царстве, в сказочном государстве жил – был веселый карандаш. Он очень любил рисовать кружки. Однажды случилось чудо. Все кружки ожили.
Желтый кружок превратился… В кого может превратиться желтый кружок? (цыпленок, лимон, и т.д.). Побежал цыпленок гулять и видит… И вот у карандаша синий кружок превратился…. (речка, …) и видит речку. Только наш цыпленок подбежал к речке как вдруг навстречу ему… Карандаш нарисовал оранжевый кружок и он ожил в… (лиса). Чтобы спасти цыпленка карандаш быстро нарисовал много – много сереньких кружков. И вдруг они превратились…… А что случилось дальше с хитрой лисой? …(заканчивают сказку сами)
Большая работа по развитию речевой и коммукативной деятельности веду через исследовательскую и проектную деятельность. Большую роль в ходе реализации требований ФГОС, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, играет участие младших школьников в проектной деятельности. Именно в ней дети учатся эффективно искать информацию, общаться, сотрудничать и совместно решать проблемы. Проектная деятельность позволяет интегрировать знания учащихся из разных предметных областей для решения одной проблемы, организовать обучение в деятельностном режиме, приблизить его к интересам ребенка.
Данная деятельность для меня не нова, но если, в основном, проектами начинали заниматься со второго класса, то сейчас, с внедрением ФГОС эта деятельность начинается с самого начала учебы первоклассника.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей – это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, когда результат – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Внеурочная деятельность идет продолжением работы ребенка на уроке, таким образом, соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором разворачивается исследовательская, проектная деятельность. Или формируемые на уроке способы действий отрабатываем на материале внеурочных форм деятельности младшего школьника.
Успех любой проектной деятельности лежит в положительной мотивации всех детей, в развитии коммуникативных навыков, в решении задач, стоящих перед каждой личностью в отдельности и перед группой в целом, в возможности увидеть конечный продукт деятельности.
Проектная деятельность –это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Вот некоторые последние наши проекты с конечным продуктом и результатом.
Здоровая еда – залог здоровья.
Текстильная страна-результат: первое место в международном конкурсе на сайте «Страна Мастеров», приглашение на Московскую международную выставку «Текстильная страна»
При взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником достигаются хорошие результаты в работе над формированием развития коммуникативной и речевой деятельности младшего школьника.