Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий.
Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий.»
Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий.
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.
В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
В широком смысле слова универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В связи с изменением роли учителя изменяются также цели, содержание и средства урока. Если в традиционном варианте урок - это учебно-воспитательное мероприятие с функцией познавательной и социальной подготовки и административного надзора, ограниченное во времени (35-45 мин), то в условиях нового государственного стандарта урок превращается в развивающее учебное занятие, которое по своим целям выходит за границы одного урока. Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности учеников. Используются разнообразные источники информации: слово учителя, самостоятельное наблюдение, учебные пособия, ресурсы Интернета, приборы и приспособления и т.п. Структура урока динамична, присутствует целый набор разнообразных действий и операций, средств объединенных в целесообразную деятельность. Учитель поддерживает инициативу ученика, следит, чтобы его работа велась в нужном направлении, и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной, то есть развивает ученика.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы части учащихся, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась действующая система образования. Соответственно возникли определенные проблемы в обучении и развитии нынешнего молодого поколения. Вот некоторых из них:
- Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.
-Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.
- Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.
- Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.
- Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.
- Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше число ребят, не умеющих работать самостоятельно, "интеллектуально пассивных", детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.
Ведущую роль в развитии и формировании УУД у учеников играют педагоги школы. При этом очевидно, что с изменением требований к результатам образования меняются требования и к педагогам.
В новой дидактике ученик и учитель - равные субъекты учебной и внеучебной деятельности, деятельность ученика сопровождается и организуется учителем с целью получения ребенком своего собственного ОПЫТА. Учитель в этом случае является координатором, консультантом, экспертом, старшим партнером (но чем взрослее ребенок, тем более равным становится партнерство).
Развитие личностных действий позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Развитие регулятивных действий обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Развитие познавательных действий включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Развитие коммуникативные действий обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения мне приходится проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.
Развитию вышеназванных качеств, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение – осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Поэтому на уроках поэзии я использую два вида искусства- стихи и музыка. Учитывая, что каждый ребенок увидит и почувствует читаемое по-своему, стараюсь раскрыть его индивидуальность. Это могут быть мини-сочинения.
Сравнение произведений об одном времени года. Много времени отвожу самостоятельному чтению. Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте. Особое место отвожу экскурсиям. Даже в школьном сквере можно рассмотреть «Хрустальный день осени», «березу в бахроме», деревья под шапками зимы, а не по картинкам проектора. Вскоре учащиеся сами начинают наблюдать изменения в природе и с утра в классе звучит: "А вы видели…", "А я любовался…". Уроки провожу в форме диалога, начиная со слов "Мне кажется…", "Я думаю…"
Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает развитие самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Для обеспечения плодотворной работы в группе недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество. Развиваются базовые ценности: терпение, добро, формирование интереса к учению, участие в диалоге (коммуникативные УУД), отвечали на простые вопросы учителя (познавательные УУД), работа по инструкции, которую сами выработали (регулятивные УУД ).
При актуализации знаний перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения, после чего они должны ответить на вопросы. После предположений учащихся начинается совместное открытие нового. Каждый из ребят думает по-разному,но опыт или практические действия помогают выбрать правильный ответ.
Таким образом, ребята самостоятельноделают вывод и сравнивают его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:
-личностные (формирование интереса)
- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)
- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
Или, урок окружающего мира по теме "Жизнь животных" проводится в форме пресс – конференции.
- У нас в гостях волк (ученик). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам).
Вопросы журналистов:
- Как тебя зовут?
- Где ты живешь?
- Чем ты питаешься? и т.д.
Формирование у младших школьников учебных умений осуществляется на каждом уроке любого учебного предмета. Учебные умения не зависят от содержания конкретного курса и с этой точки зрения являются общеучебными.
Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны развивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
Важным элементом развития является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникационных технологиях и формирование способности их грамотно применять. Опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ уже на начальной стадии обучения в школе.
Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной.
Какие же действия учителя позволяют развивать и формировать универсальные учебные действия?
1. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
2. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
3. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
4. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
5. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
6. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
7. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
8. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Таким образом, развитие учащихся в процессе формирования УУД, может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.