Развитие логического мышления на уроках у младших школьников
Развитие логического мышления на уроках у младших школьников
Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.
Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления на уроках у младших школьников»
Развитие логического мышления
на уроках у младших школьников.
Минина ТатьянаСтепановна,
учитель начальных классов
первой категори
МБОУ «СОШ №30» Г.Чебоксары
Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.
Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.).
Уроки математики и русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приемов, при решении задач по математике и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений. Между понятиями бывают разные отношения.
Во-первых, отношения “вид – род”. Это такие отношения, когда все предметы, входящие в “вид”, входят и в “род”, имеют общие существенные признаки. Например, сандалии – обувь, окунь – рыба.
Подбери родовое понятие к следующим словам:
щука – …
липа – …
ромашка – …
картофель – …
грач – …
глаз – …
осень – …
оса – …
вилка –…
деление – …
метр – …
серебро –…
озеро – …
скрипка –…
Понятия могут относиться друг к другу и как “часть” – “целое”, например: лист – часть дерева, ноготь – часть пальца.
Укажи целое, частью которого являются:
карман – …
крыло – …
плавник – …
ветка – …
рукав – …
ножка – …
окно – …
кабина – …
лепесток – …
циферблат – …
ступень – …
ручка – …
Подбери противоположные понятия:
большой – …
свет – …
радость –…
храбрость – …
быстрый – …
тусклый – …
день – …
сладкий – …
печальный – …
начало – …
длинный – …
ложь – …
победа – …
смерть – …
молодость – …
бодрый – …
Назови вероятные причины следующих событий:
насморк – …
синяк – …
авария – …
ошибка – …
наказание – …
наводнение – …
опоздание – …
драка – …
Назови возможные следствия следующих событий:
засуха –…
праздник – …
сражение – …
молния – …
осень – …
опасность – …
переедание – …
болезнь – …
Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности, например: воскресенье – понедельник.
К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:
февраль – …
вторник – …
первый – …
вечер – …
Методика Мюнстберга.Время работы 2 минуты.
Методика направлена на диагностику избирательности внимания.
Задание: среди буквенного текста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть слова, содержащие 5 букв и более. Время работы 2 минуты . Например: рюклбюрадостьуфрани.
Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок.
Оценку избирательности внимания следует проводить по формуле: К=
К- избирательность внимания, N – количество найденных слов, m – количество ненайденных слов, n – количество слов, отмеченных неверно.
Оценка показателя: 0,8 – высокий уровень, 0,5- 0,7 – средний уровень, 0,4 и ниже – низкий уровень.
Метод заполнения недостающих букв в словах.
Учащимся предлагаются слова с пропущенными буквами. Если с тестом работает целый класс, то время выполнения конкретным подростком следует сравнивать со средним показателем по классу. 10 заданий из 15 – удовлетворительный результат. (приложение №7)
Пример: для 5-6 классов п-ро з-р-о з-о-ок
к-са д-р-во т-а-а
г-ра к-м-нь к-ы-а
р-ка х-л-д к-н-а
п-ле к-в-р п-и-а и т.д.
Подсчитывается время выполнения задания и количество правильно записанных слов в каждом столбце.
Главная задача обучения математике, причем с самого начала, с первого класса, - учить рассуждать, учить мыслить, - писал педагог-новатор А.А. Столяр. Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления.
Логические задачи.
Примеры логических задач связанных с математикой способствующих развитию логического мышления:
1.На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку? 2.Чтобы распилить доску на несколько частей, ученик сделал на ней шесть отметок. На сколько частей ученик распилит доску?
3. По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть? 4.Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра? 5.Алеша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой?
6. Коля ростом выше Андрея, но ниже Сережи. Кто выше Андрей или Сережа? 7.В прямоугольной комнате следует расставить 8 стульев так. Чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.
8.Чтобы сварить 1 кг мяса требуется 1 час. За сколько часов сварится 2 кг мяса? 9.Найдите закономерность и вставьте пропущенное число.
10.Какое число лишнее?
9,7,4,1,3,7. 11.Из 5 палочек нужно построить 2 треугольника.
12. Из семи палочек нужно сложить 3 треугольника.
13.Запиши такие двузначные числа, где сумма десятков и единиц равна 5.
Пример:14,23,32,50,41 14.Запиши такие двузначные числа, в которых разность между числом десятков и единиц равна 6.
Пример 93,82,71,60
15.Установи закономерность и найди недостающее число:
а) 2 5 7 6 1 7 1 4 ? (5)
б) 2 5 9 4 7 3 6 12 ? (12) и т.д.
Комплекс интеллектуальных игр для развития логического мышления детей Игровой тренинг мышления полезен всем учащимся, в особенности тем, которые испытывают заметные трудности в выполнении различных видов учебной работы: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании и усвоении, установления связей между различными явлениями, выражении своих мыслей в речи. Комплекс интеллектуальных игр позволяет развивать и совершенствовать мышление. В играх используются задания, составленные на основе простого, хорошо знакомого материала. Игры: 1.«Составление предложений».
Детям предлагается три слова не связанные между собой по смыслу, например: «карандаш», «треугольник», «ученик».
Задание: составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова. По времени отводится примерно 10 минут. Эта игра развивает способность устанавливать связимежду предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрушенных предметов.
2.«Поиск общих свойств».
Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой. За 10 минут они должны написать как можно больше общих признаков для этих объектов.
Например, «ведро», «воздушный шарик». В игре побеждает тот, у кого список общих признаков больше, длиннее. Эта работа необходима для того. Чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.
3.«Что лишнее?»
Детям предлагаются любые три слова:
Задание: из предложенных трех слов надо оставить только те два, которые имеют в чем-то сходные свойства, а одно слово – «лишнее», оно не обладает этим общим признаком, поэтому его следует исключить.
Пример: шесть, восемнадцать, восемьдесят один.
4.Эта игра развивает способности описывать свойства, сравнивать по определенным параметрам, устанавливать связи, а также переходить от одних связей к другим. Игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы, а поэтому не следует ограничиваться каким-то одним решением. Решений может быть целое множество. Эта игра,
следовательно, учит мыслить творчески.
5.«Поиск предмета (чисел и т.д.), обладающих сходными свойствами».
Пишется на доске слово. Например: «квадрат». Время на выполнение этого задания
ограничено 5-10 минут.
Задание: необходимо написать как можно больше предметов (чего-либо), являющихся аналогом данного слова и указать по какому именно свойству он имеет сходство с названным. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, а также оперировать в отдельности каждым из них, формирует способность классифицировать явления (формы и т.д.) по их признакам.
6.«Поиск предметов с противоположными свойствами».
Например слово «круг».
Задание детям: напиши как можно больше слов, которые противоположны по признакам записанному на доске.
Эта игра формирует способность изучать свойства, знакомит с такой категорией, как противоположность, что очень важно для развития интеллектуальных способностей ребенка.
В работе можно также использовать и другие игры, например:
«Поиск предметов (чего – либо) по заданным признакам»,
«Поиск элементов, объединяющих данные элементы»,
«Поиск способов применения элементов»,
«Учимся формировать определения»,
«Учимся выражать мысли другими словами» и т.д.
Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.
Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.