Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Проблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования. Особую значимость коммуникативное развитие имеет в младшем школьном возрасте, так как современное общество ждет от подрастающего поколения умения общаться, различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение, уметь проявлять к другим уважение, сочувствие и эмпатию. Кроме того, развитые коммуникативные способности, обеспечивая эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание в процессе общения, выполнения совместной деятельности, являются одним из критериев эффективности учебно-воспитательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Раково-Таврическая средняя общеобразовательная школа №6
Доклад
на РМО учителей начальных классов по теме:
«Развитие коммуникативных способностей школьников
на уроках и во внеурочной деятельности»
Подготовила учитель начальных классов:
Степанова И. В.
2018 год
Проблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования. Особую значимость коммуникативное развитие имеет в младшем школьном возрасте, так как современное общество ждет от подрастающего поколения умения общаться, различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение, уметь проявлять к другим уважение, сочувствие и эмпатию. Кроме того, развитые коммуникативные способности, обеспечивая эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание в процессе общения, выполнения совместной деятельности, являются одним из критериев эффективности учебно-воспитательного процесса. Именно от развитости коммуникативных умений и навыков во многом зависит успешность плодотворного взаимодействия младшего школьника и педагога. О значимости развития коммуникативных способностей говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), согласно которому в основе базового освоения учебных программ лежат универсальные учебные действия (УУД), в том числе и коммуникативные УУД: это - умения слушать и вступать в диалог, способность участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие. Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми и сверстниками. В то же время, именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Китайская народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь». Вовлечь ребенка в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы. У младших школьников по-прежнему ведущей остается игровая деятельность. Использование игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности помогает заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.
В рамках новых образовательных стандартов на базе нашей школы через внеурочную деятельность создаются условия, в которых дети, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения. Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий. Одной из главных отличительных особенностей организации внеурочной деятельности является свободный выбор каждым ребенком образовательной области; признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе; личностно-деятельностный характер обучения; личностно-ориентированный подход к ученику; создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности.
Формирование коммуникативных универсальных учебный действий у младших школьников происходит успешнее во внеурочной деятельности, а именное в направлении проектной деятельности. Немаловажную роль при формировании коммуникативных универсальных учебных действий играют родители, когда выполняют проекты совместно с детьми.
Надо научить младших школьников не только общаться, и находить партнеров в общении, но и самому оставаться нравственным, и выбирать партнера с высокой нравственностью. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
Подготовленный к общению человек — это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения.
Для продуктивного общения с другими людьми необходимо обладать определенной психологической культурой:
- умением разбираться в других людях и верно оценивать их психологию;
- адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние;
- выбирать по отношению к собеседникам такой способ обращения, который отвечал бы их индивидуальным особенностям.
Развитие коммуникативных компетенций в процессе духовно-нравственного воспитания является неотъемлемой частью начального образования.
Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.
За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, давать обучающимся не только знания, но и формировать УУД, согласно современным требованиям образования, я использую в работе такие технологии, как:
1.Технология группового обучения
2.Технология критического мышления
3.Проблемно - диалогическая технология
4.Технология продуктивного чтения.
5.Игровые технологии и др.
В ходе работы в рамках этих технологий учащиеся:
- учатся вырабатывать собственное мнение, на основе осмысления опыта, представлений идей;
- приобретают навык строить умозаключения и логические цепи доказательств;
- учатся слушать и слышать, выражать свои мысли ясно, уверенно и по отношению к окружающим корректно.
1. Групповая и парная работа.
Для формирования коммуникативных УУД необходимо так организовать учебный процесс, чтобы у учеников на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации как между учениками, так и между учениками и учителем.
Анализ практической образовательной среды показывает, что для решения обсуждаемой проблемы необходимо использовать групповые формы организации учебного общения:
- групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах);
- взаимопроверка заданий; игровые технологии; хоровое пение; коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов; соревнования команд на уроках физкультуры и др., способствующие тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса.
Конечно все педагоги используют в учебном процессе групповые формы работы, но как показывает практика, первый опыт ее организации бывает неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения.
Поэтому, чаще всего, используются групповые формы работы как способ разнообразия организации учебной работы на уроке, а не с целью формирования и развития УУД.
Формировать коммуникативные умения начала с работы в парах и делала это постепенно, поэтапно.
Первый этап: подбираю специальное задание, с которым учащиеся не могут справиться индивидуально. Раздаю ребятам листы, на которых надо сделать штриховку фигурок. В конце работы провожу рефлексию, в ходе которой выясняются недостатки в работе и делается вывод, что если бы ученики работали в паре дружно, то справились бы с заданием лучше. У детей возникает потребность работать сплочённо.
Например, на уроке технологии сделать из бумаги фигурки Деда Мороза и Снегурочки. В конце урока проводится рефлексия, на которой выясняется, что если бы ребята работали в паре, то справились бы с заданием быстрее. У детей возникает потребность работать сплоченно.
Второй этап: формирование у учащихся умения согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы. Работа строится по принципу: затруднение, рефлексия, новая форма работы. На уроке ребята делают аппликацию, распределив обязанности, но не спланировав при этом работу и не представив конечный результат. Поэтому у некоторых в выполненном задании нет соответствия в цвете, расположении. Учащиеся делают вывод: прежде чем сделать работу, надо согласовать.
Третий этап: осознание учащимися норм простой коммуникации. Поэтому взаимодействие в парах организую по типу простой коммуникации, где ученики пытаются понять высказывание друг друга.
Например:
прочитайте задачу;
расскажите ее друг другу: один - условие, другой - вопрос;
покажите при помощи рук, что задание выполнено (если согласны друг с другом -поднимают обе сцепленные руки, если нет - одну руку).
Таким образом, в сотрудничестве создаются комфортные условия для общения учащихся, что позволяет построить субъектные отношения по типу: ученик ученик, ученик учитель.
Работа в парах. Например, на уроке математике работая в паре дети получают задание, собрать домик «Состав числа»; проверить, друг у друга, правильно ли решены примеры. На уроке окружающего мира собрать картинку разрезанного на части дерева и определить, какому дереву принадлежит тот или иной лист, узнать, что это за дерево. Подготовь вместе с соседом по парте сообщение «Необычные погодные явления». На уроке литературного чтения подготовиться к чтению по ролям, распределив самостоятельно роли.
Начав работу по реализации ФГОС я поняла, что необходимы новые учебные задания. Отличительной чертой учебных заданий, направленных на формирование коммуникативных навыков, является их ориентация на сотрудничества, на установление партнёрских отношений.
Задания, направленные на формирование коммуникативных умений должны, содержат инструкции: «Расскажите…», «Объясните…», «Обоснуй свой ответ», «Докажи».
Пример из практики. Русский язык. Совместная игра.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия.
Задание. Вместе с соседом по парте поиграй в игру «Кто больше?». Кто больше подберёт проверочных слов к заданным, тот и победитель.
Слова для игры: в(а)дяной, пол(и)вать, с(и)лач, з(и)мовать, в(а)рить.
Запишите приставки. Проверьте правильность своей записи. Устно назовите друг другу примеры слов с записанными приставками. Оцените точность подбора слов.
Работа, предполагающая учёт позиции собеседника (взаимодействие).
Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию, учитывая позиции собеседников.
Задание. Запиши предложение из сказки.
Погостили Иван и Марья у ворона, у орла и у сокола, попировали и поехали в своё царство.
Найди и подчеркни однородные подлежащие (их два), затем – однородные сказуемые (их три). После этого ты без труда найдёшь однородные второстепенные члены предложения.
Миша считает, что это однородные дополнения, и умело доказывает это, задавая к ним вопросы. Маша уверена, что это однородные обстоятельства, и тоже подтверждает это с помощью вопросов. А как думаешь ты? Объясни соседу по парте.
Совместное выполнение задания.
Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, рефлексия своих действий.
Задание. Работа в группе. Прочитайте слова. Свет, свеча, освещение.
Близки ли они по смыслу? Выделите корень. Какой вопрос у вас возникает?
Сформулируйте вопрос. Сравните свою формулировку с авторской.
Объясни соседу по парте.
Взаимные диктанты в паре.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать собеседника, управлять поведением партнёра.
Задание. Подготовьтесь к письму слов под диктовку. В каких частях речи и в каких частях слова нужно вставить буквы? Как вы их будете выбирать?
Продиктуйте друг другу слова по порядку (через одно). Укажите части речи.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.
Работа в паре помогает каждому ученику сформировать такие важные качества и умения школьника, как:
- желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности;
- умение презентовать себя – рассказать о себе, своих возможностях;
- умение строить деловые отношения в совместной деятельности на уроке (принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения поставленной цели).
Обучение навыкам работы в паре необходимо осуществлять на доступном учебном материале; на знаниях, которые актуальны для учеников; на опыте, который знаком каждому.
Вывод: анализ содержания обучения и наблюдение за учебной коммуникативной деятельностью младших школьников показали, что комплекс коммуникативно направленных заданий и упражнений, которые были внедрены в учебный процесс, выполняемых в парах и мини группах, создавали ситуацию успеха для каждого ребёнка и способствовали формированию коммуникативных умений.
Активные методы обучения предполагают групповую форму работы.
Групповая технология — это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
Цель технологии группового обучения — создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.
Виды групповой работы.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания.
Дифференцированная групповая работа выполнение различных заданий разными группами.
Метод «Учимся вместе»: класс разбивается на группы по 3 человека. Каждая группа получает своё задание, которое является подзаданием большой темы; в результате работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. На уроках технологии и изобразительного искусства совместное создание аппликации, рисунков на предложенные темы.
Например, лепка композиции «Колобок». Одна группа лепит медведя, другая – волка, третья – зайца и т.д., а затем собирается вся композиция вместе.
На уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Зима пришла», вторая группа – текст - описание «Зимний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю зиму?»
При изучении рассказа М. Горького «Воробьишко», первая группа рисует обложку для книжки или самого Пудика, вторая группа - подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья - готовит чтение по ролям.
В парной или групповой деятельности, учащиеся могут:
– проверить друг у друга выполнение устного или письменного задания;
– задать друг другу или всему классу вопросы, например, по изученной теме или по прочитанному тексту;
– проанализировать работу своего одноклассника;
– оценить работу товарища по заданным критериям.
Для того, чтобы групповая или парная работа была результативной, необходимо соблюдать определенные требования:
- цель, которая ставится перед учащимися, должна быть посильной для них, а содержание задания должно обеспечивать активность всех школьников;
- задания должны способствовать возникновению различных мнений и являться основой для совместного обсуждения, носить поисковый характер, так как групповая работа тесно связана с проблемным обучением;
- материал заданий должен быть структурирован так, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные ученики в рамках одной группы;
- каждая группа должна иметь возможность видеть взаимосвязь своего задания с заданиями остальных групп и всего класса;
- учебный материал и применяемые при его изучении методы должны дать возможность каждому ученику реализовать свои способности в рамках групповой работы, применить имеющиеся знания и умения.
На уроках использую разнообразные методы работы: «мозговой штурм», «пила», «вертушка», взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение (учащиеся выступают в роли учителя), интервью(например, по теме «Род и семья»).
«Мозговой штурм» - каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». При проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:
а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.
б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).
Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.
Для устранения трудностей и проблем в учебном материале организую работу в группах так: на первом уроке одна группа детей работает над темой «Проверка безударных гласных в середине слова», другая группа – над темой «Правописание парных согласных в конце слова». Как правило, у детей есть затруднения и там, и там. Тогда на следующем уроке эти две группы делятся каждая пополам, и начинается работа по «взаимообучению» и т. д.
2.Методы работы
Как показывает мой педагогический опыт, уровень коммуникативной культуры школьников повышает при использование таких методов организации урока, как:
- решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения, позволяют соблюдать нормы русского литературного языка, этические нормы и правила речевого поведения.
Например, на этапе обучения учащихся составлению предложений с однородными членами предлагается задание: прочитайте, найдите однородные члены предложения:
Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу… (А.Майков)
К этому заданию можно смоделировать следующую речевую ситуацию: представьте, что верные слуги осени – ветра – ткут ковёр. Помогите им. Подскажите, какие краски и узоры можно использовать, чтобы сделать ковёр ярким и красивым.
- участие в диалоге, дискуссиях, выступлениях в роли докладчика, оппонента, выступающего при обсуждении вопроса, задающего вопрос или отвечающего на него;
- выполнение творческих работ на основе личных, читательских, жизненных, фантазийных и музыкальных впечатлений;
-использование разнообразных упражнений по интерпретации и созданию текстов (составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание текстов, по опорным словам);
- создание тематических газет, проектов и мультимедийных презентаций.
Для диагностики коммуникации, предполагающей рефлексию усваиваемого содержания образования и собственного развития как субъекта деятельности, предлагаю такие виды заданий:
-составь задание партнёру;
-напиши отзыв на работу товарища;
-групповая работа по составлению кроссворда;
-«отгадай, о ком говорим»;
-диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи).
Дают хорошие результаты такие приёмы каквзаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение заданий:
-выполнять задание, комментируя свои действия соседу по парте;
-раскрывать содержание задания какого-либо упражнения;
-объяснить друг другу понятие слова («предложение»);
-помочь своему однокласснику;
-продиктовать друг другу заданный материал (предложение);
-совместно выполнить практическое задание.
Ребятам нравится, когда новая тема подаётся в виде проблемной задачи, например, поврежденное послание, которое состоит из одного предложения. Дети должны правильно расставить слова в предложении, восстановив его смысл. Затем в ходе урока, необходимо так выстроить деятельность детей, чтобы в процессе урока дети сами пришли к выводу, что такое предложение и в чем его особенность. Вся эта работа сопровождается непрерывным общением детей с учителем, с одноклассниками.
Исследовательский метод обучения - это организация поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Для развития навыка исследовательского поведения у детей необходимо сформировать умения: видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. Исследовательская деятельность требует формирования навыков самостоятельного обучения. При этом важно создать атмосферу сотрудничества с позиций «советчика», «консультанта», «помощника», но не «авторитарного наставника».
Как нельзя лучше для организации поисковой, исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Урок – исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к тайнам превращает его в исследователя. Очень актуальны тематические уроки по программе А.А.Плешакова «Задавайте вопросы!», «Учимся задавать вопросы об окружающем мире», «Что такое хвоинки?», «Кто такие птицы?» и другие.
Например, при изучении темы «Кто такие птицы?», дети, работая в группах проводят мини исследование. Рассматривая перья птиц через лупу, учащиеся сравнивают их по цвету, форме, размеру, весу. Опускают перо в стакан с водой и наблюдают, как вода скатывается капельками, а перо при этом остаётся сухим. Так дети, самостоятельно приходят к выводу, что перья защищают птицу от воды и сырости.
Не только по учебнику и рабочим тетрадям, но и в процессе наблюдений, простых опытов, исследований учащиеся узнают много интересного об окружающем нас мире, находят ответы на вопросы: Кто? Что? Как? Куда? Где? Когда? Почему? Зачем? Герои учебников не только ведут на страницах учебников диалоги и служат образцами для подражания, но и позволяют ученикам включаться в диалоги. В рабочих тетрадях много заданий, в которых сформулированы многоуровневые коммуникативные задания: поговорить с членами семьи, с другом, одноклассниками, сообщи о результатах своей работы друзьям, нарисуй своё любимое комнатное растение, расскажи другу, чем оно тебе нравится, продемонстрируй классу освоенные приёмы ухода за комнатными растениями.
Таким образом, одна из целей работы учителя состоит в том, чтобы направлять и регулировать активность учащихся через организацию исследования, сотрудничества учеников друг с другом. Учитель при этом выступает как партнер взаимодействия.
В основе организации совместной деятельности на уроке лежат идеиразвития сотрудничества, коллективных способов обучения.
Можно выделить следующие преимущества совместной работы:
- возрастает объём и глубина усваиваемого материала;
- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашнее задание);
- снижается школьная тревожность;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- возрастает сплочённость класса;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растёт самокритичность; ребёнок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
- дети приобретают навыки необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Итак, можно сделать вывод: одним из путей формирования коммуникативных и межличностных отношений на уроке является организация парных и групповых форм работы, где каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи.
3.Технология развития критического мышления
Внедряю в систему учебно-воспитательного процесса технологию развития критического мышления. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают коммуникативные навыки, необходимые в жизни.
Пример из практики. Приём «Зигзаг - 2»
Тема: В. Бианки «Мышонок Пик».
Цель: используя приёмы технологии критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению, формировать коммуникативные умения.
Используемые приёмы: групповая мозговая атака, составление списка известной информации при помощи рисунков. Работа ведётся индивидуально - в парах – в группах.
Стадия вызова. Можно предложить учащимся сделать предположение, как может выглядеть домик маленького мышонка. Учащиеся рисуют домики на небольших листах, обсуждают свои рисунки в группе, рисуют один рисунок на большом листе, затем идёт презентация.
Стадия осмысления содержания. Класс делится на 3 команды по 3 человека в каждой команде – по количеству вопросов к тексту.
Вопросы могут быть следующими:
На какой остров попал мышонок Пик? С кем сравнивает автор мышонка Пика и почему? Как вы понимаете словосочетание «чёрный день»?
Как мышонок Пик строил дом? Как вы понимаете словосочетание «это было у него в крови»?
Какой домик получился у мышонка Пик? Как вы думаете, автору нравится домик мышонка?
Вопросы записаны на карточках определённого цвета. Учащиеся берут по одной карточке, изучают текст рассказа в «родной» группе с целью найти ответ на свои вопросы, подчёркивают ответы в тексте, затем собираются при помощи цветовых карточек в экспертные группы (там специалисты по одному вопросу), обсуждают, приходят к общему мнению.
Стадия рефлексии. Идёт работа в экспертных группах, а затем вновь в «родные». Вернувшись в «родную» группу, эксперты в порядке следования цветов знакомят товарищей с ответами на вопросы. После такой работы любой ученик из команды может дать ответ на любой вопрос по тексту. Идёт озвучивание: вопрос- ответ. Группы последовательно отвечают на вопросы, дополняя друг друга.
Данный приём способствует формированию у школьников навыков общения, они учатся слушать друг друга, сотрудничать, вести диалог, обсуждать.
4.Проблемно-диалогическая технология
Проблемно – диалогическая технология – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Данная технология стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес детей; формирует умения выражать собственное мнение и позицию, учить задавать и отвечать на вопросы, правильно вести диалог, доносить информацию до партнёра, формирует коммуникативные навыки.
Как формируются коммуникативные умения на уроке видно из таблицы.
Проблемно-диалогическое обучение (основные этапы урока и деятельности детей)
Формируемые коммуникативных умений
1.Постановка проблемы
Слушание, наблюдение, ответы на вопросы учителя, выполнение данного задания, выявление и осознание противоречия
Понимать
Слушать других, понимать поставленную задачу
Доносить свою позицию
Оформлять свою мысль, высказывать свою точку зрения.
2.Поиск решения
Выдвижение и проверка гипотез
Понимать
Понимать позицию другого, различать в его речи: мнения, доказательства, гипотезы
Доносить свою позицию
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы
Договариваться
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции, договариваться с людьми иных позиций; сотрудничать в совместном решении проблемы, учиться уважительно относиться к позиции другого
3.Выражение решения.
Выражение нового знания в доступной форме
Понимать
Уметь выделять главное, составлять план
4.Реализация продукта
Публичное представление продукта учителю и классу
Доносить свою позицию
Выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
При необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции, признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
Договариваться
Толерантно строить отношения с людьми иных позиций и находить компромиссы.
Пример из практики.
Учитель
Ученик
- Прочитайте слова на доске
Читают: душ, ночь, ложь, стриж, дочь, муж, ключ.
- Чем похожи эти слова?
Это существительные с шипящими на конце слов
- А чем слова отличаются друг от друга?
В одних есть мягкий знак, а в других нет
Подумайте, над какой темой будем работать?
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных
Давайте проверим первую гипотезу.
Определите число имен существительных.
-Дает ли возможность эта гипотеза ответить на вопрос?
-Проверим вторую гипотезу.
Определите род имен существительных.
-Что заметили?
-Где мы можем проверить правильность высказывания?
Откройте учебники на стр. 31 и прочитайте правило.
-Когда же пишется ь знак на конце существительных после шипящих?
-От чего зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих?
-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?
-А теперь можем ответить на поставленный вопрос?
-Какое открытие мы сделали?
-Можем ли мы определить по наличию мягкого знака в существительных после шипящих род существительного?
Самостоятельно, по группам, составьте схему правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце.
Очень нравится ребятам игра «Детектив». Цель – с помощью задаваемых вопросов первым угадать задуманное слово. Один из игроков будет свидетелем, он загадывает слово и отвечает на вопросы. Остальные игроки- детективы. Остальные задают вопросы и отгадывают слово. (Диалог в небольшой группе (ученик — ученики)).
5.Технология продуктивного чтения
Технология продуктивного чтения(технология формирования типа правильной читательской деятельности), разработана профессором Н.Н. Светловской.
Целью данной технологии являетсяформирование читательской и коммуникативной компетенции школьника.
Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
При использовании технологии продуктивного чтения на первом этапе урока (до чтения) ученики учатся сами прогнозировать содержание по названию произведения, иллюстрации, фамилии автора. На втором этапе (во время чтения) ученики учатся вести диалог с автором: задавать вопросы – прогнозировать ответы – проверять по тексту. На третьем этапе (после чтения) учатся не только вести беседу, дискуссию и уточнять позицию автора, но и выявлять, и формулировать основную идею текста или совокупность его главных смыслов.
Эта технология направлена в первую очередь на формирование коммуникативных УУД, обеспечивает умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников. На втором месте – познавательные УУД, например, умения извлекать информацию из текста. Далее – личностный результат – если анализ текста порождает оценочные суждения, и на последнем месте – регулятивные УУД – умение работать по плану (алгоритму).
В таблице отражены этапы урока, построенного на основе технологии формирования типа правильной читательской деятельности и формирование коммуникативных умений на каждом этапе.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (основные этапы урока и деятельность детей)
Формируемые коммуникативных умений
Работа с текстом до чтения.
Антиципация (прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям и группе ключевых слов)
Понимать
Понимать точку зрения автора, используя ознакомительное чтение
Работа с текстом во время чтения
А) первичное чтение.
Самостоятельное чтение, выражение реакции на текст, проверка своих прогнозов о содержании и героях, рефлексия по поводу несовпадения
Б) Перечитывание текста.
Ответы на вопросы учителя с опорой на текст, аргументация своей точки зрения.
Чтение подтекста произведения, постановка вопросов к автору
Деление текста на смысловые части. Составление плана.
Понимать
Самостоятельно использовать различные виды чтения, приёмы слушания
Доносить свою позицию
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Высказывать свою точку зрения.
Доносить свою позицию
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
Понимать
Вести диалог с автором, ставить вопросы к тексту и искать ответы на них. Отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа. Слушать других.
Понимать
Выделять главное, составлять план
3.Работа с текстом после чтения
Выдвижение гипотез, формулирование аргументов и контраргументов. Корректировка своей точки зрения.
Участие в коллективной дискуссии
Доносить свою позицию
Отстаивая свою позицию, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владеть механизмом эквивалентных замен).
Договариваться с людьми
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Предвидеть последствия коллективных решений.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций
4.Подведение итогов урока
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
Доносить свою позицию.
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
Примеры из практики. Фрагмент урока.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах) 1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а. 2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы. Группы составляют пословицы:
1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.
- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло) - Отгадайте, о ком будем читать?
С ветки на ветку быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Серовато, зубовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет.
(Волк)
- Прочитайте ключевые слова. - Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло) Проверим наши прогнозы.
Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
- Прочитайте текст про себя. - А теперь прочитаем вслух по частям.
Вопросы по ходу чтения: 1 часть: Что делала белка? А волк? 2 часть: О чём стала просить белка? - Отпустил волк? С каким условием? - Как ответила белка на вопрос волка? 3часть: Отчего же белки так веселы? Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт). Что означают эти слова?
3 этап. Работа с текстом после чтения.
- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем). - Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым) - Кого осуждает автор?
1) Составим модель – описание героев басни.
Работа в группах.
1 группа – Белка. Какая она? 2 группа – Волк. Какой он?
Проверим ваши работы.
(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям).
- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему? - А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? (О людях) - Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро)
2) Что же такое добро?
Работа в группах 1 группа – записать ассоциации. Что такое добро? 2 группа – нарисовать. Что для вас добро?
Из наших ответов выросло Дерево доброты. - Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре. (Добро –
1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие. 2) Хорошее доброе дело. 3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства» - Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их. - Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)
6.Игровые технологии
Именно игра создать условия, когда обучение ребенка заменит монотонную деятельность по запоминанию на активную самостоятельную работу.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения познавательного интереса, без внутренней мотивации, освоения не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Не я первая встала на этот путь поисков, как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учить учиться. Многие коллеги рано или поздно приходят к выводу о том, что важным условием формирования УУД и повышением эффективности урока, является игра.
Что же такое игра? По определению Российской педагогической энциклопедии, игра - "это один из видов деятельности человека". Данное определение бесспорно и общепринято. Однако в педагогике и методиках имеет место разное толкование игры как метода обучения (Н.Ф. Виноградова) или как формы обучения (Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина). В самом деле, источником знания является не сама по себе игра, а та деятельность ребенка, которая характеризует игру.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу. Учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В структуру игровой технологии как деятельности входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. На современном этапе развития методики под понятием «игровая технология» понимается процесс реализации игры в учебном процессе с целью повышения активизации познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к изучению того или иного предмета, освоение школьниками УУД.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
На уроках использую игровые технологий:
1) ролевые игры на уроке (игра «Магазин»);
2) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
3) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
4) различные виды внеурочной работы по учебным предметам (путешествия, турниры, экскурсии, конкурсы и т.п.).
5) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
Создавая условия для формирования коммуникативных умений и реализации творческих способностей учащихся, разрабатываю и широко применяем нетрадиционные формы уроков: уроки-праздники, КВНы, игры по станциям, уроки-конкурсы, олимпиады, соревнования, путешествия и т.п. Большинство из перечисленных уроков - это формы контрольно-обобщающих уроков, благодаря которым ребёнок не подозревает, что его контролируют, и показывает в непринуждённой форме свои знания, навыки. Контроль изученного материала осуществляется и обычным способом: диктанты, опрос, взаимоконтроль, беседы, работа в парах.
Участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивости и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, умение действовать сообща, что способствует воспитанию доброжелательности и взаимопомощи. Воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность. Постепенно вырабатываются организаторские и коммуникативные умения.
Игровые технологии формируют: коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли);
С целью формирования коммуникативных и личностных УУД можно использовать такие приемы как: «Игровая цель». Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Например: Математика. «Эстафета». Класс делится на три команды. На доске записаны примеры в 3 столбика (на каждого члена команды по 1 примеру). По команде учителя ученики по одному выходят к доске и решают пример. Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно.
Игра «Мудрецы» проводится с целью привлечь учащихся к объяснению новой темы. Несколько человек (чаще 3-4) самостоятельно изучают материал, планируют свой ответ и готовятся рассказать тему одноклассникам, каждый по своему разделу или части темы. При подготовке ученики могут использовать учебники, дополнительную справочную литературу, ресурсы сети Интернет и даже подготовить задания или вопросы по теме. Обязательно проводится «репетиция» – учитель выслушивает «мудрецов», помогает им разобраться в теме и отвечает на их вопросы. На самом же уроке «мудрецы» сменяя друг друга, раскрывают одноклассникам содержание темы урока. Учителю остается обобщить сказанное «мудрецами».
«Повторяем с контролем». Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные вопросы, другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.
Особенно привлекательными являются для детей групповые игры сэлементами соревнования. Например, игра «Смекай, считай, отгадывай» проводятся на уроке в виде соревнования двух и более команд. Кто быстрее всех умеет думать, правильно считать, кто будет самым догадливым – тот заработает больше всех жетонов.
При регулярном и целенаправленном использовании игр и игровых ситуаций в учебном процессе у обучающихся успешно формируются коммуникативные УУД.
Вывод: работа по формированию коммуникативных УУД с целенаправленным использованием современных технологий, деятельных методов, приёмов и форм обучения, выполнение продуктивных заданий, способствует тому, что у школьников возрастает уровень владения коммуникативными умениями. Более активными становятся робкие и неуверенные в себе учащиеся, начинают терпеливо слушать одноклассников активные и словоохотливые ученики, школьники овладевают умениями сотрудничать, выстраивать общий план действий, принимать совместное решение и выражать мнение группы.
Кроме того, следует отметить, что
возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
сплочённость класса возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.